Курсовая теория на тему Школа как фактор социализации детей раннего подросткового периода (11-16 лет)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Социализация как объект научного изучения 5
2. Подростки и особенности их социализации 12
3. Сущность, этапы и механизмы социализации подростков в школе 18
Заключение 21
Введение:
На современном этапе развития общества проблема социализации личности является чрезвычайно актуальной, прежде всего, это касается социализации подростков, так как именно в этот период жизни человека закладываются основы личности, ее способность к адекватной оценке общественных процессов, умение применять накопленный опыт для развертывания своей жизнедеятельности.
Социализация — это «процесс последовательного вхождения индивида в социальную среду, сопровождающееся усвоением и воспроизведением культуры общества, в результате взаимодействия человека со стихийными и целенаправленными создаваемыми условиями жизни на всех ее возрастных этапах»[3].
Процесс социализации всегда включает два плана действия личности подрастающего: адаптацию к социуму; самоопределение (личностное, профессиональное, социальное и др.).
Одной из важнейших и необходимых предпосылок подготовки подростков к жизни является их успешная социализация, неотъемлемой составляющей которой должна стать их общественная активность. Изменения в социальной сфере, новые социальные отношения изменили требования к личности со стороны общества. Общественные требования к личности изменились от знаний, умений, навыков к личностной компетентности в различных сферах.
Объектом исследования является процесс социализации подростков в условиях общеобразовательных школ.
Предмет исследования: педагогические условия и механизмы социализации подростков в школе.
Задачей курсовой работы являются:
1. Проанализировать понятие «социализация».
2 Выявление сущности процесса социализации подростков в общеобразовательной школе.
3. Исследование теоретических аспектов проблемы школы, как института социального воспитания.
Наиболее значимыми для данного исследования являются следующие подходы и методы: метод системного анализа, позволяющий рассмотреть процесс социализации подростков как целостный процесс и вместе с тем проанализировать составляющие его элементы и характер их взаимосвязи; аксиологический подход, позволяющий раскрыть исследуемую проблему через призму подростковых потребностей, интересов и ценностей.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Заключение:
Одним из ведущих микрофакторов социализации подрастающего поколения является институты социального воспитания. Приоритетное место среди них, несомненно, принадлежит школе. Именно школу большинство ученых рассматривают как ведущий институт социального воспитания.
Формирование человека как личности требует от школы постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков.
Основными функциями школы, как воспитательной организации в процессе социализации можно считать следующие:
Приобщение человека к культуре общества;
Создание условий для индивидуального развития и духовно ценностной ориентации;
Автономизация подрастающего поколения от взрослых;
Дифферентация воспитываемых в соответствии с их личностными ресурсами относительно реальной социально-профессиональной структуре общества.
В отношении социально-контролируемой социализации школа играет ведущую роль, так как именно в ней человек в большей или меньшей степени приобретает знаний, норм, опыта, то есть именно в ней осуществляется социальное воспитание.
Именно поэтому, чтобы ребенок смог выбрать верный путь в жизни, нужна помощь. Для психологической поддержки, помощи, диагностики на коррекции поведения детей в школе должен быть социальный педагог.
Фрагмент текста работы:
1. Социализация как объект научного изучения
Проблеме социализации личности посвящено огромное количество работ отечественных и зарубежных философов и психологов — Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. К. Мамардашвили; социологов — У. Бронфенбреннер, Э. А. Домбровский, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс; психологов — Г. М. Андреева, А. А. Деркач, Т. Кемпер, Т. Ньюком, А. Оллпорт, А. В. Петровский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, В. Т. Шибутани. Учеными разработаны разнообразные теоретические подходы. Так, представители биогенетических теорий (Дж. Ст. Холл, А. Гезелл) социализацию рассматривают как естественный процесс, подчиняющийся личным внутренним закономерностям, при котором формирование личности складывается про помощи последовательности периодов, освоение которых необратимо и подразумевает прерывистость и неожиданность перемен. В социогенетических теориях (Р. Бенедикт, М. Мид) социализация осуществляет интегрирующую функцию, дает обеспечение развитию ощущений и принадлежности к социокультурной общности, после которой личность предстает продуктом разных культур.
Представители бихевиоризма и необихевиоризма В. Скиннер, Э. Торндайк, А. Бандура, В. Уолтерс под социализацией подразумевают процесс социального научения, предусматривающий наблюдение и подражание важным моделям поведения. Важными компонентами процесса научения выступают подкрепление, «замещающее подкрепление», само подкрепление. На их взгляд, пройденный набор моделей поведения и предполагает собой личность. В традиционном психоанализе социализация рассматривается как процесс обуздания естественных желаний при поддержке защитных механизмов.
Представители неофрейдизма особое значение придают «Эго» как основной «адаптирующей инстанции» в ходе общественного формирования личности. Э. Эриксон раскрывает социализацию как идентичность с членами группы. В школе символического интеракционизма Д. Мид, Т. Кемпер, Т. Ньюком разрабатываются модификации социализации на основе рассмотрения социального взаимодействия, ролевого поведения, формирования «Я». Выявляется, то, что главным результатом социализации считается формирование самосознания личности. Представители гуманистической психологии А. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс понимают социализацию как самоактуализацию «Я-концепции».
Л. С. Выготский выступал против интерпретации в зарубежных теориях социализации как перехода от биологического существования к жизни в качестве социализованной личности. Он решительно настаивал на том, что дошкольник, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, конкретных социальных взаимосвязей, поскольку он уже считается социальным существом, его первоначально окружают взрослые, и сложно организованное социальное общество, полноправным членом которого ему ещё только предстоит стать.
Представители культурно-исторической детерминации формирования личности Г. Гегель, Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, Д. Б. Эльконин подразумевают соотношение или сходство в духовной организации общества и личности. Располагаясь как многофункциональный орган общества, человек отображает ходом собственного развития структуру напряжений детерминирующей её социокультурной системы.
В отечественной психологии социализация понимается как усвоение индивидуумом социального навыка посредством включения в социальную сферу и воспроизведение системы общественных взаимосвязей и взаимоотношений, как процесса интенсивного освоения индивидуумом ценностей и норм сообщества и создание их в концепцию общественных установок, которая устанавливает позиции и поведение индивида как личность в системе общества [7].
Представление «социальное» обладает тремя трактовками:
-социальное как общечеловеческое;
-общественное равно как социальное;
-социальное равно как коллективное;
Понимание социального как общечеловеческого подразумевает присутствие совместной деятельности, которая связывает людей. Л.С. Выготский заявлял, что ребенок, родившись, уже задан как компонент определенной культуры, установленных общественных взаимосвязей. Согласно его взгляду, «…весьма простодушно сознавать социальное только как его общественное, как присутствие большого количества людей. Общественное и там где принимается только лишь единственный человек и его собственные переживания». [7]
Такой же точки зрения придерживается А.В. Брушлинский, заявляя, что «…каждый человеческий индивидуум и его психика первоначально и постоянно социальны… социальное — это общая, начальная и более умозрительная оценка субъекта и его психики в их общечеловеческих качествах». [5]
Вторая точка зрения позиционирует социальное как присвоенное с общества, имеющую «общественную» природу возникновения. Имеется ряд альтернатив осознания того, что же точно принимается личностью из сообщества: Дюркгейм оценивает общественные мысли, представления и ценности; Э. Кассирер, М. М. Бахтин, Л. С. Выготский рассматривают язык, символ, речь, как ключевые социальные единицы. В интеракционизме объектом разбора делаются общепризнанные меры и ролевые предписания; в генетической психологии Ж. Ж. Пиаже, в ранних труда Л. С. Выготского, Дж.Г. Мида, в социально-генетической концепции Рубцова, общественное рассматривается равно как «вычерпанные» с сообщества, присвоенные вследствие общественных взаимодействий, методы мышления и деятельности.
Больше всего социализация основывается в представлении общественного как социального. Социализация, подобным способом, подразумевает утверждение личностью индивидуальных взаимоотношений с обществом, обладающих определенными формами и определенными изменениями. Данные особенности этого общества воздействует на индивидуальность, отображается в ней, преломляясь через ее характерные черты.
В истории психологии есть ряд трактовок социализации:
• социализация как экстериоризация (выявление первоначальной сути человека в социуме);
• социализация как гуманизация (получение сущности в социуме);
• социализация как приспособление (сопряжение сути и социального);
• социализация как усвоение (освоение общественного, перенос его в глубокие пласты личности).
В понятии «социализация» принята некоторая модификация личности и общественной сферы (коллектив, общественность, прочее общество). Суть процесса обусловливается тем, что стоит за этими взаимоотношениями. Чаще всего процедура социализации подразумевается как процедура приспособления, т.е. адаптации. Представление социализации равно как приспособления создает акцент в личности, ее естественной инициативности. В другом подходе социализация подразумевается как усвоение – перенесение внутрь, в Я — концепцию личности общепризнанных мер, условий, ценностей окружения. Данный подход в большей степени представляется как реальный аспект к человеку, таким образом, человек выступает как предмет влияния ради общества. Такое мнение восходит к Э. Дюркгейму, который социализацию осознавал с помощью воздействия сообщества на человека и практически определял знак равноправия между социализацией и обучением. Согласно его суждению, социализация членов сообщества основывается на эталон человека, который представляется в определенной степени многоцелевым для всех членов сообщества.
Функции социализации состоят в создании у личности «определенного комплекта физиологических и умственных черт, утрату которых современному ребенку общественность полагает неприемлемой ни для одного из своих членов. [11]
В наше время в науке основательно укрепилось понимание о том, что социализация обязана рассматриваться как двухсторонний процесс, содержащий в себе не только овладение, но и интенсивное воспроизведение индивидуумом социальных взаимоотношений. К примеру, Г. М. Андреева обозначает: «Социализация — это двухсторонняя процедура, содержащая в себе, с одной стороны, овладение индивидуумом общественного навыка посредством вхождения в общественную сферу, концепцию общественных взаимосвязей, с другой стороны, процесс интенсивного воспроизводства организации общественных взаимосвязей за счет его интенсивной работы, активного введения в общественную среду»[2].
В ходе социализации индивид выступает одновременно и как предмет, и как элемент социальных взаимоотношений. Социализация личности имеет возможность рассматриваться как бы в двух аспектах — объективном и индивидуальном.
В рамках социальной психологии процесс социализации рассматривается со стороны окружения, с точки зрения того, как и какие социальные общепризнанные меры вступают в персональное понимание человека, личности. В данном случае социализация синонимична обучению.
А.Г. Асмолов акцентирует три границы социализации:
• грань индивидуализации «отражающую» основную генетическую норму цивилизованного формирования: с общественной коллективной работы ребенка к персональному интерапсихическому…»;
• грань «интимизации», отражающую трансформацию от «Мы» к «Я», задачу самосознания личности;
• грань интериоризации как изготовление внутреннего проекта сознания [1].
Результатом социализации как процесса должны обозначаться внутренние, глубокие текстуры личности, отвечающие за ее общественные действия.