Курсовая теория на тему Система и критерии оценки эффективности органов местного самоуправления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретико-правовые основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления 3
1.1 Структура и основные полномочия органов местного самоуправления 3
1.2.Понятие эффективности деятельности органов местного самоуправления 6
1.3. Нормативно-правовая и методическая основа оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Введение:
На сегодняшний день одним из основных элементов демократического государственного устройства является местное самоуправление. При этом положениями Конституции РФ установлено, что единственным источником власти в РФ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, является многонациональный народ.
Необходимо отметить, что для обеспечения эффективного функционирования государства, необходим баланс государственных и местных интересов, то есть обеспечение интересов жителей каждого отдельно взятого городского, сельского поселения.
Основной задачей местного самоуправления является обеспечение ключевой роли организатора местных интересов.
В качестве публичной власти, которая в наибольшей степени приближена к населению, местное самоуправление способствует обеспечению защиты интересов граждан.
Такая защита основана на совместном проживании на определенной территории, а также на ежедневном взаимодействии жителей на определенной территории. При этом включение в процесс принятия общественно значимых решений членов местного самоуправления, является одним из основных механизмов осуществления народовластия.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что со вступлением в силу Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ, местному самоуправлению отводится важная роль в развитии и функционировании государства. При этом городские и сельские поселения, которые созданы в соответствии с положениями этого закона, призваны решать вопросы населения на местах, а все полномочия органов местного самоуправления имеют финансовое обеспечение.
Целью данной работы является анализ деятельности органов местного самоуправления на современном этапе.
Объектом исследования работы являются правоотношения, которые возникают в процессе функционирования органов местного самоуправления.
Предметом работы является структура органов местного самоуправления.
Методологическую базу исследования составили диалектико-материалистический метод познания государственно-правовой действительности, общие методы и логические приемы, такие как: сравнительного правоведения, толкования.
Структурно работа состоит из введения, одной главы и трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
По результатам проведенного исследования могут быть сделаны следующие выводы.
Органы местного самоуправления наделены полномочиями по решению вопросов местного значения, и при этом не входят в единую систему органов государственной власти.
Конституция РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определили основные функции органов местного самоуправления, а также их структуру.
Законодательство о местном самоуправлении, с одной стороны, четко определяет структуру органов местного самоуправления, то есть регламентирует наличие обязательных органов, которые в их структуре должны присутствовать. А с другой стороны, дает право населению на определенной территории и его муниципальным образованиям, включать в структуру органов местного самоуправления, не обязательные органы.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день от множества факторов, а именно, от численности населения муниципального образования; от национальных, культурных традиций; от социальной, политической, экономической ситуации в регионе, зависит тип структуры местного самоуправления.
Систему органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, а также другие органы местного самоуправления, которые предусмотрены уставом муниципального образования, и наделены полномочиями по решению вопросов местного значения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовые основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления
1.1 Структура и основные полномочия органов местного самоуправления
Местное самоуправление в Российской Федерации признается одной из основ конституционного строя.
Необходимо отметить, что Европейская хартия местного самоуправления 1985 года, гарантирует наличие местного самоуправления. Положениями данного документа предусмотрено, что принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве страны, а там, где это является практически целесообразным также и в конституции государства.
Местное самоуправление в РФ, в соответствии с Конституцией РФ, самостоятельно дает возможность населению, решать вопросы местного значения, а также обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
При этом органы местного самоуправления, согласно ст. 12 Конституции РФ, не входят в систему органов государственной власти. Это объясняет достаточно широкие возможности и независимость органов местного самоуправления, от решений и действий органов государственной власти.
В соответствии с положениями действующего законодательства, органы, которые избираются непосредственно населением или образуются представительным органом муниципального образования, являются органами местного самоуправления.
При этом на территории муниципального образования, органы местного самоуправления, осуществляют функции публичной власти.
Для принятия решений вопросов местного знания органы местного самоуправления, наделяются компетенцией, которая предусмотрена положениями действующего законодательства. Кроме того органы местного самоуправления, по поручению органов государственной власти, имеют право исполнять полномочия, которые им делегированы государством.
В соответствии с положениями действующего законодательства, структура органов местного самоуправления состоит:
— представительного органа;
— главы муниципального образования;
— местной администрации;
— контрольного органа муниципального образования;
— других органов и выборные должностные лица местного самоуправления, которые предусмотрены уставом муниципального образования .
Согласно ст. 1 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ) местное самоуправление является одной из основ конституционного строя РФ, а также признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.
В РФ местное самоуправление является формой осуществления народом своей власти, которая обеспечивается федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.
Местное самоуправление в РФ осуществляется гражданами, как путем различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления.
При этом наличие органов местного самоуправления обеспечивает децентрализацию системы управления, которая делает систему управления наиболее эффективной для обеспечения интересов населения на отдельно взятой территории, с учетом местных традиций и других исторических предпосылок .
Однако органы местного самоуправления являются не только способом децентрализации управления на местах, а также – способом для организации и осуществления власти на местах. Что дает возможность обеспечивать гражданам самостоятельно решать вопросы местной жизни, а также в системе управления обществом и государством, организовывать обособленное управление местными делами.
В юридической литературе, понятие местного самоуправления определяется авторами не одинаково.
Так, например, в понимании А. С. Прудникова местное самоуправление является одной из основ правового государства и демократического общества .
С. В. Васильева, В. А. Виноградов определяют местное управление как один из способов организации власти, который дает возможность местному населению решать вопросы местного значения самостоятельно, под свою ответственность и за счет собственных средств.
То есть местное самоуправление является одной из демократических основ системы управления обществом, а также элементом устройства власти, одной из форм реализации власти, которая принадлежит народу.
В юридической литературе определены следующие основные признаки местного самоуправления:
— самостоятельное решение населением всех вопросов местного значения;
— организационное обособление местного самоуправления в системе управления общества и государства;
— соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.
Таким образом, местное самоуправление представляет собой конституционный институт народовластия, которое осуществляется в пределах определенной территорий публичной властью. В соответствии с положениями Конституции РФ, местное самоуправление является одной из основ конституционного строя РФ, формой народовластия в городских, сельских и других видах населенных пунктов. Местная власть решает все вопросы местного значения, а также выполняет государственные полномочия, которые ей делегированы органами государственной власти .
Органы местного самоуправления, являются самостоятельными образования, которые связаны между собой в единую систему органов самоуправления, и при этом являются подсистемой системы местного самоуправления .
Совокупность органов местного самоуправления, которая упорядочена в соответствии с нормативными правовыми актами, составляет систему органов местного самоуправления. Система органов местного самоуправления имеет свое внутренне строение, которое и определяет ее структуру.
В соответствии с положениями ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ, система органов местного самоуправления в РФ включает следующие основные органы:
— представительный орган муниципального образования;
— глава муниципального образования;
— местная администрация, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования;
— контрольно-счетный орган муниципального образования;
— другие органы и выборные должностные лица местного самоуправления.
При этом уставом муниципального образования определяется порядок формирования, сроки полномочий, а также другие вопросы, которые связаны с организацией и повседневной деятельностью органов местного самоуправления.
Необходимо отметить, что законом субъекта РФ с учетом исторических и других местных традиций, устанавливается наименование органов местного самоуправления.
В том случае, если создаются муниципальные образования на межселенных территориях, или в других случаях, которые предусмотрены положениями ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ, уставом муниципального образования закрепляется структура органов местного самоуправления.
При этом в решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, которое принимается на местном референдуме, то есть, на сходе граждан, устанавливаются, например, структура и наименования органов местного самоуправления, а также полномочия и порядок избрания главы муниципального образования.
Необходимо отметить, что только путем внесения изменений в устав муниципального образования, может быть изменена структура органа местного самоуправления.
Таким образом, органы местного самоуправления являются взаимосвязанными между собой, и представляют собой единую систему, в которой реализован принцип разделения властей.
В РФ существует четкая система органов местного самоуправления, которая дает возможность разграничить функции между ними. Кроме того такое разделение дает возможность каждому органу выполнять предусмотренные законом полномочия, что является основной для реализации первостепенных вопросов местного значения.
Действующим законодательством предусмотрено, что органы местного самоуправления являются особым субъектом права. Это можно объяснить тем, что, органы местного самоуправления, при решении вопросов местного значения, могут обладать административно-властными полномочиями, а в случае осуществления предоставленных им отдельных государственных полномочий, также и государственно-властными полномочиями.
При этом и административно-властные, и государственно-властные полномочия органов местного самоуправления можно классифицировать по признаку принятия управленческих функций. Примером таких управленческих функций могут служить, руководящие, регулирующие, контрольные, организационные функции .
Полномочия органов местного самоуправления можно сгруппировать по следующим признакам:
— полномочия по управлению. К таким относятся полномочия связанные, например, по сбором, анализом информации, планированием и прогнозированием, передачей информации;
— полномочия по организации. К таким относятся полномочия связанные, например, с координацией деятельности субъектов управления;
— полномочия по руководству. К таким относятся полномочия связанные, например, с назначением, регулированием, созданием определенных условий;
— полномочия по применению административно-правовых режимов. К таким относятся полномочия связанные, например, с участием органов местного самоуправления в разрешительной системе, а именно, выдачи разрешений, лицензий;
— полномочия по контролю. К таким относятся полномочия, например, те, которые осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, а также те, которые осуществляются совместно с органами государственной власти или государственными органами.
Основные направления муниципальной деятельности, которые определяются природой местного самоуправления, его принципами, и являются приоритетами местного самоуправления – есть функциями местного самоуправления .
В соответствии с положениями действующего законодательства основными функциями местного самоуправления являются:
— в решении вопросов местного значения обеспечение принятия участия местного населения. Такая функция осуществляется с помощью определенных механизмов, например, путем проведения местных выборов и местных референдумов, а также и путем осуществления деятельности выборных и представительных органов местного самоуправления;
— выполнение специальными органами местного самоуправления функции обеспечения управления муниципальной собственностью, а также финансовыми средствами муниципального образования;
— обеспечение развития территории местного образования;
— обеспечение охраны общественного порядка;
— обеспечение потребностей населения в жизненно-важных сферах, например, социально-культурной, коммунально-бытовой;
— обеспечение защиты интересов и прав местного самоуправления, которые гарантированы положениями действующего законодательства.
Таким образом, положениями действующего законодательства предусмотрены, что органы местного самоуправления наделяются соответствующими функциями и полномочиями, которые закреплены в уставах муниципальных образований. При этом полномочия органов местного самоуправления не могут быть переданы любым другим органам .
Таким образом, к параграфу 1.1 можно сделать следующие выводы:
— местное самоуправление является одной из основ конституционного государственного строя, формой народовластия на местах. При этом местная власть решает все вопросы местного значения, а также выполняет государственные полномочия, которые ей делегируют органы государственной власти;
— система органов местного самоуправления имеет утвержденную структуру и выполняет свои функции и полномочия исходя из внутреннего строения;
— функции и полномочия органов местного самоуправления, закреплены в уставах муниципальных образований, и способствуют осуществлению основных направлений деятельности органов местной власти.