Курсовая теория на тему Сходства и различия проявление эмоций представителями русской и армянской культур.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава
1 Теоретические основы исследования проявления эмоций представителей русской и
армянской культур. 3
1.1
Представление об эмоциях в научной психологии. 3
1.2
Особенности эмоциональных проявления представителей русской и армянской нации. 11
Список
литературы.. 16
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы
исследования проявления эмоций представителей русской и армянской культур
1.1 Представление об эмоциях в
научной психологии Вопрос
эмоционального развития личности изучался большим количеством зарубежных и
отечественных исследователей, среди которых необходимо отметить Л.И. Божович,
М.Э. Вайнер, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.
В
науке до сих пор не сложилось четкого, единого понимания категории эмоций.
В
1884 году была опубликована статья У. Джемса «Что такое эмоция?». В данной
статье У. Джемс обосновал формирование эмоций влиянием определенных
преобразований как в произвольной моторной сфере, так и в сфере непроизвольных
актов, например деятельности сердечно-сосудистой системы. Ощущения, которые
возникают при подобных преобразованиях, и следует считать эмоциональными
переживаниями, с его точки зрения. Иными словами, каждая эмоция сопровождается
определенным физическим состояние: грусть слезами, страх дрожью и т.д. Такого
же мнения придерживался Н.Н. Ланге. Таким образом, причиной возникновения
эмоций являются периферические органические изменения.
Другого
мнения придерживался У. Кэннон. Он обнаружил сходство различных телесных
проявлений при разных эмоциональных состояниях, которые не способны объяснить
существующее разнообразие эмоций. Кроме того, эмоциональная реакция возникает
значительной быстрее органической.
Кэннон
предположил, что органические проявления при эмоциях играют роль биологической
настройки организма на предстоящие энергетические затраты. Источником же всех
эмоциональных состояний являются процессы происходящие в таламусе.
П.Бард
продолжил изыскания Кэннона, и доказал, что органические и эмоциональные
состояния возникают практически одновременно. Из мозговых же структур с
эмоциями он в большей степени связывал деятельность гипоталамуса и центральных
частей лимбической системы.
Психоорганическая
теория эмоций в дальнейшем развивалась на основании исследований
электрофизиологической активности. В результате возникла активационная теория
Линдсея-Хебба. Согласно ей, эмоциональные состояния детерминируются
деятельностью ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга, отвечающей
за уровень активности организма. В данном случае эмоциональные состояния
следует интерпретировать как изменение активности нервной системы в результате
воздействия определенных стимулов.
Дальнейшее
развитие теории эмоций происходило в направлении изучения взаимосвязи эмоций с
психикой, поведением и деятельности человека.
Д.О.Хебб
сумел с помощью экспериментальных исследований доказать взаимосвязь степени
эмоционального возбуждения и продуктивностью его практической деятельности.
Так, для оптимальной эффективности деятельности, эмоциональное возбуждение не
должно быть ни чересчур сильным, ни чересчур слабым. Необходим определенный
средний уровень эмоционального возбуждения, индивидуальный для каждого
человека. Слабое эмоциональной возбуждение не дает необходимой мотивации и
наоборот.
Л.Фестингер
рассматривал взаимосвязь возникновения эмоций и познавательных процессов
человека. Он сформулировал понятие «когнитивный диссонанс», которое определил
как негативное эмоциональное состояние, развивающееся в условиях, когда у
человека появляется психологически противоречивая информация о феномене.
Положительные эмоции, с данной точки зрения, являются результатом подтверждения
ожиданий субъекта, достижения ожидаемых результатов. Такое эмоциональное состояние
называется консонанс. Негативные эмоции являются результатом расхождения
ожидаемых и реальных итогов деятельности и обозначаются как диссонанс.
В
группу когнитивистских концепция может быть включена информационная теория эмоций
П. В. Симонова. С данной позиции эмоциональное состояние зависит силой действия
актуальной потребности и представлениями человека о вероятности удовлетворения.
Оценивание такой вероятности происходит на основании врожденного или
приобретенного опыта и вновь поступившей информации. Свою концепцию В.П.
Симонов выразил с помощью формулы:
Э
= — П(Ии — Ис), где:(Э — эмоция, ее сила и качество; П —
величина и специфика актуальной потребности; Ии — информация,
необходимая для удовлетворения актуальной потребности; Ис —
существующая информация, т. е. те сведения, которыми человек располагает в
данный момент).
П.К.
Анохин понимал эмоции как физиологические состояния, которые обладают
интенсивной субъективной окраской и затрагивают все формы переживаний: от
тяжелых страданий до радости и различных форм социальных переживаний.
С.Л.
Рубинштейн сравнивал эмоции с восприятием: восприятие это процесс отражения
состояния объекта, тогда как эмоции отражают состояние субъекта и его отношение
к объекту.
А. Н. Леонтьев рассматривает эмоции как особый
класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями
и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путем
отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его
жизнедеятельности.
В.К.
Вилюнас понимал эмоции как посредническое звено между потребностями и деятельностью. Он дифференцировал эмоции на две
фундаментальные группы
1. Ведущие эмоции или переживания,
окрашивающие в образе среды потребности и тем самым превращающие их в мотивы.
Данные эмоции предваряют деятельность, отвечают за неё и в целом определяют
направленность подобной деятельности.
2. Ситуативные (производные от первых)
— образуются процессе деятельности и являются проявлением отношения субъекта к данной
деятельности, условиям ее реализации, а также к сложившимся или возможным
интересам.
Е.П. Ильин на основе анализа существующих представлений об эмоциях
выдвигает определенное интегрированное определение эмоций как психовегетативной
рефлекторной реакции, основанной на выражении субъективного (пристрастного)
отношения человека в форме переживания к ситуации, ее исходу, либо событиям,
которые предваряли данную ситуацию. Данного определения мы будем придерживаться
в данной работе. Это понимание указывает на роль эмоций в деятельности.
Переживание не является целью поведения или деятельности человека, это
сопутствующее состояние, отражающее отношение субъекта к объективно сложившейся
ситуации, происходящим событиям.
Также Е.П. Ильин обозначил характерные особенности эмоций, типичные только
для них:
1) Эмоции – это реакция на ситуацию, а не на
конкретный стимул;
2) Эмоции во многих случаях предваряют
ситуацию, играя тем самым роль механизма предвидения значимости той ситуации,
которая произойдет;
3) Эмоции представляют собой тонкую
дифференцированию оценку ситуаций различного рода (тогда как например
эмоциональное состояние позволяет проанализировать общий фон: «нравится – не
нравится»);
4) Кроме того, что эмоции дают возможность
оценить важность предстоящей ситуации, они также позволяют адекватно
подготовится к ее наступлению, и соответственно, адекватно вести себя внутри
ситуации;
5) Эмоции, пережитые в определенных
ситуациях, позволяют зафиксировать положительный либо отрицательный опыт.
Функции
эмоций в жизни человека также являлись предметом многочисленных исследований.
Так Джон Дьюи приписывал эмоциям выполнение специфической сигнальной функции,
которая позволяет субъекту осуществлять саморегуляцию поведения и деятельности
организма на основании опознания значимости складывающейся ситуации.
Этот
вопрос изучали также Э.Клапаред, У. Пилзбари, Д. Рапапорт, Р.Шефер и др. На
основании их исследований были выделены следующие функции эмоций:
1) Мотивационно-регулирующая функция. Она
состоит в том, что эмоции способны мотивировать, стимулировать и направлять
деятельность индивида. В некоторых ситуациях эмоции замещают собой мышление.
2) Коммуникативная функция эмоций состоит в
том, что эмоции содержат в себе информацию о физическом и психическом состоянии
субъекта. Благодаря пониманию данный информации существует возможность наладить
продуктивное взаимодействие между субъектами, осуществлять успешную
коммуникацию, даже если партнеры по общению принадлежат к разным культурам;
3) Сигнальная функция уже упоминалась ранее.
Эмоции позволяют установить значимость той или иной ситуации для конкретного
субъекта. Эмоционально-выразительные движения лица, тела сигнализируют о том, в
каком состоянии находится конкретный субъект;
4) Защитная функция. Возникая как
моментальная, быстрая реакция на ситуацию, эмоция помогает организму выбрать
оптимальную стратегию поведения в опасной ситуации и защитить себя.
Следует
отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные,
«фундаментальные» эмоции. Также надо отметить, что разные ученые включают
разные виды эмоций в данную категорию эмоциональных состояний. Так, в категорию
эмоций Р.С. Немов включает такие позиции как агрессивность (враждебность),
апатия, депрессия, интерес, любовь, симпатия, страсть. По мнению А. Г.
Маклакова следует выделять иной ряд эмоций: радость, удивление, страдание,
гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.
В
качестве общепринятой принимается полярная дифференциация переживаний по знаку,
где разграничиваются позитивные и негативные, иными словами, есть приятные и неприятные
эмоциональные переживания. Именно подобное разграничение эмоций и чувств В.Н.
Куликов и А.Г. Ковалев считают существенным для здоровья личности и ее
деятельности. При этом позитивные (стенические) эмоции оказывают благоприятное
воздействие на активную деятельность и функционирование субъекта.
Соответственно, негативные (астенические) переживания детерминируют уменьшение
способности к разумному мышлению, нарушают функционирование воли и восприятия
[5].
Понятия
положительности и отрицательности в отношении эмоций требуют некоторого
уточнения. Иногда бывает достаточно трудно однозначно отнести ту или иную
эмоцию к положительной или отрицательной. Например, такие эмоции, как гнев или
стыд, трудно безоговорочно отнести к отрицательным. Психологи отмечают, что
гнев иногда способствует выживанию индивида, он может соотноситься с защитой
личного достоинства или сохранению личной целостности, то есть может быть
положительным [6]. П.В. Симонов говорит о смешанных эмоциях, когда в одном и
том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки [8]. Это
свидетельствует о том, что знак эмоциональных переживаний (приятное —
неприятное) может не соответствовать традиционному делению эмоций на положительные
и отрицательные [7].
По
критерию интенсивности эмоции и чувства можно подразделять на слабые, умеренные
и сильные, которые могут переходить друг в друга, меняя свою силу. Е.П. Ильин
отмечает, что при дифференцировании эмоциональных переживаний по параметру
интенсивности и глубины чаще всего используется линейный подход: на одном конце
ряда находятся эмоции низкой интенсивности (настроение), на другом — высокой
интенсивности (аффекты).
В. Д. Небылицын предложил классифицировать эмоции в
соответствии с тремя основными модальностями: радость, гнев, страх. Все другие
эмоции следует считать их производными или сочетаниями. Существуют разногласия
касательно отношения эмоции печали к основным модальностям. О.П Санникова
считает эмоции «печали» и «радости» полярными проявлениями одной модальности
эмоций, тогда как другие ученые, например, Л. М. Аболин, Н. М. Русалова, предполагают,
что печаль следует выделять в как эмоцию отдельной модальности с характерными
признаками.
В зарубежной психологии три основные модальности
эмоций дифференцировали Дж. Уотсон (страх, ярость и любовь) и Дж. Грей
(тревожность, радость-счастье и ужас-гнев).
Р. Плутчик выделяет восемь первичных
эмоций-модальностей, соотносящихся с основными формами адаптивного поведения:
принятие, отвращение, гнев, радость, страх, горе, удивление, интерес.
Однако максимально разработанной, сосредоточенной на
конкретных эмоциональных модальностях, считается «теория дифференциальных
эмоций» К. Изарда, в которой он обозначает десять фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд,
вина.
Кроме того, другие авторы
предлагали также иные основания для классификации эмоций: по происхождению,
уровню развития и др. Б.И. Додонов предложил внешнее основание для классификации
эмоций по степени их ценности для человека.
Современных
ученых, которые исследовал соотношение чувств и эмоций, можно отнести к одному
из четырех направлений. Первое направление идентифицирует чувства и эмоции; во
втором чувства интерпретируются как один из типов эмоций (эмоциональных
явлений); третье направление понимает чувства как родовое понятие, интегрирующее
различные виды эмоций как формы переживания чувств (эмоции, аффекты,
настроения, страсти и собственно чувства); четвертое – дифференцирует чувства и
эмоции. .
А.
Н. Леонтьев понимает чувства как особую категорию эмоциональных феноменов. Он
отличает чувства от эмоций по их предметной направленности, которая формируется
в итоге особого обобщения эмоций, относящихся к конкретному феномену.
Также
он указывает, что эмоция обладает ситуативным характером, т. е. выражает
оценочное отношение к наличной или возможной в будущем ситуации, а также к
своей деятельности в ситуации. Чувство обладает четко прослеживающейся «предметной»
(объектной) направленностью. Чувство — это константное эмоциональное отношение.
У
П. А. Рудика в структуру эмоций включены настроения, аффекты и низшие и высшие
чувства. Низшие чувства отражают удовлетворение или неудовлетворение
естественных потребностей, а также ощущения (чувства), связанные с
самочувствием (усталость, вялость и др.). Высшие чувства формируются в
результате с удовлетворением или неудовлетворением общественных потребностей
человека.
Р.
С. Немов к основным эмоциональным состояниям относит собственно эмоции, аффекты
и чувства.
К.
К. Платонов указывает, что чувство — это форма отражения, появившаяся при
сочетании понятийной формы психического отражения с эмоциями. Так, чтобы у
человека сформировалось чувство любви к Родине, он должен освоить понятие «Родина»,
т. е. знать и понимать, что это такое и какие переживания могут быть у человека
в связи с этим понятием.
Е.П.
Ильин, анализируя подходы к соотнесению эмоций и чувств, приходит к выводу, что
прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может
выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных
эмоциях. Не проявляя внешне эмоций, человек скрывает от других и свои чувства.
Доказательством их нетождественности является и более позднее появление в онтогенезе
чувств по сравнению с эмоциями.
Таким образом, в
психологической науке не сформировалось единого определения понятия «эмоции»,
также как нет единства в их классификации. Однако ученые сходятся в том, что
эмоции играют важное значение в существовании человека, позволяя ему
регулировать собственное поведение, предвосхищать будущие ситуации и заранее
подготавливаться к ним, что появляется основой адаптивного поведения. 1.2 Особенности эмоциональных
проявления представителей русской и армянской нации Эмоция
является сложным образованием, включающим универсальный,
национально-специфический и индивидуальный компоненты, в которых находят свое
отражение образы сознания, имеющие свою специфику в каждой конкретной
этнолингвокультуре и определяющие выбор языковых единиц для репрезентации
конкретной эмоции. Национальные особенности эмоциональной сферы во многом
зависят от экстралингвистических факторов. Совокупность уникальных для
конкретной культуры эмоциональных выражений определяет специфику менталитета. С
точки зрения этнологии, лингвокультурологии и других смежных дисциплинарных
областей современной науки установление причин расхождений в способах
репрезентации тех или иных базовых эмоций является архиважной задачей. Любое
исследование, посвященное объективации эмоций, должно иметь в своей основе
четкое разграничение универсальных и национально-специфических компонентов
языковой ментальности. Это – фундамент любого исследования, позволяющего
говорить о специфике той или иной этнолингвокультуры, поскольку посредством
определения границ универсального и его природы, посредством сопоставления
этнолингвокультур можно выявить их национальную специфику. В процессе
межъязыкового сопоставления способов репрезентации эмоций обнаруживается
устойчивое соотношение универсального и идиоэтнического компонентов. Следует
отметить, что понятийный компонент эмоции при этом носит универсальный
характер, а национально-культурная специфика проявляется в других компонентах.
Армяне
один из народов, населяющий Армению, а также проживающий более чем в 70
странах. Исторические события сформировали у армянского народа хорошо
функционирующие, адекватные и гибкие психологические защитные механизмы, с
внутренней напряжённостью, и, следовательно, мобильностью. Это дало возможность
в трудные моменты бессознательно воспроизвести целый комплекс реакций, эмоций,
поступков, которые в прошлом, в похожей ситуации дали возможность пережить её с
наименьшими потерями. Армяне темпераментны и достаточно вспыльчивы, но
добродушны, общительны и очень гостеприимны, любят, музыку и национальные
танцы, а также тонкий юмор. Армяне удивительно щедры, зачастую до
расточительности. Гости у них пользуются особыми привилегиями, и любой из
гостей может рассчитывать на радушный прием.
Гриценко
В.В. предлагает сравнительный анализ чувств, связанных с этничностью,
представителей кавказских этносов, в том числе армян, а также представителей
коренного русского населения [1].
У
подавляющего большинства представителей всех исследуемых групп преобладают по
отношению к собственной этнической группе позитивные чувства: гордость,
спокойная уверенность. Наименьшая доля респондентов, позитивно оценивших свою
этническую группу, оказалась среди русских (60%). Значительный процент
респондентов, особенно среди русских, ответили, что не испытывают никаких
чувств или затруднились выразить свои чувства, связанные со своей этнической
принадлежностью. Это свидетельствует о том, что для русских, проживающих на
основной территории расселения своего этноса, этническая принадлежность не
столь актуализирована по сравнению с армянами, поселившимися за пределами
своего основного этнического массива. Доля негативных чувств: вины, обиды,
стыда и т.п., во всех исследуемых группах невелика, что позволяет говорить о
сохранении и поддержании выходцами из кавказского региона позитивной этнической
идентичности в инокультурном окружении. В процессе интервьюирования
респондентам был задан также такой вопрос: «В последнее время в печати, по
телевидению говорят о так называемых «лицах кавказской национальности». Что Вы
чувствуете, когда слышите эту фразу?» Среди выходцев из кавказского региона
наиболее часто назывались такие чувства как обида, униженность, озлобленность.
Они ругали средства массовой информации за использование данного клише, которое
приобрело устойчиво-негативный характер: «Есть люди хорошие и плохие в каждом
народе. Почему же, когда совершают преступления русские, о национальности
преступников не упоминают, если же правонарушители – выходцы из Кавказа,
обязательно скажут «лицо кавказской национальности»? Почему из-за каких-то
«отморозков» тень на целые народы падает?». Немало респондентов отмечали, что
«раньше очень обижались, все время хотелось оправдываться непонятно за что,
непонятно перед кем, потом стало все равно». Каждый шестой армянин и каждый
пятый русский, принявшие участие в данном опросе, связали с фразой «лица
кавказской национальности» такие чувства как неопределенность и нестабильность
положения. Это означает, что шестая часть проживающих в иноэтничном окружении
армян испытывает неуверенность, вызванную принадлежностью к «лицам кавказской
национальности». Что же касается русского этноса, то следует признать, что его
пятая часть относится к такой группе, которая в ситуации социальной
нестабильности может «качнуться» в сторону негативного отношения к
представителям кавказских этносов, в том числе и негативно-агрессивного. Так,
чувства ненависти и злости возникают более чем у пятой части опрошенного
русского населения (22%), когда они слышат в средствах массовой информации эту
фразу. Таким образом, «навешивание» на представителей кавказских этносов ярлыка
«лица кавказской национальности», имеющего в некоторых случаях значения
«преступник, «террорист»», нежели обозначающий территориально-этническую
принадлежность, не способствует позитивному настрою и налаживанию
взаимопонимания между контактирующими этносами. Скорее всего, наоборот,
приводит к формированию интолерантности, установок на национальный эгоизм и
разделение по этническому и религиозному признаку.
Иванова
Е.С. провела сравнительное исследования лицевой экспрессии представителей
различных национальностей, в том числе армян и русских. Этнические особенности
проявились в значительной мере не в наличии/отсутствии каких-либо эмоций, а в
том, какой тип ситуаций взаимодействия вызывал больше экспрессивных реакций и
насколько они различались по вариабельности и интенсивности. Для количественной
оценки экспрессивности данные каждой этнической пары были сгруппированы по
количеству экспрессивных актов в ситуации непосредственного взаимодействия –
когда экспериментатор давал инструкцию, задавал вопросы, предлагал припомнить
значимые эмоциональные события, и в ситуации опосредованного взаимодействия –
когда испытуемый просматривал фотографии – примеры наиболее частотных эмоций,
прослушивал музыкальные фрагменты, просматривал видеоролики, содержащие по
смыслу или непосредственно в экспрессии героя определенную эмоцию. Полученные
результаты, описывающие уровень экспрессивности в различных ситуациях
коммуникации, распределились в зависимости от принадлежности испытуемых к
этническим группам, выделяемые и другими авторами. Так, представители
славянских национальностей, в том числе русские, демонстрировали довольно
высокий уровень экспрессивности как при непосредственном общении с экспериментатором,
так и при работе со стимульным материалом. Представители таких этнических
групп, как армяне, грузины, молдаване, демонстрировали большое количество
экспрессии в ситуации непосредственного общения, средние значения при просмотре
визуальных стимульных материалов, но весьма разнообразно реагировали на
аудио-треки, что сближает их результаты с представителями славянской группы.
Таким
образом, можно отметить, что исследователи указывают на наличие определенной
специфике в эмоциональных проявлениях армян и русских, однако в целом
особенности их эмоциональной сферы являются достаточно сходными.