Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Сепарация от родительской семьи и особенности супружеских отношений в молодых семьях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЕПАРАЦИИ 5

2. ОСОБЕННОСТИ И СТРУ КТУРА ПСИХО ЛОГИЧЕСКОЙ СЕ ПАРАЦИИ 15

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПС ИХОЛОГИЧЕС КОЙ СЕПАРА ЦИИ ОТ РОД ИТЕЛЕЙ С К АЧЕСТВОМ СУ ПРУЖЕСКИХ ОТ НОШЕНИЙ РЕБЕ НКА ВО ВЗРОС ЛОЙ ЖИЗНИ 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34


  

Введение:

 

Актуальность темы. Феномен сепарации в современной науке рассматривают в основном в аспекте отделения личностного пространства ребенка от родителей в раннем юношеском или молодом возрасте [2], однако содержание этой категории значительно глубже, чем собственное отделение личностного пространства индивида в системе «ребенок — мать», «ребенок — родитель», «ребенок — родители».

В современных исследованиях феномена сепарации ученые концентрируют внимание на внешних (социально детерминированных) проявлениях личности, то есть таких, которые фиксируется на уровне анализа результатов деятельности индивидов и дают возможность их прогнозировать [2]. В частности, к таким проявлениям относят паттерны родительского поведения в сфере репродукции и социализации как модели неустойчивого характера, поскольку уровень внешнего заимствования на современном этапе является чрезвычайно высоким. А именно внешние заимствования паттернов поведения, нетипичной для родительских моделей, определяются показателем высокого уровня сепарации. Наиболее значимым критерием сепарации большинство исследователей склонны определять образованем нуклеарной семейной группы с ее официальным закреплением в виде брака [4]. Однако некоторые исследователи [6] считают брак «некорректным» проявлением демонстрации сепарации — его трактуют как своеобразный побег от глубоко укоренившихся проблем детско-родительских отношений [2, с. 49].

Стоит заметить, что исследования в области сепарации хотя и представлены достаточно широким спектром эмпирических данных, вызывают некоторое недоумение чрезмерной акцентуацией внимания на их пилотажном характере [1].

Проблема сепарации молодых людей от родителей в России обстоит иначе, чем в западных странах. На это накладывают свой отпечаток как культурно-исторические особенности (коллективистская направленность, детоцентризм, опекающее отношение даже к повзрослевшим детям), так и социально-экономические.

Молодому человеку сложно начать самостоятельную жизнь из-за высокой материальной зависимости от родительской семьи. Особенное строение социальных лифтов, трудности в поиске работы людьми без опыта в какой-либо области, постановка вопроса о собственном жилье часто останавливают многих в решении проблемы отдельного проживании.

Таким образом, в юношеском возрасте часто происходит не осознанное, а вынужденное отделение от родителей. К примеру, способствующим вынужденной сепарации обстоятельством выступает вступление в брак. Исходя из этого, молодой человек, помимо адаптации к требованиям новой семьи, новым отношениям, испытывает еще и трудности сепарации от родителей.

Таким образом, многие молодые семьи переживают тяжелый кризис, в котором они, еще лишенные ресурса личностной зрелости и психологической устойчивости взрослого человека, сталкиваются с жесткими условиями реальной жизни, и зачастую нуждаются в квалифицированной помощи. Ситуация сепарации от родителей в России оказывается малоизученной темой, и практические рекомендации в отношении ее преодоления даются в основном психологами-практиками, на основе анализа отдельных случаев совладания с этой проблемой у молодых людей. Исходя из этого, встает необходимость структурировать имеющиеся о сепарации данные, выделить и проанализировать ее компоненты и предикторы, влияющие на них и дать рекомендации по ее эффективному преодолению.

Влияние сепарации от родителей на развитие детей в различных условиях изучали и описывали Дж. Боулби, Д. Берлингейм, А.И. Захаров, М. Земска, М. Кляйн, Й. Лангмейер, М.И. Лисина, М. Лифшитц, М. Малер, З. Матейчек, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Г. Фигдор, З. Фрейд, А. Фрейд, М. Эйнсворт и др. Изучению сепарационных процессов в студенческом возрасте посвящены исследования И.А. Челядинской, Т.И. Сытько, В.П.Дзукаевой.

Объект исследовния – ситуация сепарации от родительской семьи в молодых семьях.

Предмет исследования – психологическая сепарация родителей и качество супружеских отношений ребенка во взрослой жизни.

Цель курсовой работы – изучить сепарацию от родительской семьи и особенности супружеских отношений в молодых семьях.

Гипотеза исслдедования — оценка ситуации сепарации от родителей и отношения в молодой семье зависят от социально-психологических предикторов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить понятие психологической сепарации.

2. Рассмотреть особенности и структуру психологической сепарации.

3. Изучить особенности супружеских отногений в молодых семьях.

3. Исследовать взаимосвязь психологической сепарации от родителей с качеством супружеских отношений ребенка во взрослой жизни.

Методы исследования. Изучение, анализ, обобщение и систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования. Сбор данных о ситуации сепарации и особенностях семейной системы, в которой она проходила.

Теоретическая значимость заключается в расширении имеющихся данных о понятии сепарации, систематизации взглядов ученых различных направлений на исследование данного явления. Полученные данные позволяют углубить теоретические представления об особенностях отношений в молодых семьях, как социальной группы, проблемах детско-родительских отношений.

Объем и структура. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, библиографического списка.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что сепарация – это способность человека разделять чувства, мысли, эмоции – свои и близких людей. В социокультурном контексте сепарация – это накопленный опыт автономного поведения, независимого от действий и поступков других людей, и самостоятельно сделанного выбора.

Рассмотрение основных научных подходов к состоянию исследуемой проблемы позволяет сделать вывод, что очень важно понимание необходимости процессов разделения и сепарации. А так же формирование представления взрослого человека о себе как о независимом, свободном, ответственном за свою жизнь, зрелом человеке.

Эмоциональный компонент сепарации в полноценном варианте включает в себя следующие эмоциональные состояния: горевание по поводу отделения и окончания прежних отношений; преодоление сепарационной тревоги; переживание радости и интереса, обусловленных отделением; отсутствие чувства вины, гнева, недоверия и тревоги в отношениях с партнером по сепарации, а также независимость от его одобрения и/или поддержки; принятие нового статуса отношений и новых ролевых позиций; создание отношений с новым объектом привязанности, переживаемых как комфортные и безопасные, или трансформация прежних отношений привязанности в качественно новые.

В целом, результаты теоретического исследования показавают, что отношения привязанности, как с родителями, так и с супругом, более надежны и позитивны, если сепарация от родительской семьи происходит благополучно. Эмоциональная независимость от родительской семьи, а так же зрелость личности непосредственным образом влияют на способность взрослого человека строить надежные эмоциональные отношения.

То есть, для благополучных отношений взрослого человека важно, чтобы произошла психологическая сепарация от родительской семьи, но при этом сохранились позитивные эмоциональные связи с семьей. Хотя, безусловно, психологическая сепарация от родительской семьи – это один из многих факторов, влияющих на качество отношения между супругами. Их нужно рассматривать потому, что они связаны с сепарацией, а не потому что сепарации недостаточно звитие отношений между супругами связаны с процессами развития привязанности между ними и перестройки отношения с родителями и здоровой сепарации.

Молодым людям необходимо не бояться получить опыт самостоятельной жизни перед тем, как вступать в отношения с другой «монадой». В конце концов, самостоятельность дает ни с чем несравнимое ощущение власти над своей жизнью. Человек, который умеет сам заботиться о себе сам удовлетворять свои материальные и эмоциональные потребности, зрелый не только по паспорту, имеет гораздо меньше шансов оказаться в больных, зависимых отношениях.

В паре и в дальнейшем в семье такие люди строят отношения не на ожиданиях, а на принятии себя и друг друга реальными. При возникновении конфликтов они не манипулируют, а договариваются, с учетом прав и интересов обеих сторон. При потере новизны и появлению рутины они открывают новые грани отношений.

Напротив, человек, который не научился, как говорится, быть самому себе заботливым и любящим отцом, будет искать свою «половинку», которая дополнит его (ее) к целому, порождая созависимость в отношениях. Будет искать себе «маму» или «папу», ответственных за обеспечение счастья и благополучия.

.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЕПАРАЦИИ

Попытки рассмотреть явление психологической недиференцийованости в контексте родительского отношения были осуществлены Л. П. Пономаренко [17], Н. П. Демидюк [6], Е. Т. Соколовой [19], которые указывают на большую частоту обращений в психологическую консультацию людей, переживающих значительные трудности в осознании себя в качестве психологически отдельного индивида, неспособность отделить собственные переживания и потребности от переживаний и потребностей другого, демонстрируют слияния эмоциональных и когнитивных проявлений психической жизни, обладают плохой способностью к саморегуляции и адаптации к новым ситуациям, обнаруживают черты пассивности, зависимости, часто обращаются к нарративному «мы» [9].

Соответственно, как в психологической практике, так и в эмпирических исследованиях, существует интерес к теоретическим концепциям, которые определяют и углубляют понимание феноменов детско-родительских взаимоотношений, способствуют или, наоборот, препятствуют развитию автономного, дифференцированного «Я» ребенка. Теория сепарации, в свою очередь, на современном этапе является одним из продуктивных источников, к которому обращается значительное количество исследователей по объяснению описанных выше феноменов. Также она хорошо согласуется с рядом других теорий, которыми широко пользуются и в отечественной психологии, такие как теория развития идентичности Э. Эриксона, теория самодетерминации поведения человека Э. ДиСи и Р. Райана, теория дифференциации в семейной системе М. Боуэна [3]. Считается, что это параллельные процессы: достижения автономии в значительной мере связано с достижением целостной, дифференцированной идентичности и развитием системы автономной регуляции.

Также параллели можно провести между теорией сепарации и концепцией российской исследовательницы С. К. Нартовой-Бочавер

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы