Курсовая теория на тему Шведская модель менеджмента
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.. 5
1.1 Модель менеджмента как понятие. 5
1.2 Суть, цели, задачи и модели менеджмента
в рамках компании. 10
1.3 Влияние национально-исторических
факторов на развитие модели управления компаниями. 18
ГЛАВА II ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА.. 25
2.1 Основные положения. 25
2.2 Положительные и отрицательные стороны. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
Введение:
Наукой давно доказано,
что успех деятельности любого предприятия напрямую зависит от такого насколько
грамотный и опытный руководитель стоит во главе и реализует качественное, а
значит эффективное руководство производственным процессом. В связи с этим
менеджер в современных организациях как руководитель определенного уровня
должен воплощать в себе ряд качеств: управленца, лидера, дипломата, инноватора
и т.д. При этом, осуществляемое руководство имеет свой определенный стиль.
Менеджмент является видом
деятельности человека, который имеет, как общие, так и специфические черты. Общие
черты вырабатываются в зависимости от этапа развития цивилизации, уровня
научно-технического прогресса. Общие черты менеджмента наиболее полно
представлены в описании современных научных подходах.
Специфические черты
менеджмента учитывают такие признаки как национальные и исторические
особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений
и культуру.
Наука управления
появилась достаточно давно для того, чтобы позволить современному миру
сформировать и преумножить большой как теоретический, так и практический опыт
управления в различных отраслях производства.
В рамках управления любым
предприятием может быть разработана собственная модель управления, выработанная
после изучения имеющейся теории и практики менеджмента, в том числе
реализованных в управлении успешных предприятий во всем мире, что позволит
вывести сое предприятие на лидирующую позицию в своей отрасли или направлении.
Так, ярким примером
является Швеция, давно сформировавшая и активно использующая свою модель
менеджмента. Формирование данной модели менеджмента началось с изучения и
внедрения в менеджмент так называемого «know-how».
Именно активное внедрение
различных новшеств, порой достаточно смелых и стало причиной того, что в период
индустриализации в Швеции активно строились фабрики и заводы, велись различные
новейшие разработки, осуществлялась качественная и масштабная научно-исследовательская
работа, что, к тому же, позволило создать многочисленные и так необходимые
рабочие места.
Успех производственного
развития Швеции сегодня представляет собой интерес многих стран мира,
стремящихся добиться такого успеха и для себя. Данным фактом и определяется
актуальность темы для курсовой работы.
Теоретической
базой исследования послужили труды таких авторов как Гэлбрейт Дж. К., Веблен
Т., Норт Д.С., Попов Е.В., Кочетова Н.В., Корякин И.Д., Абакумов В.В., Доллан
Э.Гапоненко А.Л., Веснин
В.Р., Глухов В.В., Моженков В., Прыкина Б.В. и других.
Объектом исследования
являются модели менеджмента.
Предметом исследования —
отличительные черты шведской модели менеджмента.
Целью курсовой работы
является изучение сущности и специфики шведской модели менеджмента.
Задачами курсовой работы
являются:
— определить
понятие модели менеджмента;
— выделить
основные национальные модели современного менеджмента;
— рассмотреть
скандинавский менеджмент;
— выделить
характерные черты шведской модели управления.
Структурно курсовая
работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной
литературы.
Заключение:
Таким
образом, управление, как одна из функций организованной системы, встречается
достаточно часто во всех сферах жизнедеятельности человека. От того насколько
качественно выстроено и реализуется управление, зависит успех организации в
целом. Поэтому в современном мире именно качество управления находится в центре
внимания при организации любого производства.
Модель
управления, формируясь в определенных условиях, которые определяет и этап
развития общества, и уровень научного прогресса, и национальные особенности
общества, и территориальная принадлежность производства, приобретает свои
характерные особенности и признаки.
При этом,
необходимо отметить, что наиболее эффективным и результативным будет
формирование модели управления перед организацией самого производства, так как
это долгий и трудоемкий процесс, требующий анализа и учета ошибок уже
реализованных моделей управления.
Термин
«шведская модель» появился в конце 60-х годов, когда в Швеции стало наблюдаться
успешное сочетание быстрого экономического роста с обширными политическими
реформами на фоне относительной социальной бесконфликтности. Этот имидж
успешной и безмятежной Швеции особенно сильно выделялся на фоне растущих
социальных и политических конфликтов в окружающем мире. Шведская модель
отождествлялась с наиболее развитой формой государственного благосостояния.
Основными
целями шведской модели в течение длительного времени были полная занятость и стабилизация
доходов.
Основными
национальными чертами шведской модели управления стали: рационализм,
самодисциплина, тщательное исследование подходов к решению проблем, стремление
к общему согласию и способность избегать конфликтов.
Применение такой модели
позволило сохранять исключительно низкую безработицу в послевоенный период,
было достигнуто равенство зарплаты за равный труд.
Но побочными,
отрицательными последствиями такой модели управления стали: рост цен происходил
быстрее, чем в большинстве развитых стран, ВВП с 70-х годов увеличивался
медленнее, чем в ряде государств Западной Европы, производительность труда
росла слабо. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали той
ценой, которая был уплачена за полную занятость и политику равенства.
При этом шведская модель управления по праву заслужила
уважение и внимание ученых других стран.
В качестве отличительной черты шведской модели управления
можно назвать самого человека, который был поставлен во главу производственного
процесса при данной модели управления, что было обусловлено пониманием того,
что без активности человека и эго качественной трудовой деятельности,
невозможно добиться эффективного производства при любом стиле руководства.
Таким образом, в данной работе были рассмотрены общие,
основополагающие данные о формировании модели управления, рассмотрены
существующие виды моделей управления, в частности подробно изучена шведская
модель управления с определением ее особенностей, а также ее плюсов и
недостатков.
В результате проделанной работы, можно сделать вывод, что
цель и задачи, определенные в начале работы, выполнены в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ 1.1 Модель менеджмента как понятие
Понятие «модель управления» содержит основные
характеристики существующих систем управления.
Другими словами модель
управления – это отражение
реальной системы управления, имеющее определенные характеристики и способное
имитировать, воспроизводить действия такой системы, ее функционирование.
При организации управления каким-либо
объектом, руководителю необходимо проанализировать существующие модели
управления и выбрать ту, которая станет основой в формировании собственного
процесса управления.
Согласно утверждению Ф. Тейлора, модель
управления не является готовым объектом, а представляет собой сложный
эволюционный процесс [11, с.142].
Зачастую процесс формирования модели
управления сравнивается учеными с процессом материнства, который начинается с
того, что женщина сначала определяет свою готовность к рождению и воспитанию
ребенка, затем планирует его зачатие, вынашивает его требуемое количество
времени, рожает, а затем воспитывает на протяжении долгих лет, ожидая при этом
качественное продолжение рода.
Другими словами, модель управления не
создается по щелчку и не берется откуда-то извне, она планируется и формируется
десятилетиями, а может и веками и должна формироваться внутри культуры, традиций,
в тех условиях, в которых будет реализована.
Сказанное выше, ни в коем случае не говорит о
невозможности учета зарубежного опыта при выработке моделей управления, этот
опыт также может быть проанализирован и применен.
Система управления, также как и менеджер ее
формирующий, является достаточно восприимчивой системой, которая также как и
управленец должна учитывать мировой опыт в вопросе управления. При этом
изменения, которые вносятся в сложившуюся систему управления необходимо вводить
с соблюдением определенных параметров:
а) вводимые изменения не должны негативно
влиять на основы, заложенные в сложившейся модели управления;
б) вводимые изменения, должны быть
положительны в понимании самого управленца, и особенно у сотрудников, и уж ни в
коем случае не вызывать у них раздражения и отторжения [2, с.34].
Необходимо отметить, что свою успешность
большинство управленцев связывают напрямую с выбранной и реализованной моделью
управления.
В
толковых словарях дается несколько значений слова «модель», например:
— образец (эталон) для массового
изготовления какого-либо изделия или конструкции;
— устройство, имитирующее строение и
действие какого-либо другого (моделируемого) устройства в научных,
производственных или иных целях.
В
общем смысле «модель» – это аналог какого-либо объекта,
процесса или явления, который для того, кто осуществляет моделирование, является
оригиналом.
Модель – это, прежде всего, продукт моделирования – процесса,
в котором участвуют объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это
моделирование непосредственно осуществляет). Три художника, рисуя одновременно
одну и ту же «натуру», создадут три совершенно разные «модели», воплотив в них
свое собственное мироощущение, творческие установки и задачи. Примерно так же
обстоят дела при моделировании экономических и управленческих систем. В
зависимости от критериев, политических и экономических пристрастий, установок и
задач, которыми руководствуется автор (создатель), модель управления и
экономические модели могут существенно отличаться друг от друга, более или
менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Лучшая
модель выявляется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем,
насколько правильно она отражает и объясняет реально происходящие явления.
Все обстоит гораздо сложнее, когда реально
существующего оригинала вообще нет, а существует он только в воображении
автора. Тогда, опираясь на накопленный опыт, интуицию, научные знания,
тенденции и закономерности развития, необходимо спрогнозировать как будет в
будущем выглядеть представляющий интерес объект (явление), создать новую модель
управления им (образец, эталон) и под эту модель перестроить действующую
систему управления [9, с.58].
Управление обеспечивает целенаправленное непрерывное
воздействие на социально-экономические процессы. Таким образом, управление есть процесс, а система управления
– механизм, который обеспечивает эффективность этого процесса. А
значит, под моделью управления понимается теоретически выстроенная
совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она
воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней
среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво
развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые
принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи,
совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее
элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за
ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.
Существуют следующие варианты выбора модели
управления, которая руководителю или управленческой команде представляется
идеальной или наиболее подходящей:
— взять уже
готовую. Имеется в виду, что мировой опыт практического менеджмента дал немалое
количество моделей, которые в свое время и при определенных условиях дали
положительный результат;
— сконструировать
модель по «методу сборки» из готовых деталей и блоков, которыми будут являться
наиболее эффективно работающие элементы различных моделей управления;
— выбрать
базовую модель управления, которая в максимальной мере отвечает предъявляемым
требованиям, исключить из нее нежелательные, разработать и встроить в нее новые
элементы, которые отвечают специфическим особенностям управляемого объекта и
условиям его функционирования;
— создать и
запустить принципиально новую модель, опирающуюся на совершенно новую
парадигму, способную уловить едва наметившиеся изменения во внешней среде,
которым суждено стать доминантными в будущем [17].
Науке известны попытки различных зарубежных и
отечественных авторов дать описание, охарактеризовать особенности и оценить наиболее
выделившиеся на научном и эмпирическом горизонте моделей управления. Среди
зарубежных авторов, внесших заметный вклад в разработку данной проблемы,
следует назвать такие имена, как Р. Оуэн, Ф. Тейлор, М. Вебер, А. Файоль, Г.
Эмерсон, Э. Мэйо, Д. Макгрегор, А. Маслоу, Р. Блейк, Дж. Моутон, Г. Мюрдаль, а
среди отечественных – И.Т. Посошков, А.Н. Радищев, М.М. Сперанский, Н.С. Мордвинов,
П.А. Столыпин, А.А. Богданов, А.В. Чаянов, С.Г. Струмилин, М.В. Грачев, В.В.
Гончаров, О.А. Платонов.
Задача описать модель управления, например,
народного хозяйства страны, региона, народнохозяйственного (отраслевого)
комплекса и даже муниципального образования или корпорации во всей полноте и
широте внешних и внутренних связей представляется крайне сложной, если вообще реально
выполнимой. Поэтому чаще всего при исследовании моделей управления берется во
внимание достаточно ограниченный ракурс. Именно точка зрения автора – политическая,
экономическая, социальная, технократическая, организационная, территориальная,
дивизиональная, операциональная, а также связанные с нею критерии анализа и оценки
лежат в основе классификации моделей управления.
В связи с этим
можно выделить следующие основные модели управления [14, с.242]:
1. По виду преобладающей собственности на
средства производства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная.
2. По степени рыночного влияния на экономику:
рыночная (либеральная), рыночная с элементами государственного регулирования, социальная
рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями,
модель централизованного управления с элементами рынка (плановая).
3. По характеру реализации властных
полномочий руководством: авторитарная, демократическая.
4. По критерию включения человека в систему
производительных сил: доиндустриалъная, индустриальная, постиндустриальная.
5. По
территориальному происхождению и месту адаптации: российская, американская, японская,
шведская, германская, бразильская.
6. По принадлежности к соответствующим школам
менеджмента:
а) школа научного менеджмента (Р. Оуэн, Ф.
Тейлор, Ф. Гилбрет, Г. Эмерсон);
б) школа рациональной бюрократии (М. Вебер);
в) административная школа (А. Файоль);
г) «классическая школа» (Муни, Рейли, Урвик,
Гьюлик);
д) школа НОТ (А. Богданов, А. Журавский, А.
Гастев, Н. Витке, Ф. Дунаевский, П. Керженцев);
е) школа «человеческих отношений» (Э. Мэйо);
ж) мотивационная школа (А. Маслоу, Ф.
Герцберг, В. Врум, Адамс, У Джемс, Д. Макклелланд);
з) школа «организационного поведения» (К.
Арджирис, Р. Лайкерт, Б. Басе, Р. Блейк, Дж. Моутон).
7. По роли и месту человека в системе
управления: модель Д. Макгрегора (теория X и теория У), модель У. Оучи (теория
Z).
8. По отдельным управленческим признакам:
модель 7С «Счастливый атом» (У. Питере, Р. Уотермен), модель управления по
результатам (Т. Санталайнен), ситуационная модель.
9. По отношению к изменениям во внешней и внутренней
среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состояния), адаптивная
(опережающая, инновационная), динамическая (прогнозная, вероятностная модель
развития).
Итак, различные системы управления имеют право
на существование, если они конкурентоспособны и тесно связаны с особенностями
национальной культуры. Каждая страна – это набор собственных традиций и особенностей
со своим уникальным путем развития. Для каждой страны существует объективная необходимость
управлять эффективно. Понимание того, как управлять эффективно, формировалось в
различных исторических условиях.