Курсовая теория на тему Система органов государственного и муниципального контроля в Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
контроля в системе государственного и муниципального управления. 6
1.1 Понятие,
задачи и функции контроля в системе государственного и муниципального
управления. 6
1.2 Виды
контроля в системе государственного и муниципального управления 10
1.3 Система и
органы контроля в системе государственного и муниципального управления. 14
Глава 2. Современное состояние
контрольно-надзорной деятельности в системе государственного и муниципального
управления. 20
2.1 Оценка
контрольно-надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти. 20
2.2 Практика
осуществления муниципального контроля. 25
Заключение. 33
Библиографический список. 36
Приложение. 42
Введение:
Актуальность исследования
обусловлена необходимостью повышения эффективности государственного и
муниципального управления. Контроль как функция государственного (муниципального)
управления и, в частности, самих органов исполнительной власти осуществляется в
тесной связи с другими управленческими функциями. Однако значимость контроля
объясняется тем, что в последнее время наблюдается снижение исполнительской
дисциплины, несоблюдение требований законодательства, а также прямые нарушения
закона, которые препятствуют осуществлению эффективного государственного
управления и выполнению главной задачи органов государственной (местной) власти
– обеспечению соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Контроль как
средство, с помощью которого выявляются неправомерные действия и осуществляется
противостояние возможным отклонениям от выбранного курса развития, существует
столько, сколько существует само общество.
В настоящее время более
значимой становится роль государственного и муниципального контроля, от которых
зависит не только соблюдение законности в системе государственной власти /
местного самоуправления, но и концептуальное обеспечение успешной стратегии
государственного (муниципального) управления. Изучение проблемы исследования
также актуализируется принятием федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О
государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской
Федерации»[1], которым определены
процессуальные основы осуществления государственного и муниципального контроля;
сделан основной акцент на профилактических мероприятиях; предусмотрена новая
модель управления рисками; дополнен перечень контрольно-надзорных мероприятий; предполагается
цифровизация государственного и муниципального контроля. Данный закон вступит в
силу с 1 июля 2021 года[2].
Степень изученности
проблемы исследования. Теоретические основы, правовое регулирование
государственного и муниципального контроля в РФ, проблемы его развития, пути их
решения исследовали М.В. Алексеева, Н.В. Васечкина, И.Н. Иваненко, К.А. Калина,
Е.Б. Козлова, Е.П. Коцюрко, А.А. Минина, В.В. Минин, А.П. Мясников, И.В.
Панина, О.С. Соколова, А.Ю. Соколов, В.П. Уманская, К.В. Харченко и др. ученые
и практики.
Объектом
исследования определена система органов государственного и муниципального
контроля в Российской Федерации.
Предмет
исследования – теоретические основы и прикладные аспекты функционирования
системы органов государственного и муниципального контроля в Российской
федерации.
Цель
исследования – анализ системы органов государственного и муниципального
контроля в Российской федерации.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие, задачи и функции
контроля в системе государственного и муниципального управления; 2) рассмотреть виды контроля в системе
государственного и муниципального управления;
3) дать характеристику системе и органам
контроля в системе государственного и муниципального управления; 4) проанализировать контрольно-надзорную
деятельность федеральных органов исполнительной власти ;
5) выявить проблемные аспекты практики
осуществления муниципального контроля.
Нормативную основу
исследования составляют законы и другие юридические акты, регулирующие
общественные отношения в системе органов государственного и муниципального
контроля в Российской Федерации, в их числе: Конституция Российской Федерации[3], федеральные
законы от
31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном
контроле в Российской Федерации», от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[4] и др. нормативные правовые акты.
Эмпирическую основу
исследования составляют материалы официальных сайтов государственных и
муниципальных контрольно-надзорных органов, другие интернет-ресурсы по проблеме
исследования.
Методология
исследования основана на использовании методов анализа,
систематизации, описательного, комплексного, правового, структурно-функционального
метода.
Структура работы
выстроена в соответствии с поставленными целью и задачами исследования и
состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и
приложения, содержащего пояснительный материал. [1] Федеральный закон
от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном
контроле в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.pravo.gov.ru, 31.07.2020. [2] В соответствии со
статьей 98 данный документ вступает в силу с 1 июля 2021, за исключением части
11 статьи 30, вступающей в силу с 1 января 2022 года, и части 2 статьи 39,
вступающей в силу с 1 января 2023 года. [3] Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru,
04.07.2020. [4] Федеральный закон
от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.03.2021) // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.
Заключение:
По итогам проведенного
исследования сформулированы следующие выводы.
Контроль представляет
собой деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных
лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием
подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных
параметров и последующего устранения причин возникшего отклонения. Его можно
рассматривать как организационный и управленческий аспект деятельности органов
государственного управления, который осуществляет проверку как законности, так
и целесообразности действий и решений должностных лиц.
Государственный и
муниципальный контроль рассматриваются как основные организационно-правовые
способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
Виды государственного и
муниципального контроля представлены на основе следующих критериев
классификации: предмет контроля; вид субъекта контроля; направленность
контроля; объект контроля; территориальная сфера осуществления контроля; способ
проведения контроля; последствия проведения контроля.
Система органов
государственного и муниципального контроля представлена контрольными органами, которые
наделяются полномочиями по осуществлению государственного (муниципального)
контроля соответственно федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами,
государственные корпорации, публично-правовые компании. Кроме того, осуществление
отдельных видов государственного (муниципального) контроля либо отдельных
полномочий по их осуществлению в случаях, которые установлены федеральным /
региональным законодателем, возложено может быть на государственные или
муниципальные учреждения.
В работе отмечено смягчение
нагрузки на контролируемых лиц и повышение роли профилактических мероприятий,
что требует комплексного подхода – реализация мер по совершенствованию
законодательства о государственном и муниципальном контроле предполагает
одновременное совершенствование законодательства об административной
ответственности с целью более гибкого применения таких суровых наказаний, как
административное приостановление деятельности и административный штраф.
Выделена серьезная
проблема: в практической деятельности полное непонимание перечня видов
муниципального контроля, осуществляемых муниципальными образованиями, что не
обеспечивает эффективное функционирование института муниципального контроля в
целом.
Существует проблема
произвольного установления видов муниципального контроля в отраслевых законах,
которые не будут связаны с закрепленными вопросами местного значения.
Требуется нормативное
закрепление конкретного перечня видов муниципального контроля в Федеральном
законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», чем будет обеспечена взаимосвязь видов
муниципального контроля с вопросами местного значения, установленными в
Федеральном законе № 131-ФЗ.
Ключевым правовым
документом на уровне муниципального образования, определяющим основные вопросы
порядка организации каждого вида муниципального контроля и учесть особенности
конкретного муниципалитета, должно стать положение о соответствующем виде
муниципального контроля, которое должно быть утверждено представительным
органом.
На перспективу необходимо
четкое установление и разграничение контрольных полномочий органов
государственной власти и органов местного самоуправления, сокращение числа
контрольных органов, а также обеспечение эффективного взаимодействие между
ними.
Кроме того, необходимо
четко разграничить полномочия контрольно-счетных органов регионов, органов
внутреннего государственного финансового контроля, а также контрольно-надзорных
органов, дублирование функций которых по предметам и объектам контроля ведет к
нерациональному использованию ресурсов.
В рамках Федерального
закона от 7 февраля 2011 года № 6 ФЗ необходимо установить нормы,
предусматривающие информационное обеспечение деятельности контрольно-счетных
органов субъектов Российской Федерации по аналогии с нормами, предусмотренными
Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской
Федерации».
Также предлагается
закрепить в федеральном законодательстве понятие «ущерб публично-правовому
образованию», что позволит обеспечить единый методологический подход к
квалификации фактов нарушений и неэффективной деятельности.
Новые практики
государственного управления, расширение права выбора при принятии решений,
пересмотр законодательной и нормативно-правовой регламентации в подконтрольных
областях, расширяющиеся возможности технологического процесса влекут
необходимость смещения акцентов с выявления нарушений и недостатков
(критики) на их предотвращение, выработку конструктивных и компетентных
рекомендаций по построению эффективной системы управления.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы контроля в системе
государственного и муниципального управления 1.1
Понятие, задачи и функции контроля в системе государственного и муниципального
управления В первую очередь раскроем
понятие контроля. Контроль – это то, что делает «прозрачным» для общества деятельность
государства, а для государства – внутренние общественные отношения. Во всем
мире государства с различными формами правления осуществляют контроль и
оказывают влияние на формирование отношений в обществе, при этом, характер
контроля и меры, которые его сопровождают, свидетельствуют о характере государственной
власти и ее направленности, соответствия провозглашенным демократическим
принципам развития. Два основных значения термина «контроль» сводятся к
следующему: а) определенная деятельность; б) субъекты соответствующей
деятельности. Контроль, в частности, рассматривают как в узком, так и в более
широком смысле. Узкое понимание в научной литературе сводится к пониманию
контроля как проверки кого- или чего- либо. Выявляя отклонения и их причины,
работники контроля определяют пути корректирования организации объекта
управления, способы воздействия на объект с целью преодоления отклонений,
устранения препятствий на пути оптимального функционирования системы[1].
Отметим, что «контроль в
государственном управлении» и «контроль как функция государственного
управления» – понятия близкие, но не тождественные. Контроль в государственном
управлении или еще как его называют контроль в сфере государственного
управления представляется таким, который осуществляется в отношении субъектов
государственного управления с целью обеспечения законности их деятельности, не
касаясь при этом аналогичной деятельности относительно физических и юридических
лиц. Учитывая эти соображения, контроль в государственном управлении включает в
себя контроль как функцию государственного управления в той части деятельности,
которая осуществляется субъектами государственного управления, а именно исполнительной
властью[2].
Государственный контроль,
являясь специфической формой деятельности определенных государственных органов,
состоит в системе действий по наблюдению и проверке процесса функционирования
подведомственного объекта для устранения отклонений от установленных правил[3].
Однако осуществление
контроля так сказать внешнего (вне управляющей системой) – в отношении
физических или юридических лиц, не входит в содержание контроля в сфере
государственного управления, но в то же время является одной из
социально-ориентированных функций государственного управления. К тому же
контроль в сфере государственного управления может осуществляться не только
органами государственной власти. Государственный контроль, если не
конкретизировать его содержание как функции государственного управления,
осуществляемого органами государственной власти, может и не касаться
управления. Таким образом, контроль в государственном управлении и контроль как
функция государственного управления, частично совпадают по своему содержанию,
однако содержит и такую часть деятельности, что имеет разное направление.
В государственном
управлении контроль распространяется на все сферы: хозяйственную,
социально-культурную, административно-политическую деятельность и межотраслевое
государственное управление. Объектом контроля как социально-ориентированной
функции в рамках этого исследования являются общественные отношения, требуют
определенного управленческого воздействия государства со стороны субъектов
государственного управления, т.е. государственной службы. При этом субъект и
объект контроля являются организационно обособленными. Объектом
внутренне-ориентированной функции является непосредственно деятельность
субъектов государственного управления (в подавляющем большинстве органов
исполнительной власти), т. е. контроль происходит в рамках управляющей системы
и его целью является предотвращение разрушения системы государственного
управления, повышение эффективности исполнительно-распорядительной деятельности
и обеспечение законности деятельности должностных лиц. Необходимо отметить, что
функция контроля как внутренне-ориентированной функции по своему назначению
также является деятельностью контроля в государственном управлении и в этой
своей содержательной части поглощается понятием контроля в государственном
управлении[4].
Законодатель в статье 1
федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле
(надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»[5] дает следующее определение
государственному / муниципальному контролю: это «деятельность контрольных
(надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение
нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий
указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований,
оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления
их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации
мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их
последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до
возникновения таких нарушений».
Обращаясь к вопросу о
сущности муниципального контроля, следует отметить, что в соответствии со
статьей 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть
непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного
самоуправления. Частью 6 статьи 1 упомянутого выше федерального закона
установлено, что «муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий
органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения». Это
важное законодательное положение, отграничивающее муниципальный контроль от
иных видов контроля (надзора) указанием исключительно на рамки вопросов
местного значения. Муниципальный контроль в
настоящее время выступает важнейшей частью общей регуляторной политики
государства, оказывает заметное влияние на такие сферы общественной жизни как
земельные отношения, благоустройство, архитектурных облик населенных пунктов,
качество окружающей среды, развитие малого бизнеса и многое другое. Все эти
сферы напрямую [1] Иваненко И.Н. О
роли контроля и надзора в государственном управлении / И.Н. Иваненко, А.А.
Григорян // Новое слово в науке: стратегии развития. Сборник материалов II
Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков
[и др.]. 2017. С. 194. [2] Иваненко И.Н. Указ.
соч. С. 194. [3] Соколов А.Ю.
Правовая политика в сфере государственного контроля и надзора / А.Ю. Соколов,
О.А. Лакаев // Правовая политика и правовая жизнь. 2020. № 2. С. 25. [4] Соколов А.Ю.
Указ. соч. С. 195. [5] Федеральный закон
от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном
контроле в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.pravo.gov.ru, 31.07.2020.