Курсовая теория Педагогика/Психология Специальная психология и коррекционная педагогика

Курсовая теория на тему Синдромы несформированности высших психических функции у младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Особенности возрастного психологического развития младших школьников 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 5
1.2 Особенности развития высших психических функций в младшем школьном возрасте 8
2. Специфика несформированности высших психических функций младших школьников 14
2.1 Характеристики синдромов несформированности высших психических функций у младших школьников 14
2.2 Особенности психологической диагностики синдромов несформированности высших психических функций младших школьников 21
Заключение 24
Список литературы 25

 

  

Введение:

 

Младший школьный возраст является весьма значимым периодом в жизни ребенка. Это время, когда он начинает осваивать новый вид деятельности – учебную деятельность, которая имеет социальную значимость.
Зачастую ребенок и его родители сталкиваются со значительными сложностями в освоении того или иного навыка, например, письма, чтения, или в осуществлении учебной деятельности в целом.
Во многих случаях родители и даже педагоги видят причины возникших трудностей в лени, нежелании ребенка учиться, соответственно заставляя его выполнять большее количество заданий и упражнений. Однако далеко не всегда описанные меры приводят к успеху. Это обусловлено тем, что причинами возникновения трудностей в обучении являются психологические синдромы несформированности высших функций, требующие профессиональной коррекции со стороны дефектолога и логопеда. Соответственно, полноценное понимание сущности обозначенных синдромов является необходимым условием эффективной деятельности педагога и оказания своевременной помощи учащемуся начальной школы в случае необходимости.
Цель исследования: изучить сущность синдромов несформированности высших психических функций у младших школьников.
Объект исследования: высшие психические функции младших школьников.
Предмет исследования: синдромы несформированности психических функций младших школьников.
Задачи исследования:
1) Описать психолого-педагогические особенности возрастного развития младших школьников;
2) Проанализировать особенности развития высших психических функций младших школьников;
3) Изучить особенности выделенных учеными синдромов несформированности высших функций у младших школьников;
4) Описать диагностические методики, направленные на изучение высших психических функций.
Гипотеза: значительная часть трудностей в обучении у младших школьников обусловлена наличием синдрома несформированности высших психических функций.
Методы: анализ научной литературы на тему исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать ряд выводов. Младший школьный возраст – время начала обучения в школе, освоения многих навыков и умений, которые в дальнейшем необходимы и для обучения, и для профессиональной деятельности, например, чтения и письма. Однако для успешного освоения обозначенных навыков необходим определенный уровень сформированности высших психических функций, например, должна быть сформирована произвольность памяти, внимания, слухоречевая память, фонематический анализ и многое другое. Зачастую в данном возрасте появляется ряд нарушений и трудностей в школьном обучении, которые родители и педагоги связывают с нежеланием учиться, ленью и др.
Однако следует понимать, что источником сложностей в обучении и освоении необходимых навыков могут быть синдромы несформированности высших психических функций у младших школьников, причины которых лежат в функциональных или органических нарушениях структур мозга.
В качестве симптомов данных нарушений могут выступать нарушения мнестической функции, звукоразличения, произвольности психических процессов.
Подобные нарушения требуют грамотной нейропсихологической диагностики и коррекции со стороны невролога, дефектолога, логопеда. Мероприятия типа увеличения нагрузки, повторений упражнения, большего времени на выполнение упражнения, как правило, за счет большей нагрузки еще усугубляют ситуацию
В настоящее время достаточно подробно разработаны нейропсихологические методики диагностики и коррекции подобных нарушений такими учеными, как Лурия А.Р., Семенович А.В., Ахутиной Т.А. и др.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Особенности возрастного психологического развития младших школьников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет.
В период младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, происходит трансформация его социальной ситуации развития. Ребёнок получает радикально новый социальный статус — статус школьника, который напрямую проистекает из реализуемой им учебной деятельности.
В его самосознании происходят радикальные преобразования, что приводит к существенному пересмотру ценностей. Ведущей деятельностью этого возрастного этапа выступает учебная деятельность [1].
Для младшего школьного возраста выделяют такую характерную особенность, как совершенствование высшей нервной деятельности, последующее становление психической деятельности ребенка.
Описываемый возрастной период имеет особое положение в возрастной и педагогической психологии, так как обучение в школе выступает как качественно новый этап развития психологической сферы личности. На этом этапе психическое развитие ребенка осуществляется в процессе реализации учебной деятельности. Учебная деятельность стимулируется разнообразными мотивами: у ребёнка выявляется познавательная активность, развивается тенденция к саморазвитию. Учебная деятельность занимает положение очень важной деятельности для младшего школьника.
Эффективная учеба стимулирует формирование адекватной самооценки, тогда как, неудачи в ведущей в данном возрастном периоде учебной деятельности во многих случаях становятся причиной образования комплексов неполноценности или формирования синдрома хронической неуспеваемости [2].
К максимально важным характеристикам личности младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность. В поведении учащегося начальных классов отмечается послушание, конформизм и подражательность [3].
В младшем школьном возрасте создаются наиболее подходящие условия для формирования и фиксации моральных параметров и положительных качеств личности. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Педагог представляет собой непререкаемый авторитет, поэтому его задачей становится обеспечение благоприятных условий для развития и становления высоконравственной личности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы