Курсовая теория на тему Система сдержек и противовесов в российской модели разделения властей.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические основы
разделения властей в механизме государственного управления
1.1 Историческое развития принципа
разделения властей и ее особенности
1.2 Сущность принципы разделения властей
1.3 Реализация конституционного принципа
разделения властей в России
2.2. Реализация системы «сдержек и противовесов» в России
Введение:
Построение модели правового государства является одной из главных и
приоритетных задач XXI века для
многих стран, в том числе и для Российской Федерации.
Как мы знаем, одним из важнейших и основополагающих принципов
функционирования правового государства является принцип разделения властей.
Актуальность темы исследования обусловлена тем,
что принцип разделения властей в последние годы прочно вошел в российскую
политическую действительность. Этот принцип стал одним из оснований
функционирования российского конституционализма и складывания новой
политической системы. Политические процессы последних лет свидетельствуют о
сдвигах в государственном механизме, связанных с продолжающимся формированием
новой системы взаимодействия ветвей власти.
Россия в данный момент переживает
время экономических, социальных и политических реформ, которые приближают нашу
страну к демократическому идеалу, а именно к правовому государству. Поэтому
сейчас особую важность имеет рассмотрение и изучение основных демократических
принципов, и их реализацию на практике, в том числе, принцип разделения
властей.
Проблема государственной власти самым непосредственным образом отражается
на конкретных отношениях. Это позволяет говорить о переходе названной
проблематики в практическую плоскость.
Цель
исследования: на основе исследования теоретических, правовых и организационных
основ механизма государственного управления подготовить обоснованные
предложения по повышению эффективности деятельности властей в современных
условиях их разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Задачи
исследования:
-раскрыть
понятия: «власть», «государственная власть», «ветви государственной власти»,
«законодательная власть», «исполнительная власть», «судебная власть»,
«разделение властей», «принцип разделения властей», «целостность
государственной власти», «управление», «государственное управление», «механизм
государственной власти», «элементы механизма государственной власти»;
-провести
анализ структуры и функционирования механизма государственного управления
Российской Федерации;
-вскрыть
проблемы построения и функционирования механизма государственного управления
Российской Федерации;
-показать
резервы эффективности механизма государственного управления Российской
Федерации в условиях разделения властей;
-выявить
преимущества разделения властей в отечественном механизме государственного
управления в сравнении с другими моделями государственного управления;
-подготовить
обоснованные предложения по совершенствованию механизма государственного
управления Российской Федерации в современных условиях.
Объектом исследования является структура современной государственной
власти, а в качестве предмета исследования выступает принцип разделения властей
в механизме государственного управления в Российской Федерации.
Исследование строилось на взглядах следующих ученых: Алексеев С.С., Голуб Е.И., Баранов А.В., Елисеев Б.П., Ефимов В.И, Захаров Н.А., Зенов В.Е.,
Исаев И.И., Ишеков К.А., Касимова А.А., Кистяковский Н.М., Котляревский С.А., Крашенинников М.А., Ледяев О.М.,
Макарейко Н.В., Манов Г.Н., Митин С.С., Нерсесянц
В.С., Скоробогатова В.В., Старилов Ю.Н., Фарбер И.Е.,
Филимонова О.Г., Фомичев А.Н., Ржевский В.А., Халипов В.Ф., Ходова Н.В.,
Чернышов И.Е., Чиркин В.Е., Шеленговский П.Г.,
Шеповалова Ю.М., Югов А.А.
При написании работы мною были использованы следующие методы: подбор и
анализ научной литературы, работа с нормативно-правовыми актами РСФСР,
Российской Федерации, а также систематизация, анализ и обобщение полученных
данных.
В анализе, исследовании и обосновании проблем работы использовались методы:
структурный; системный; функциональный; информационный; аксиоматический;
выборочный; методы синтеза и анализа.
Ожидаемый
результат: раскрыть теоретические, правовые и организационные основы механизма
государственного управления; проанализировать реализацию принципа разделения
властей; подготовить обоснованные предложения по совершенствованию механизма
государственного управления, повышению эффективности деятельности властей в
современных условиях их разделения на законодательную, исполнительную и
судебную.
Определена нормативная правовая база
работы. Ее составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные
конституционные законы, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления
правительства РФ; Конституции, Уставы, Законы субъектов РФ, Постановления
исполнительных органов субъектов РФ.
Структура
работы. Обусловленная целью и задачами исследования, структура работы состоит
из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Проведенный
анализ позволяет сделать некоторые обобщающие выводы. Государственная власть
осуществляется во всех сферах жизнедеятельности общества.
Реализация теории разделения властей и её
возникновение имеет долгий и достаточно сложный путь исторического развития.
Идея разграничения деятельности государственных органов высказывалась
известными античными мыслителями – Гесиодом, Гераклидом, Аристотелем, Платоном
и другими. Понимание теории в наши дни и её использование, в качестве своей
опоры имеет социальный опыт всего человечества в целом, именно поэтому её
развитие может по праву называться достоянием общества.
Впервые «принцип разделения властей» был официально закреплен в Конституции
от 10 декабря 1992 г. в статье 3, которая гласит, что основным принципом
организации Власти в Российской Федерации является принцип разделения властей,
на законодательную, исполнительную и судебную.
12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята Конституция
Российской Федерации, которая действует до настоящего времени.
В статье 10 этого документа наше внимание обращается на то, что
государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа
разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, и
что органы каждой из ветвей являются самостоятельными.
Конституция
не только декларировала данный принцип, но и четко определила круг вопросов,
относящийся к компетенции каждой ветви власти в главах 4-ой («Президент
Российской Федерации»), 5-ой («Федеральное Собрание»), 6-ой («Правительство
Российской Федерации»), 7-ой («Судебная власть и прокуратура») Конституции
Российской Федерации.
Таким образом, разделение властей – это политико-правовое понятие, согласно
которому государственная власть должна иметь несколько разделенных и не
зависящих одна от другой властных структур. Судебная власть, законодательный
орган и исполнительная власть действуют свободно и не имеют возможности
перенимать полномочия друг друга.
В работе
были подробно исследованы взаимодействие судебной и исполнительной власти в
области гражданского, гражданско-процессуального, административного
законодательства, в области организационной деятельности и обеспечения
установленного порядка функционирования суда.
Были
исследованы полномочия должностных лиц службы судебных приставов, органов
прокуратуры, изучена структура такого важного учреждения, как Судебный
департамент при Верховном Суде Российской Федерации, а также Министерства
юстиции Российской Федерации. В исследовании было установлено, что основное
взаимодействие между указанными ветвями и органами власти происходит непублично
и закрыто.
В работе
были подробно описаны функции должностных лиц службы судебных приставов по
исполнению судебных актов, обеспечению установленного порядка деятельности
судов, обозначены наиболее проблемные точки взаимодействия судебной и
исполнительной власти, проанализирована основная законодательная база, согласно
которой осуществляется взаимодействие и сотрудничество данных органов.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы разделения властей в механизме государственного
управления
1.1
Историческое
развития принципа разделения властей и ее особенности
Реализация
теории разделения властей и её возникновение имеет долгий и достаточно сложный
путь исторического развития. Идея разграничения деятельности государственных
органов высказывалась известными античными мыслителями – Гесиодом, Гераклидом,
Аристотелем, Платоном и другими. Понимание теории в наши дни и её
использование, в качестве своей опоры имеет социальный опыт всего человечества
в целом, именно поэтому её развитие может по праву называться достоянием
общества.
Впервые крупное разделение властей
произошло между политической и религиозной властью, а именно между такими
институтами, как государство и церковь. Оно также сопровождалось и длительным
соперничеством за власть, господство светской власти над религиозной,
преобладание церкви в светской жизни общества. Борьба между этими институтами
продолжалось не один век, а точнее всё средневековье и начало Нового времени,
как в России, так и на Западе. По сей день оно остаётся незавершенным для ряда
государств и обществ.
Наряду с этим, в самом светском государстве
рано начали появляться идеи о необходимости ограничения власти, о пресечении
концентрации власти в одних руках. Именно в Древней Греции начала формироваться
сложноорганизованная современная модель государственности.
Уже Аристотель (384-322 до н.э.)
определял государство как некое целое, состоящее из разных неподобных друг
другу частей, и выделял законосовещательный, административный и судебный
органы.[1] Он
считал, что от организации этих «трех элементов» зависит не только
благосостояние общества, но и саморазличие отдельных форм государственного
строя. Аристотель не изучал взаимодействия государственных органов между собой
и проблемы их взаимоотношения, считая, что основополагающим элементом в
государстве является «законосовещательный» орган.
Древнегреческие философы Гесиод (VII век до
н.э.), Гераклид (VI—V век до
н.э.), Эпикур (341-270 гг. до н.э.) в своих монументальных трудах рассматривали
принципы справедливости и гражданской свободы как основные политико-правовые
ценности. [2]
В Древней Греции, такой уклад, как
слияние гражданского коллектива с государством, способствовал формированию
гражданской ответственности каждого члена этого общества, где основополагающим
качеством свободного гражданина считалось его право и обязанность участвовать в
управлении государством.
Древнегреческие ученые внесли
большой вклад в развитие политической науки и политико-правовых принципов. Они
установили зависимость формы организации власти от реализации политическим
режимом главных общепризнанных мерок справедливости, основ гражданской свободы
и норм формального равноправия.
Модель организации государственности
в Античной Греции в основных чертах была заимствована Римской республикой.
Древнеримский мыслитель Полибий (203-102 гг. до н.э.) считал, что
государственная власть в Риме была поделена между Сенатом, консулами и народом[3]. По его
мнению, они оказывали друг другу взаимную поддержку и содействие, а также
сдерживали власть другого.