Курсовая теория на тему Система и структура органов прокуратуры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1.ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОКУРАТУРЫ РФ 5
1.1.Понятие и становление прокуратуры РФ 5
1.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации 8
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРОКУРАТУРЫ РФ 14
2.1.Система и органы российской прокуратуры 14
2.2. Организация работы органов прокуратуры на примере закрытого административно-территориального образования 21
Заключение 30
Cписок использованных источников 32
Введение:
Актуальность темы исследования. Органы прокуратуры обладают государственно-властными полномочиями в различных сферах правового воздействия.
Прокуроры наделены полномочиями в уголовно-правовой сфере, которые в общем виде закреплены в ст. 37 УПК РФ. К примеру, прокурор вправе изъять из производства органа дознания любое уголовное дело и передать его для производства предварительного следствия, прокурор или его заместитель отменяет незаконные решения об отказе в возбуждения уголовного дела, о приостановлении предварительного расследования, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, реализуя тем самым властные полномочия на досудебной стадии уголовного судопроизводства.
В сфере административного преследования прокурор вправе возбудить любое дело об административном правонарушении, а также своим постановлением освободить любое лицо, подвергнутое незаконному административному задержанию.
Отдельного внимания заслуживает роль органов прокуратуры в реализации правовой политики государства в целом, а также конституционно-правовой политики как базового вида правовой политики, от успешного проведения которой во многом зависит результативность других видов правовой политики в защите прав и свобод личности.
Объект исследования- общественные отношения в сфере деятельности прокуратуры РФ.
Предмет исследования — система и структура органов прокуратуры.
Задачи работы:
— рассмотреть правовую характеристику прокуратуры РФ;
— исследовать систему прокуратуры РФ.
При написании работы были использованы такие методы как метод сравнения, анализа, сопоставления и обобщения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Координационная функция организационно закреплена в статье 8 Закона о прокуратуре и заключается в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, межведомственном взаимодействии.
Судебные функции органы прокуратуры выполняют при поддержании государственного обвинения в суде, а также в случаях обязательного участия прокурора в уголовном, гражданском, арбитражном, административном судопроизводстве (раздел IV. Участие прокурора в рассмотрении дел судами).
Информационно-просветительские функции прокуратуры заключаются в реализации принципа гласности, закрепленного в п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре, и реализуются посредством информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности, выступлений в средствах массовой информации, взаимодействия с институтами гражданского общества, проведения работы по правовому просвещению и разъяснению законодательства.
Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции выполняет международно-правовые функции: осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации, в экстрадиции уголовных преступников (ст. 2).
На основании положений п. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре научные и образовательные организации, входящие в систему прокуратуры (Академия Генеральной прокуратуры РФ, институты и филиалы Академии), реализуют функции по подготовке квалифицированных юридических кадров и научному обеспечению прокурорской деятельности.
Итак, отличительной особенностью правового статуса прокуратуры России является многообразие форм прокурорской деятельности, механизмов и способов взаимодействия с высшими органами государственной власти, судебными органами, органами местного самоуправления, международными организациями и иными субъектами правовых отношений, чем обусловлено возрастание роли прокуратуры в реализации правовой политики государства, одновременно с этим прокуратура перестает быть органом уголовного преследования (имеющиеся полномочия в уголовно-правовой сфере фактически сведены к надзорной, координационной и судебной функциям), что еще раз подчеркивает конституционную ценность и правозащитный характер деятельности данного государственно-правового института.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОКУРАТУРЫ РФ
1.1.Понятие и становление прокуратуры РФ
Закон о прокуратуре начинается со статьи, в которой приводится определение прокуратуры Российской Федерации и излагаются основные направления ее деятельности.
Первый пункт содержит законодательную формулировку, раскрывающую (легальное) понятие отечественной прокуратуры как единой федеральной централизованной системы органов.
Это государственно-правовой институт, который от имени государства осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.
Прежние советские нормативные акты о прокуратуре не содержали отдельно подобной дефиниции, однако поименование ведомства как единого государственного органа, выполняющего надзорные задачи и функции, имело употребление и слагалось из текста нескольких статей.
В переходный период, который переживала российская государственность в начале 1990-х годов, значение и место прокуратуры получили неоднозначную оценку. Так, подготовленная в этот период Концепция судебной реформы в Российской Федерации охарактеризовала общий надзор прокуратуры как «державное оружие принуждения в условиях отсутствия материальной заинтересованности производителя и неразвитости гражданского общества». В качестве ориентира было обозначено «постепенное отмирание общенадзорной функции». Не было единства в этом вопросе и со стороны разработчиков проекта новой Конституции России, имелись многочисленные дискуссии касаемо прокуратуры.
Заслуживает внимания поправка к ст. 126 Конституции, которая была представлена С.Г. Кехлеровым и получила широкое обсуждение. Суть этой поправки в том, что имевшийся для принятия в Конституции вариант данной статьи явно ограничивал права прокуратуры и лишал ее возможности в полной мере обеспечить защиту прав граждан, общества и государства.
С.Г. Кехлеров же выступал за единую централизованную систему органов прокуратуры, которая бы обеспечивала исполнение законов и стояла бы на защите федеральных законов, указов главы государства.
Между прочим, отмечал он, «принцип централизации заложен в Федеративном договоре, и добровольный наш отказ от этого принципа не на пользу федерализма и не на пользу сохранения государства». Тогда же была озвучена идея Президента о наделении прокуратуры функциями по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Стране с высоким на тот момент уровнем преступности просто необходим был государственный орган, который бы координировал, направлял, организовывал работу правоохранительных органов, органов, которые могли бы взять на себя эти функции. Эта идея высказана Президентом на встрече с Генеральным прокурором Степанковым .
В представленном варианте прокуратуре было предоставлено право опротестования в суде незаконных актов государственных органов, но без наделения полномочиями обеспечивать надзор за исполнением законов. Многие участники дискуссии, опираясь на Концепцию судебной реформы, апеллировали к праву на судебную защиту, отвергая надзорные функции прокуратуры.
Кроме того, в предложенном варианте ст. 126 прокуратуре предоставлено право предъявления исков в интересах государства. В контексте судебной реформы четко сказано, что инициатива органов прокуратуры должна быть направлена и на защиту так называемого безгласного, неперсонифицированного интереса. По этой причине также предлагалось расширить полномочия прокуратуры по предъявлению исков не только в интересах государства, но и в интересах граждан.
И еще одно замечание было высказано ввиду того, что Генеральный прокурор и подчиненные прокуроры осуществляют деятельность под контролем суда.
Очевидно, если речь идет о том, что действия, решения органов прокуратуры могут быть обжалованы в суде, никаких возражений быть не может. Этот принцип и сегодня действует. Но если речь идет об организационном контроле, это будет уже мешать сути судебной системы.
В свою очередь В.М. Савицкий резко высказался за изменение роли прокуратуры в том понимании, как он это видел в Концепции судебной реформы: прокуратура — орган уголовного преследования.
Прокуратура, по его мнению, должна была координировать деятельность правоохранительных органов (не суда, конечно, а всех остальных), возбуждать уголовные дела, вести уголовное преследование, надзирать за расследованием уголовных дел, поддерживать обвинение в суде, опротестовывать приговоры и надзирать за исполнением законов в местах лишения свободы. Вот эти формы деятельности прокуратуры и суть ее как органа уголовного преследования.
В условиях рыночной экономики, как отмечал В.М. Савицкий, делать прокуратуру органом надзора за соблюдением законов органами власти, исполнительными органами, хозяйственными — бессмыслица. Потому что каждый орган, участвующий в рыночной экономике, лучше, чем прокурор, убережет свои права, не нарушая закона.
Кроме того, согласно проекту нового УПК прокуратура должна была участвовать при рассмотрении судами каждого уголовного дела как представитель органа уголовного преследования. И если оставить за прокурором общий надзор, прокуратура не сможет по своим возможностям участвовать в каждом деле .
В последующем, специальным Указом Президента Российской Федерации от 20 октября 1993 г. N 1685 «О деятельности прокуратуры в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» была поставлена цель сохранить единую централизованную систему органов прокуратуры Российской Федерации с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., в ст. 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.
В итоге законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.