Курсовая теория на тему Сфера услуг в современной экономике: роль,динамика,структура.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1.1. Экономика услуг: суть и управление 5
1.1. Понятие сферы услуг в современной экономике 5
1.2. Современные исследования сферы услуг 9
2. Сфера услуг: особенности развития и стратегические перспективы 16
2.1. Качественные параметры сферы услуг в развитых странах 16
2.2. Роль и динамика развития сферы услуг 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение:
Актуальность темы. Сфера услуг является важным сектором экономики развитых индустриальных стран и занимает все более устойчивые позиции в мировом хозяйстве. Для многих стран характерны тенденции увеличения объемов производства услуг, рост доходов от сервисной деятельности, рост занятости в этой сфере, обострение конкуренции, увеличение экспорта и импорта услуг. Изменения, которые происходят в сервисном секторе в мировом масштабе, настолько существенны, что современную экономику определяют как «сервисную» или «экономику услуг». С начала 30-х годов. услуги в отдельных странах мира становятся основным объектом товарно-денежных отношений в результате четвертого большого общественного разделения труда — отделение сферы услуг от материального производства, в результате чего сфера услуг приобретает динамичного развития.
В настоящее время российская экономика находится в процессе перехода к новой рыночной парадигме, которая важнейшем составляющим звеном экономики определяет сферу услуг. Опыт ведущих государств доказывает, что данная сфера играет решающую роль в процессе построения развитых стран с эффективной экономикой. Исходя из этой ситуации, сфера услуг, её формы и направления, а также разработка и анализ ее качественных и количественных характеристик является актуальной темой исследования в настоящее время, так как с практической точки зрения это даст возможность решить вопрос роста экономики нашей страны путем развития сферы услуг
Сфера услуг — система отраслей народного хозяйства, продукты, потребительская стоимость которых выражается в предоставлении удобств. Актуальность всестороннего исследования рынка услуг обусловлена его многогранностью и общественной значимости. Необходимость выявления основных тенденций и закономерностей развития сферы услуг с целью повышения ее конкурентных преимуществ обуславливает актуальность этой работы.
Характеристику отдельных аспектов сферы услуг освещены в работах Дж. Бастиа, А. Смита, Ж-Б. Мера, К. Маркса, А. Маршалла и др. Обоснование тезиса о росте роли сектора услуг в развитии современной экономики находит свое подтверждение в трудах таких зарубежных ученых, как Дж. Белл, З.Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, П. Друкер, М. Кастельо, К. Кларк, У. Ростоу, А. Тоффлер и др.
Цель курсовой работы заключается в определении особенностей развития сферы услуг в современном экономическом пространстве, анализе структуры производства услуг в Российской Федерации и определении приоритетных направлений экономической политики для обеспечения устойчивого развития сферы услуг.
Объектом исследования выступает сфера услуг в современной экономике.
Предметом исследования является экономическое содержание и функциональная роль сферы услуг, характер и динамика ее производительной силы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие сферы услуг в современной экономике;
Рассмотреть современные исследования сферы услуг;
Охарактеризовать качественные параметры сферы услуг в развитых странах;
Проанализировать роль и динамику развития сферы услуг.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Научная литература содержит значительное число представлений о сущности сферы услуг и ее месте в современной экономике. Тем не менее, вниманию исследователей не удостоились некоторые весьма важные аспекты, позволяющие рассматривать сферу услуг вообще, а потребительских в частности как атрибут и базовое условие комфортного и качественного проживания в городском поселении.
В работе показано, что модернизация России невозможна без соответствующего развития сферы потребительских услуг, являющейся и механизмом повышения комфортности проживания, и способом высвобождения свободного времени граждан для эффективного приложения их сил на пути формирования собственного устойчивого положения в обществе.
Методология научных исследований, глобальных проблем развития сферы услуг оптимально сочетается с исследованием услуг на уровне отдельных стран и регионов. Развитие информационных технологий, телекоммуникационных сетей, систем связи, рост объемов международной торговли услугами усиливает значение экономических исследований услуг их актуальность.
В условиях глобализации исследования услуг так же актуальны и важны, как и исследования различных природных, социальных, экономических процессов, связанных с глобализацией. Для дальнейшего развития сферы услуг необходимо решение комплекса взаимосогласованных задач:
а) формирование благоприятных условий для предпринимательской деятельности в секторе услуг;
б) создание экономической и правовой среды;
в) совершенствование действия механизма местного самоуправления;
г) привлечение общественности к активному участию в определении приоритетных направлений роста рынка услуг;
д) создание реальных возможностей каждому предприятию доступа к производственным, материально-технических и финансовых ресурсов;
е) дальнейшее развитие коммерческой системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности;
ж) применение механизма партнерства для стимулирования развития перспективных видов деятельности в сфере услуг;
з) осуществление мероприятий в области инвестиционной политики и содействия инновационному инвестированию предприятия;
и) поддержка в перспективе на соответствующей научной основе развития сетевых и кластерных структур непосредственно сервисного характера (транспортно-логистические, туристско-рекреационные, культурно-развлекательные).
Для Российской Федерации актуальным является ускоренное развитие и, соответственно, экспорт туристических, финансовых, деловых, научно-исследовательских, строительных услуг. Эта сфера внешнеэкономической деятельности является серьезным потенциалом для увеличения экспорта страны и поэтому заслуживает приоритетного внимания.
Существенное расширение участия Российской Федерации в мировой торговли услугами требует разработки соответствующей стратегии деятельности в системе международного разделения труда. Реализация стратегии перехода сферы услуг на инновационно-инвестиционную модель развития позволит активизировать все виды экономической деятельности в производстве и реализации услуг, станет одной из составных частей экономической безопасности страны.
Особенности регионализации в торговли услугами важны для разработки стратегий и программ деятельности на конкретных рынках, в частности на мировом, учитывая европейский выбор Российской Федерации.
Фрагмент текста работы:
1.1. Экономика услуг: суть и управление
1.1. Понятие сферы услуг в современной экономике
В условиях становления и развития постиндустриального, информационного общества, в котором основная роль отводится человеку, его знаниям и инновациям, сфера услуг становится приоритетной в обеспечении качественного динамичного экономического роста, как отдельного государства, так и всего мирового сообщества. Не смотря на то, что услуги традиционно рассматривались как «третичный сектор» экономики, на современном этапе они занимают более 2/3 мирового ВВП. В общем объеме международной торговли услуги достигли 20 процентов. После научно-технической революции, которая привела к значительному расширению запросов населения и появлению новых потребностей, возросший спрос способствовал формированию устойчивого предложения услуг и поддерживал динамичное развитие компаний и стран, ставших мировыми лидерами в сфере услуг.
Среди наиболее успешных компаний, демонстрирующих ежегодный рост на мировом рынке услуг, можно выделить McDonald’s и Servicemaster (США), Saatchi & Saatchi и Hawley Group (Великобритания), Adia (Швейцария), International Service System (Дания) и другие. Многие страны стали специализироваться в целых отраслях мировой сферы услуг и добились видимых результатов. Например, Швейцария преуспела в банковской деятельности, торговле, консалтинге, логистике, Великобритания — в страховании, проведении аукционов, различных видах консалтинга, Сингапур — в авиатранспорте, Соединенные Штаты — в рекламной деятельности и гостиничном бизнесе [5].
В условиях рыночной экономической трансформации особого внимания заслуживает сфера услуг, призвана стать весомым фактором экономического роста, благосостояния населения, стабилизации внутреннего потребительского рынка, создание новых рабочих мест, улучшение качества жизни населения.
По утверждению многих ученых, услуги можно рассматривать как необходимый элемент и двигатель становления информационно-сервисного общества, весомый фактор рыночной трансформации экономики Российской Федерации. В связи с этим возникает необходимость пересмотра взглядов на место услуг в структуре национального хозяйственного комплекса и его региональных подсистем, их роли в процессах стабилизации и экономического роста.
Развитие экономики услуг связано с социологизацией экономического развития, требует усиления внимания к нуждам человека, уровня их удовлетворения, повышения роли услуг в экономическом и социальном развитии страны, к формированию новой общественно-экономической дисциплины — экономики услуг [12].
Экономика услуг исследует закономерности пространственной организации услуг как социально-экономического явления, особенности их функционирования и развития, учитывая, что он детерминируется уровнем жизни населения. Их можно применить и к сфере услуг. К ним зачислено:
1) пространственные различия потребностей населения в обслуживании и степень удовлетворения этих потребностей;
2) пространственную организацию обслуживания и создание его центров различного профиля и ранга.
Исходя из изложенного, можно определить основные задачи исследования пространственной организации услуг:
1) комплексный анализ предпосылок и факторов, детерминирующих структуру и уровень спроса на услуги, и их предложение в рамках конкретных пространственных систем; их территориально-временной структуре, динамике и дифференциацию услуг;
2) установление закономерностей развития и размещения услуг;
3) определение пространственно-временной структуры и территориальной дифференциации общего процесса производства, предоставления и потребления услуг;
4) определение места и роли национального рынка услуг на глобальном и региональном рынках, особенности их взаимосвязанного функционирования, специализации и дифференциации;
5) определение территориальных различий в объемах и структуре спроса и потребления, уровнях развития услуг с учетом их типов;
6) прогнозирование изменений в пространственной и функциональной структурах услуг в условиях развития рыночных отношений.
Кроме того, задачами экономики услуг является выявление послугових ресурсов развития конкретной территории, ее социально-экономических особенностей; проведение оценки демографических, этнических, исторических особенностей развития населения, его профессионально-квалификационной структуры, сети социальной инфраструктуры (особенностей размещения, емкости).
Итак, общественно-экономическое исследование услуг предполагает выявление основных закономерностей, факторов и условий формирования и функционирования пространственной системы услуг (ПСУ), определение тенденций их перспективного развития с учетом особенностей экономической системы.