Курсовая теория на тему Система работы социального педагога с «трудными подростками в школе»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические основы системы работы
социального педагога с «трудными подростками» в школе. 6
1.1. Общая
характеристика «трудных подростков». 6
1.2
Направления, формы и технологии работы социального педагога с «трудными»
подростками. 17
1.3 Организация системы диагностической работы
социального педагога с «трудными подростками» в школе. 20
Вывод по
первой главе. 22
2.1 Программа исследования. 23
2.2 Анализ деятельности социального педагога по
диагностике «трудного подростка» 26
2.3 Рекомендации социальному педагогу школы по
организации системы диагностической работы с «трудными подростками». 28
Вывод по
второй главе. 30
Заключение. 32
Список
литературы.. 35
Введение:
В подростковом возрасте ребенок активно
ищет свое место в жизни. Однако зачастую его притязания и ожидания становятся
причиной конфликта подростка и социума. Невозможность выразить себя,
воздействие различных негативных факторов: неблагополучная семья, неприятие
сверстников, отрицательное отношение педагогов, трудности в общении с
окружающими и др.) становятся источником того, что подросток попадает в
категорию так называемых «трудных подростков», зачастую вступает в разнообразные
неформальные объединения, которые позволяют ему определенным образом
социализироваться.
Подростковый возраст является довольно
благоприятным периодом для развития данного явления. Формирующееся чувство
взрослости, желание занять определенное место в обществе, потребность в получении
определенного статуса в обществе не соотносится с отношением со стороны
окружающих взрослых, которые считают подростков по-прежнему детьми и требуют от
них послушания и подчинения. Поэтому подросток находит возможность социализации
в разнообразных протестных формах поведения.
Следует помнить о том, что подростковый
возраст является весьма сложным в плане педагогической работы, так как этот
период характеризуется наличием достаточно серьезных и острых кризисов, поэтому
педагогическое воздействие должно быть тактичным и очень аккуратным, не
унижающим достоинство подростка. В обратном случае можно добиться совершенно
несоответствующих поставленным целям задач.
Одним из главных специалистов, которые
осуществляют работу с «трудными» подростками является социальный педагог.
Именно он осуществляет коррекционную работу с самим подростком, с его
референтной группой, а также с семьей, помогая ребенку справиться с теми
факторами, которые приводят к возникновению девиантного поведения.
Однако неграмотные, некорректные действия
педагогов способны лишь усугубить асоциальность поведения подростков и
негативную направленность их социализации. Поэтому весьма актуальной является
проблема выработки эффективных стратегий, методов и технологий взаимодействия и
воздействия социального педагога на «трудных» подростков, а также достижение
высокой квалификации педагогов в данном вопросе.
Степен научной разработанности проблемы:
вопросами работы с «трудными подростками» занимались Л.С. Выготский, П.П.
Блонски й, В.И. Куфаев, А.Д.
Гонеев, В.С. Кукушин, В.М. Сорока-Россинский и т.д. Вопросами организации
социально-педагогической диагностики с «трудными подростками» занимались Н.И.
Никитина, А.К. Колеченко и т.д.
Объект исследования: «трудные подростки»,
как социальная группа.
Предмет исследования: особенности
деятельности социального педагога с трудными подростками.
Цель исследования: анализ методов и
средств деятельности социального педагога с «трудными» подростками.
Задачи исследования:
1. Раскрыть
теоретические основы системы работы социального педагога с «трудными
подростками» в школе;
2. Проанализировать
направления деятельности социального педагога с «трудными подростками» в школе;
3. Дать рекомендации
социальному педагогу школы по проведению диагностики при организации работы с
трудными подростками.
Гипотеза
исследования: диагностический этап является необходимым условием эффективной
работы социального педагога с «трудными подростками» в школе.
Методы исследования: анализ научной и
периодической литературы по теме, систематизация и обобщение полученных знаний,
сравнительно-исторический анализ.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ – Т.Е. ГДЕ ПРОХОДИЛО ИССЛЕДОВАНИЕ
Практическая значимость исследования:
материалы исследования могут быть использованы в практической работе с «трудными
подростками» социальных педагогов, психологов-педагогов, классных
руководителей.
Заключение:
Таким
образом, появление «трудных» подростков, которые демонстрируют девиантное
поведение, склонность к нарушениям социальных норм и правил поведения,
конфликтность, агрессивность может быть обусловлено рядом факторов. Во-первых,
особенностями возрастного развития. На данном этапе подросток начинает
переживать ощущение взрослости, осознавать и пытаться утвердить свою
индивидуальность, утвердиться в определенном социальном статусе, однако
довольно часто это вступает в конфликт с представлениями взрослых о подростке
как о ребенке. Во-вторых, наличием различных неблагоприятных факторов, таких
как неблагополучная семья, проблемы с общением, непринятие себя и т.д. В
результате этого подросток демонстрирует девиантное поведение, что позволяет
причислить его к категории «трудных» подростков.
Основная
задача работы социального педагога – помощь «трудным» подросткам в поиске себя,
в самопознании, осознании негативных факторов, которые воздействуют на них.
Кроме того, социальный педагог работает с окружением подростка.
Можно
выделить групповые и индивидуальные формы работы социального педагога с
«трудным» подростком. Индивидуальные формы работы с подростком подразумевают
взаимодействие непосредственно с ребенком, помощь ему в самопознании, а также
помощь в организации взаимодействия с другими специалистами (психологом,
педагогами и т.д.). Групповые формы работы направлены на референтные группы
подростка, те неформальные объединения, в которые они входят, так как именно
референтные группы являются одним из основных факторов социализации подростка.
Таким образом, трудновоспитуемость
представляет собой явление затрудняющее процесс воспитания
и формирования личности, который проявляется в нежелании ребенка быть
включенным в образовательный процесс. Формирование данного явления происходит
из-за негативного влияния института семьи, школы или сверстников. Основной
технологией определения причин и дальнейшей работы с трудновоспитуемым ребенком
является диагностика. Суть данной технологии заключается в том, чтобы собрать
необходимые данные для обработки и подтверждения гипотезы о причинах и виде
трудновоспитуемости. Следующей важной работой образовательной организации по
работе с трудновоспитуемыми детьми является профилактика, которая
осуществляется социальным педагогом на двух уровнях: нейтрализация негативного
влияния окружающей среды, то есть работа с родителями и референтным окружением
ребенка в групповой или индивидуальной форме и работа с ребенком по устранению
имеющихся проявлений трудновоспитуемости.
Диагностика (распознание) – конечный
результат, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических и
поведенческих особенностей личности с целью оценки их актуального состояния,
прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей
социально-педагогического обследования. Предмет социально-педагогической
диагностики – установление индивидуально-психологических и социальных различий в
норме и патологии. Социально-педагогическая диагностика подростков включает в
себя элементы социальной, психологической и педагогической диагностики. В целом можно сделать вывод о том, что диагностическое
направление представляет собой важный компонент деятельности социального
педагога. Умение отбирать необходимые диагностические методики, применять их в
своей деятельности, грамотно обрабатывать и интерпретировать полученные данные,
прогнозировать дальнейшее развитие субъекта на основе этих данных, а также
конструировать индивидуальные и групповые программы коррекционной деятельности
является профессионально значимым качеством социального педагога. Это прописано
в профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания».
Анализ
результатов диагностического исследования дает возможность выявить те сферы
жизни, в которых подросток из неполной семьи испытывает трудности и нуждается в
психолого-педагогической поддержке в развитии социализации. Это, в первую
очередь, психосоциальное состояние детей, отнесенных к категории трудных
подростков. Высокий уровень тревожности, агрессивности, проблемы в оценке своих
личных качеств — все эти выявленные проблемы подростка требуют разрешения не
только путем оказания социально-психолого-педагогической помощи, но и путем выстраивания
индивидуальной психолого-педагогической поддержки ребенка с целью саморазвития,
самоорганизации и самореализации конкретного подростка.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические
основы системы работы социального педагога с «трудными подростками» в школе
1.1. Общая характеристика «трудных
подростков» В отечественной психологии основы для понимания тенденций
формирования психики и личности в подростковом возрасте заложены в трудах Л.С.
Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна,
Г.А. Цукерман и др.
Многие исследователи характеризуют данный период как
кризисный, как период «нормальной патологии», указывая на его бурное
протекание, трудность и для самого подростка, и для окружающих его взрослых.
Согласно концепции Выготского Л.С., относящего
пубертатный период к числу стабильных: «…нам известно об этом возрасте и что
характеризует его как период огромного подъема в жизни подростка, как период
высших синтезов, совершающихся в личности.»
Главные постулаты, который являются фундаментом
психологии подросткового возраста, содержатся в работах С. Холла «Взросление».
Холл сформулировал представление о переходности, промежуточности
подростничества, периода «бури и натиска».
К. Левин указывал на условную маргинальность
подростка, проявляющейся в его положении между двумя культурами —миром детей и
миром взрослых. Подросток уже не желает относить себя к сообществу детей,
однако на может обрести достойного положения в культуре взрослых, сталкиваясь с
противодействием со стороны действующей реальности, что является причиной возникновения
состояния «когнитивного дисбаланса», размытость векторов, планов и целей на
этапе трансформации «жизненных пространств» [13].