Курсовая теория Экономические науки Основы государственного и муниципального управления

Курсовая теория на тему Система органов государственной власти в современной России и принципы ее построения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.. 6

1.1 Сущность и содержание понятия «государственное
управление». 6

2.1 Система органов государственной власти в Российской
Федерации. 11

1.3. Конституционно-правовые принципы и нормативные основы
построения системы органов государственной власти в современной России. 18

Глава 2. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ЕЕ
ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ   23

2.1 Проблемы развития системы органов государственной
власти в современной России. 23

2.2 Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ о принципах
построения и функционирования системы органов государственной власти в
современной России  27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 35

  

Введение:

 

Согласно ст. 1 Конституции
РФ[1]
Российская Федерация провозглашается правовым государством, что предполагает
господство принципа законности во всех сферах деятельности государства,
особенно – в организации системы органов государственной власти, в связи с чем,
изучение системы и правовых основ функционирования органов государственной
власти обладает высокой степенью актуальности, поскольку позволяет выявить как
современное состояние нормативно-правового регулирования образования и
функционирования системы органов государственной власти, так и перспективы ее развития.

Актуальность
данной темы заключается в том, что на сегодняшний день в Российской Федерации
отсутствует единый нормативный правовой акт, который регулировал бы весь
комплекс основных вопросов государственного управления, а также в том, что в
практике реализации государственной власти часто используются совершенно разные
понятия применительно к деятельности государства в области управления
обществом.

Целью работы является
анализ современного состояния системы органов государственной власти и
принципов ее построения.

Опираясь
на круг доступных источников и литературы, для достижения поставленной цели
были определены следующие задачи:
      

— выявить сущность и
содержание понятия «государственное управление»;

— проанализировать  современное понимание системы органов
государственной власти;

— изучить
конституционно-правовые принципы организации системы органов государственной
власти на федеральном уровне;

— проанализировать современные
проблемы, связанные с функционированием системы органов государственной власти;

— исследовать особенности
понимания высшими органами судебной власти принципов построения системы органов
государственной власти в Российской Федерации.

Объектом исследования выступили отношения,
связанные с организацией системы  органов
государственной власти.

Предметом изучения стали
юридические нормы, правовые институты и нормативные правовые акты, организующие
систему органов государственной власти.

Научная новизна
исследования состоит в анализе материалов судебной практики, составляющем
основу эмпирической части работы. Результаты анализа судебных постановлений
Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ могут быть использованы на
практических занятиях учебных курсов и спецкурсов по дисциплинам, предметом
которых является изучение основ построения и функционирования системы органов
государственной власти на современном этапе развития российской
государственности.

Источниками для написания
работы стали Конституция РФ, Конституции и Уставы субъектов РФ, федеральные
законы и законы субъектов РФ, определяющие основы государственного управления,
подзаконные нормативные акты, а также материалы судебной практики, позволяющие
определить правовые позиции высших органов судебной         власти по спорным вопросам правоприменительной практики.

Вопросы совершенствования
нормативно-правовой базы государственного управления, понимания сущности и
содержания правоотношений, связанных с организацией государственной власти, всегда
были в центре внимания отечественных специалистов, что объясняется большой
степенью важности этой проблематики для совершенствования основ
государственного управления и повышения эффективности работы государственного
аппарата. На сегодняшний день имеется большое
число работ по изучению проблематики понимания сущности и содержания
государственного управления, таких авторов как С.А. Авакян, М.В. Баглай, С.А.
Старостин и ряда других. Но, несмотря на объем изданных работ, на сегодня, при
реализации задачи построения совершено новой для России демократической
государственности и внесения значительных изменений в нормативную  и правовую базу по осуществлению
государственной власти, есть необходимость создания единой системы о понятии системы
органов государственной власти, базирующейся на современном понимании сущности
и содержания государственного управления с его проблематикой и спецификой.
Отсутствие комплексного исследования по проблематике темы также свидетельствует
об актуальности научного познания тех вопросов, которые определены в качестве
задач настоящего исследования.

Методологической базой работы стал
материалистический подход к изучению объектов объективной реальности, в
качестве методов научного познания были использованы как общенаучные методы (методы
анализа, синтеза информации, сравнительно-критический метод), методы
источниковедческого характера, так и специальные методы, например,
общеюридический метод.

При построении работы за основу был
взят конституционно-правовой принцип федерализма как ключевой принцип
организации государственной власти.

  Структурно работа состоит из введения, двух
глав основной части, которые делятся на параграфы, первая глава – на три
параграфа, вторая глава – на два параграфа, заключения, содержащего основные
выводы по проблематике темы исследования, списка использованных источников и
литературы.

 

 

 

 



[1] Собрание законодательства РФ. –
2014. – № 31.– Ст. 4398.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Несмотря на наличие определений
государственного управления в отечественной исследовательской и учебной
литературе, следует руководствоваться легальным определением данного понятия,
согласно которому под государственным управлением следует понимать деятельность
органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере
социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации. Государственное управление
следует понимать шире, нежели систему органов исполнительной власти, которая
является лишь элементом системы органов государственной власти.

В систему высших органов
государственной власти следует включать Президента РФ, Федеральное Собрание РФ,
как высший орган законодательной власти, Правительство РФ, как высший орган
исполнительной власти.

Второй уровень системы
органов исполнительной власти составляют министерства и ведомства, входящие в
систему Правительства РФ, которые могут иметь свои подразделения в субъектах РФ
и в федеральных округах.

Третий уровень системы
органов государственной власти составляют те органы, которые призваны
обеспечивать функционирование высших органов государственной власти, а также
контрольно-ревизионные органы.

Высшими органами
государственной власти, исходя из принципа разделения властей, следует считать
двухпалатное Федеральное Собрание Российской Федерации, правительство РФ и
высшие органы судебной власти. Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

Отнесение Президента РФ к
высшим органам государственной власти многие отечественные авторы считают
ошибочным, поскольку согласно принципа разделения властей властные полномочия
Президента РФ должны рассматриваться вне системы органов государственной
власти, построенной на принципах федерализма и разделения властей.

Принципы, лежащие в
основе системы органов государственной власти России, имею, в основном,
конституционно-правовой характер, к ним следует относить такие принципы,
как  принцип федерализма, законности,
прямого и непосредственного действия федеральной Конституции, государственного
суверенитета и территориальной целостности государства, разделения властей
определяют конституционно-правовые основы понимания сущности системы органов
государственной власти и содержания управленческой деятельности государства
через уполномоченные им органы государственного управления.

Основными проблемами
развития системы органов государственной власти в современной России следует
считать неопределенность конституционно-правового статуса прокуратуры, Счетной
палаты РФ и других органов, осуществляющих преимущественно контрольно-надзорные
функции; неопределенность правового статуса органов местного самоуправления,
хоть и не включенных в систему органов государственной власти, но фактически
осуществляющих функции государственного управления в рамках делегирования
полномочий, предусмотренного российским законодательством; дублирование
полномочий отдельных министерств и ведомств, входящих в состав Правительства
РФ, органами чрезвычайного характера, создаваемыми в структуре аппарата
Президента РФ.

Следует отметить
существенную роль высших органов государственной власти относительно
определения позиций по поводу применения конституционно-правовых принципов и
норм материального права, содержащихся в федеральном законодательстве,
относительно формирования системы органов государственной власти как на
федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

1.1 Сущность и содержание понятия «государственное
управление»

 

Развитие государства и общества в существенной мере
зависит от эффективности государственного управления и от его разумного и
сбалансированного сочетания с другими видами управления. Без надлежащего публичного
управления невозможно обеспечить социально ориентированное и динамичное
развитие государства и общества, поэтому создание эффективного публичного
управления лежит в основе любых усилий по реформированию публичного сектора[1].

Анализ современного состояния системы органов
государственной власти невозможен без анализа понятия государственного
управления, поскольку все органы государственной власти осуществляют
определенные законодательством для них функции государственного управления.

В настоящее время во многих научных работах и учебных
изданиях используются понятия «публичная администрация», «публичное
администрирование» и «государственное управление». Однако законодательного
закрепления они не имеют, за исключением понятия «государственное управление»,
в связи с чем  часто происходит смешение
этих понятий, подмена одного другим, что создает предпосылки для комплексного
юридического анализа и терминологии, и правовой сущности институтов, связанных
с организацией публичного администрирования.

Определение понятия «государственное управление»
содержится в п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О
стратегическом планировании в Российской Федерации»[2],
действующем в настоящее время в редакции федерального закона от 31.12.2017 г.
Под государственным управлением в указанном федеральном законе понимается
деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в
сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации. Кроме того, в целом ряде
федеральных законов используется термин «государственное управление» без
определения сущности и содержания этого понятия. В качестве примера можно
привести Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ[3],
действующий в настоящее время в редакции от 11.10.2018 г.

Из указанного определения можно выявить ряд сущностных
особенностей государственного управления, составляющих его легальное понимание:

— во-первых, государственное управление – это
специфический вид деятельности;

— во-вторых, субъектами этой деятельности выступают
исключительно органы государственной власти;

— в-третьих, органы государственной власти,
осуществляя указанную деятельность, реализуют в ее рамках свои полномочия;

— в-четвертых, управленческие полномочия органов
государственной власти в рамках государственного управления реализуются в двух
сферах общественно-политической жизни: в социально-экономической сфере и в
сфере обеспечения государственной безопасности Российской Федерации.

Несмотря на то, что законодателем дается легальное
определение понятия государственного управления, в учебной и научной литературе
отечественные авторы периодически обращаются к вопросу определения понятия
государственное управление.

М.П. Петров рассматривает государственное управление
как вид социального управления и понимает под ним социального управления,
который в узкоспециальном смысле представляет собой системно организованную
деятельность исполнительной власти и иных субъектов, сочетающую
исполнительно-распорядительные и иные формы организующего взаимодействия
государства с управляемой подсистемой в целях упорядочения и комплексного
социально-экономического развития общества[4].

Как мы видим, в указанном определении акцент делается
на системный характер государственного управления, а также на то, что оно не
сводится к деятельности органов исполнительной власти, поскольку предполагает
не только управленческо-распорядительные, но и иные формы воздействия на объект
управления.

Н.Г. Канунникова, рассуждая о соотношении
государственного управления и исполнительной власти, придерживается той
позиции, которая присуща большинству отечественных авторов, которые
рассматривают государственное управление как понятие, более широкое, нежели
понятие исполнительной власти, к тому же указанный автор рассматривает
государственное управление как организационно-правовую категорию, в отличие от
исполнительной власти, которую автор рассматривает как политико-правовую
категорию[5].

В основе государственного управления лежит понятие
управления, а основой понятия управления является латинский термин
administration, поэтому многими отечественными
авторами признается, что термины «государственное управление» и
«государственное администрирование» являются тождественными[6].

Государственное управление осуществляется в
соответствии с теми функциями, которые присущи государственной власти. В
соответствии с конституционно-правовым принципом разделения властей (ст. 10
Конституции РФ) государственную власть в Российской Федерации осуществляют
органы законодательной, исполнительной и судебной власти, при этом собственно
управленческую деятельность осуществляют органы исполнительной власти, что
следует рассматривать государственное управление как один из видов
государственной деятельности наряду с деятельностью законодательных органов
государственной власти и органов судебной власти.

Сущность государственного управления отечественными
авторами традиционно выводится из принципов, в которых находят свое выражение
«…основные требования, предъявляемые к построению и организации аппарата
управления, его подразделений и способам осуществления ими функций, относящихся
к управлению»[7].
К таковым относятся:

— общие (социально-правовые) принципы государственного
управления (объективность, эффективность, сочетание централизации и
децентрализации, законность и дисциплина;

— организационные принципы государственного
управления, которые принято подразделять на две группы (к первой группе принято
относить: отраслевой, территориальный, линейный, функциональный, двойного
подчинения; ко второй группе принципов — 
рациональное распределение полномочий между субъектами государственного
управления, ответственность субъектов государственного управления за результаты
своей работы, сочетание единоначалия и коллегиальности)[8].

Р.В. Тимонин, отграничивая государственное управление
от прочих видов управленческой деятельности, отмечает три сущностных отличия
государственного управления:

— во-первых, оно отличается применением методов
администрирования, в том числе в виде использования государственного
принуждения;

— во-вторых, деятельность по осуществлению
государственного управления опирается на постоянное совершенствование
нормативной базы;

— в-третьих, осуществляется на основе комплексного
подхода[9].

Нельзя сказать, что все выше указанные принципы
реализуются в полном соответствии с их пониманием и назначением. Периодически
возникают весьма существенные проблемы с реализацией принципов государственного
управления. Так, О.С. Капинус обращает внимание на конфликты интересов между
органами государственного управления при реализации поставленной перед
ними  задачи, в том числе и между
органами государственного управления, реализующими функции государственного
управления в одной сфере, например, в сфере обеспечения правопорядка и
государственной безопасности, а в качестве примера приводит деятельность
органов государственного управления при ликвидации последствий пожара в
Торговом комплексе «Зимняя вишня» в городе Кемерово в конце марта 2018 года и
последующего расследования[10]. 

К.М. Конджакулян и А.В. Быконя в качестве основной
проблемы реализации принципов государственного управления видят дублирование и
избыточность полномочий органов государственного управления, а на примере
органов государственного управления, реализующих свои полномочия в сфере
безопасности, приходят к выводу, что присутствующее в законодательстве
дублирование полномочий отдельных органов государственного управления не
способствует эффективному государственному управлению[11].

Подводя итог рассуждениям об определении понятия
«государственное управление», следует отметить, что несмотря на наличие его
определений в отечественной исследовательской и учебной литературе, следует
руководствоваться легальным определением данного понятия, согласно которому под
государственным управлением следует понимать деятельность органов
государственной власти по реализации своих полномочий в сфере
социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации.  



[1]
Мигачев, Ю.И. Государственное управление в области обороны Российской Федерации
(административные и информационные аспекты) / Ю.И. Мигачев // Административное
право и процесс. – 2017. – № 9. – С. 44.

[2] Собрание законодательства РФ. –
2014. – № 26 (ч. 1). – Ст. 3378.

[3]
Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3; — 2018. – № 42(ч.
2). – Ст. 6374.

[4] Правовое обеспечение
государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров / под
ред. С.А. Старостина. – М.: Проспект, 2017. – С. 22.

[5]
Канунникова, Н.Г. К вопросу о теоретических аспектах государственного
управления / Н.Г. Канунникова // Административное право и процесс. – 2017. – №
12. – С. 23.

[6]
Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть:
учебник для магистров / под ред. С.А. Старостина. – М.: Проспект, 2017. – С. 7.

[7]
Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть:
учебник для магистров / под ред. С.А. Старостина. – М.: Проспект, 2017. – С. 9.

[8] Там же. – С. 22.

[9]
Тимонин, Р.В. Публичное управление как механизм безопасности в экономике
региона / Р.В. Тимонин // Российская юстиция. – 2018. – № 6. – С. 30.

[10]
Капинус, О.С. Правовые проблемы предупреждения конфликта интересов в системе
государственного управления / О.С. Капинус // Журнал зарубежного
законодательства и сравнительного правоведения. – 2018. – № 3. – С. 15 — 16.

[11]
Конджакулян, К.М., Быконя, А.В. Государственное управление в сфере
безопасности: дублирование и избыточность полномочий на примере Министерства
внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы войск
национальной гвардии РФ / К.М. Конджакулян, А.В. Быконя // Государственная власть
и местное самоуправление. – 2018. – № 1. – С. 44.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы