Теоретическая педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Школьные реформы в истории отечественной педагогики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Становление системы образования в дореволюционный период 4
2. Реформирование образования в советский период 11
3. Особенности системы образования в современный период: тенденции и перспективы 18
Заключение 25
Список использованной литературы 26

 

  

Введение:

 

В России школа реформировалась довольно часто и, можно сказать, с удовольствием. Во-первых, такие реформы всегда казались довольно простыми, потому что, если экономические законы не подчиняются каким-либо приказам, школа выполняет все, что ей приказано, и реформатор почти сразу же видит результаты своей работы. Во-вторых, влиять на школу — значит влиять на будущее, и никакая власть не откажется от такой привлекательной возможности. Однако большинство российских реформ были утопическими, и утопии, как вы знаете, никогда не осуществились.
Проблема перестройки русской школы играет сегодня огромную роль. Институт образования оказывает сильное влияние на развитие общества. Он объединяет вокруг себя другие социальные системы, предопределяя не только развитие общества, но и каждого человека в отдельности. В цивилизованном обществе, исключая крайности протекционизма, судьба человека зависит от двух факторов: его здоровья и качества образования. Чем демократичнее общество, тем больше образование является каналом мобильности.
Все усилия по восстановлению государственного образования потерпели неудачу после 1917 года, когда новое правительство объявило, что ему нужна совершенно другая школа, основанная на других принципах.
Объект исследования: система образования в России в XX веке.
Предмет исследования: тенденции развития просвещения XX века.
Цель работы: Школьные реформы в истории отечественной педагогики.
Задачи: 1. Становление системы образования в дореволюционный период;
2. Реформирование образования в советский период;
3. Особенности системы образования в современный период: тенденции и перспективы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одна из самых амбициозных образовательных реформ, объявленная в 1984 году согласно Постановлению Верховного Совета СССР «Об основных направлениях реформирования общеобразовательных и профессиональных школ», должна дополнить общее среднее образование молодых людей универсальным профессиональным образованием, чтобы помочь молодежи перейти к профессиям и перераспределить материальные ресурсы в пользу системы ПОО за счет высшего образования, т.е. это противоречие достигло апогея в этой реформе.
Перестройка, начатая в 1985 году, привела к публикации «Руководства по перестройке высшего образования и среднего образования в стране» и «Координационного плана по исследованию комплексных проблем высшего и среднего образования на 1987-1990 годы». (1987), сопровождается решениями партийного правительства о высшем образовании.
Перестройка высшего образования понималась как децентрализация и демократизация. Эта линия должна была стать лидером в «Государственной программе развития высшего образования», разработка и реализация которой (с 1989 года) была прервана распадом СССР.
Положительный аспект образовательных реформ в советское время заключается в том, что был заложен фундамент для системы образования института.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами перехода к демократическому и правовому государству, рыночной экономике и необходимостью преодоления опасности того, что страна будет отставать от мировых тенденций экономического и социального развития. Основные принципы образовательной политики России определены в Национальном образовании Российской Федерации.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Становление системы образования в дореволюционный период
Исторические данные свидетельствуют о том, что сценарий обучения в Древней Руси характеризовался значительной связью с византийской традицией. Однако в отличие от греческой образовательной системы, основанной на приоритетности отдельных форм образования, русская школа развивалась как государственное учреждение, поскольку государство в основном интересовалось государственным образованием.
Что касается нормативно-правовой базы русской школы 10-17 века, то для нее характерна крайняя неразвитость. Большинство школ в то время, вероятно, работали без какой-либо документации: у них не было своих собственных писем и инструкций, содержание образования определялось стихийно, а учебных программ не было. Первая информация о школьных уставах касается конца 16 века. Когда по инициативе Антиохийского Патриарха Иоахима во Львове было основано православное братство, а затем средняя школа для обучения детей членов братства и бедных сирот.
Согласно уставу школы она существовала за счет пожертвований («наклада») «всего братства львовского». Помимо источников финансирования в школьном уставе были четко определены права и обязанности учителя, учеников и их родителей [6].
Система образования в допетровской Руси не только позволяла русским людям достигать глубоких богословских познаний, но и приобретать достаточные знания в области так называемой внешней мудрости.
На Руси, например, отмечался интерес к логическим знаниям. На русский язык переводились такие сложные произведения, как «Диалектика» преподобного Иоанна Дамаскина и «Логика Авиасафа», представляющая собой фрагменты из произведений арабского мыслителя ал-Газали. Уже в конце 15 века на Руси существовала самостоятельная система терминов, способная адекватно изложить концепции аристотелевской логики. Сохранилось большое число списков переработанного на Руси сочинения Маймонида под названием «Книга, глаголемая логика». Поля списка этой книги содержат глоссы, объясняющие определенные логические термины. А это значит, что наши предки тщательно изучили «Книгу, словесную логику».
Важным источником астрономических и географических знаний в средневековой России была «Шестоднев» Иоанна, Экзарха Болгарии, который был распространен у нас до 18-го века. Рассматривая вопросы строения Земли и Вселенной, Экзарх Джон исходит из идеи сферичности Земли, покоящейся в центре сферического небесного свода. Следуя Аристотелю, на основе лунных фаз он доказывает сферичность спутника Земли, а затем, по аналогии, распространяет эту форму на солнце и звезды. По фазам Луны автор «Шестоднева» объясняет приливы и отливы моря. Указанные им размеры нашей планеты довольно точно соответствуют данным современных исследований. Экзарх Джон дает советы о климатических зонах Земли. Информация, приводимая в этой конкретной энциклопедии естественных наук, соответствовала уровню науки в Западной Европе в 16 и 17 веках, где гелиоцентрическая концепция Коперника и Галилея еще не была признана.
В области практической механики российские строители ничуть не уступали присутствующим на Западе. Строители не только составили планы на будущее строительство, но и спланировали технологический процесс. Они знали условия прочности, нагрузки на отдельные конструкции — стены, колонны, арки, учитывали состояние почвы, свойства материалов, на которых, как предполагают исследователи, проводились случайные испытания. Шедевром фортификационных сооружений был Соловецкий кремль, крепость, которую невозможно было завоевать в то время. Строители добились оптимальных результатов в решении акустических задач в помещении.
С середины 16 века появились фабрики по производству льна, бархата, кожи, стекла и бумаги. Созданы сложные подъемные устройства, печатные машины, маслобойни и монетные прессы, станки. Он был известным инженером. Митрополит Московский и всея Руси Филипп, который, будучи настоятелем Соловецкого монастыря, создал несколько технических машин для обработки пищи с помощью конвейеров. Энергия была произведена водяными мельницами, для которых была создана специальная система водоснабжения.
В 16-17 веках формирование «механизированной» металлургии происходило в России, особенно на Урале. Осуществляется дренаж, строятся дренажные системы, плотины и мосты. И все это было невозможно без достаточно высоких знаний в области практической механики.
По мнению исследователей, культура математического анализа и инструментального учета в России была достаточно высокой.
В 16 веке русские познакомились с биологическими и медицинскими работами Абу Бекра Рази (Разес) и Маймонида. В то же время учения Гиппократа об эмбриологическом развитии пронизывают Россию. С того времени сохранилась огромная литература — различные специалисты по травам и целители. В 1620 году в Москве был создан фармацевтический заказ. Микроскоп уже был известен в России в 17 веке. «Естествознание» М. Скотта и «Проблемы» Псевдо-Аристотеля переведены на русский язык [10].
Недавние исследования позволили переосмыслить значение допетровской эпохи в истории биологических знаний в России. Многие биологические термины, сохранившиеся до наших дней, относятся к этому периоду: «яичник», «трансплантация», «черешок» и т. д.
Развитие отношений с западными странами требовало изучения иностранных языков, в основном латинского и польского, а растущее влияние Запада, о котором мы поговорим ниже, отразилось на образе жизни российского общества, особенно знати. Стиль эпохи начал меняться. В новых условиях образование становится престижным фактором и имеет определенную социальную ценность. Русская знать начинает приглашать иностранных учителей к себе домой и отправлять детей учиться в Украину и Польшу.
В течение 18 и 19 веков. Реформа богословского образования состоялась: они изменили уставы, частично пересмотрели учебную программу и попытались улучшить финансирование школ. Однако эти реформы не привели к значительным, фундаментальным изменениям в образовательном процессе.
В 1882 году при Священном Синоде была образована комиссия по пересмотру инструкций. Новые уставы для академий, семинарий и школ были разработаны в 1884 году. Устав семинарии 1884 года выявил тенденцию к отмене самоуправления и выборному началу в богословских учебных заведениях.
Ситуация начальников и учителей с новым уставом в значительной степени изменилась. Авторитет епархиального епископа по отношению к семинарии значительно укреплен. Он отвечает за надзор за направлением обучения и подготовки студентов (пункт устава 14). По представлению епархиального епископа Священный Синод назначает настоятеля и инспектора семинарии. Ректором семинарии может быть только человек в ранге духовенства, а человеку, занимающему должности ректора и инспектора, не нужна степень магистра богословия, как это было раньше.
В определении Священного Синода, который утвердил новое письмо, и в пояснительной записке к письму были указаны причины реформы — это было обнаружено 17-летней практикой, некоторыми недостатками письма 1867 года. В административной части один из главных недостатков здесь это признается несовместимым с положением епархиального епископа в качестве главных семинарий, ограничением его полномочий, предоставлением совету семинарии права не соглашаться с приказами епископа и затем передавать мнения обеих сторон в суд церковного управления Настоятель, прославивший власть епископа перед семинарийской корпорацией и лишивший его способности действовать в первую очередь, охладил его участие и позаботился о семинариях [2].
На характер нововведения большое влияние оказало мнение обер-прокурора К.П. Победоносцев. Во всех богословских школах был укреплен авторитет епископов и епархиальных настоятелей. В академиях отменена специализация студентов на факультетах. Все богословские и философские дисциплины стали общеобразовательными, и только второстепенные историко-филологические предметы были разделены на два факультета и предоставлены студентам на выбор. Реклама академических споров в защиту слушаний была отменена. По мнению рецензентов, докторская степень была присуждена без защиты. Различают также докторские степени: богословие, история церкви и каноническое право. Магистерские диссертации были защищены на расширенном магистерском совете.
Что касается совершенствования учебного процесса, то было решено изменить учебный план. Было решено:
увеличить количество уроков по богословским предметам, особенно по Священным Писаниям и истории церкви;
пополнить богословский курс, введя преподавание библейской истории, сравнительного богословия и разоблачение русского раскола;
сделать церковное пение обязательным предметом;
ввести некоторые богословские предметы в низшие классы семинарии;
сократить количество уроков на классических языках, однако сохранить их первыми в серии общих предметов и поставить свое обучение таким образом, чтобы учащиеся овладели духом языка и достигли свободного чтения классики;
для развития у учащихся лучшей способности писать сочинения, увеличения количества уроков по русской литературе;
новые языки, которые были важны в основном для учащихся, поступающих в академию, классифицируются как факультативные предметы, преподаваемые во внеурочное время;
исключить космографию и тригонометрию из курса семинара.
Согласно новому Уставу (пункт 6), семинары и академии, как и прежде, были открыты для людей всех классов. Право выпускников семинарий на поступление в существующие университеты с 1863 года, в 1879 году было отменено. В 1884 году этот запрет был подтвержден, но в 1897 году семинаристы получили доступ к университетам Варшавы, Дерпта и Томска.
Корпорации теологических учебных заведений оставались на пике своего назначения, но общий успех и развитие учащихся в целом оставляет желать лучшего — это обычный типичный обзор всех аудиторских отчетов за первую половину 1890 года. Экзаменаторы ответили достойно. Но если присмотреться, все это учтено, большие усилия по изучению книги, слабое понимание связи отдельных частей — это обычная сводка отчетов академической экзаменационной комиссии [12].
Очень часто учебный материал не был творчески усвоен, но запоминался учеником, для ответа достаточно было механически воспроизвести изученный материал, не давая своей собственной оценки. Эта же методика была полностью применена при изучении древних языков.
Существующая система образования, которая время от времени только становилась все более жесткой, не в полной мере решала насущные педагогические задачи и не могла подготовить молодых людей, охваченных тенденциями эпохи, к предстоящему священническому служению. Так, студент дореволюционной духовной семинарии пишет в рукописном журнале «На темы жизни»: «Революция нарушила сонный и безразличный ход семинарской жизни. Наши учителя, продукты безжизненного режима казарм 80-х и 90-х годов не могут ответить на наши срочные вопросы».
Что касается общего (или общественного) образования, то первые попытки его регулирования были предприняты императором Александром I. Во время его правления была выпущена светская карта учебного заведения, а также специальный суверенный указ, призывающий духовенство участвовать в государственном образовании. Реформы богословского образования также проводились в то время, включая централизацию и улучшение системы образования в целом.
Так, в Положении об образовании богословских школ, разработанном М. Сперанским, были окончательно определены четыре уровня учебных заведений: академия, семинария, районная школа и приходская школа. До середины XIX в. Правовой статус богословских школ и семинаров определялся на основе стандартных карт, разработанных Учебным комитетом. В настоящее время эти карты были использованы Московским Патриархатом для разработки современных карт гражданства образовательных учреждений.
В «Записке о церковных школах», опубликованной школьным советом Священного Синода, указывалось, что при создании начальных школ в деревнях и деревнях, определенных указом императора от 26 января 1804 года, православное духовенство сыграло решающую роль. Действительно, из-за того, что Указ приписывал образование жителей деревни необходимым обязанностям духовенства, сельские священники довольно активно начали создавать школы при церквях. И хотя эти школы без материальной поддержки и надежной организации испытывали значительные трудности, они были утверждены в соответствии с Положением. Указом Священного Синода от 29 октября 1836 года обязанность «начального образования» для детей из села по-прежнему возлагалась на приходское духовенство. Ситуация не изменилась после принятия Устава духовности 1841 года. Согласно этому Уставу, епархиальные власти были обязаны «распоряжаться и поощрять приходское духовенство» создавать и поддерживать школы в церквях «в форме простой и адаптированной к национальной жизни». Как видим, правительство, которое первоначально возложило на духовенство бремя общественного образования, не спешило освобождать их от этого бремени. Похоже, виновата была не только нехватка преподавательского состава. Скорее всего, государство, которое способствовало педагогической деятельности священников в школе, было больше озабочено нравственным воспитанием, чем общим воспитанием людей [8].
В заключение имеем, что церковь народной (массовой) школы поддержали известные представители русской педагогики. При вышеуказанных обстоятельствах мы можем понять, почему курс по православной педагогике был включен в программу богословских семинаров с 1867 по 1868 год. Этот курс был возобновлен в Московской православной духовной академии в 2001 году.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы