Методика обучения и воспитания дошкольного образования Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Сенсорное развитие детей раннего возраста средствами дидактических игр

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей раннего возраста 5
1.1 Понятие сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Особенности использования дидактической игры как средства сенсорного развития детей раннего возраста 10
1.3 Организационно-педагогические условия процесса сенсорного развития детей раннего возраста средствами дидактических игр 19
Глава 2. Изучение сенсорного развития детей раннего возраста средствами дидактических игр 22
2.1. Изучение методик сенсорного развития детей раннего возраста 22
2.2. Система работы по сенсорному развитию детей раннего возраста средствами дидактических игр 27
Заключение 31
Список литературы 32

 

  

Введение:

 

Сенсорное воспитание заключается в развитии восприятия ребенком и формирование его знаний о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, вкусе, запахе и так далее. Познавательная деятельность начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает «развитие интересов детей, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме, темпе, количестве, пространстве и времени и др.)» [33, с. 12]. Сенсорное развитие является основой для познавательного. Принято считать, что истоки сенсорных способностей заключаются в общем уровне сенсорного развития, которое достигается в младшем дошкольном возрасте.
Наиболее усиленным в психическом и физическом развитии детей является период первых 3 лет. На данном этапе жизни при соблюдении соответствующих условий, у малыша обогащается сенсорный опыт посредством осязания, мышечного чувства, зрения. В этом возрасте ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Система обучения необходима уже в раннем возрасте. «Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни».
Следовательно, приоритетным направлением сенсорного обучения должно являться вооружение ребенка сенсорной культурой. Сенсорная культура ребенка – итог усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.
Наиболее значительный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие. Потребность в осуществлении исследований сенсорного развития детей раннего возраста продолжает существовать по сей день.
Объект исследования: процесс сенсорного развития детей раннего возраста.
Предмет исследования: педагогические условия использования дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста.
Цель исследования: изучить особенности влияния дидактических игр на сенсорное развитие детей раннего возраста.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Анализировать психолого-педагогическую и методическую литературы по проблеме исследования.
2. Рассмотреть педагогические условия использования дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста.
3. Изучить методик сенсорного развития детей раннего возраста.
4. Проанализировать систему работы по сенсорному развитию детей раннего возраста средствами дидактических игр
При проведении исследовательской работы были использованы методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сенсорное развитие – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Задачи сенсорного развития детей раннего возраста: формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий; формирование у детей системы сенсорных эталонов; формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных: эталонов в практической к познавательной деятельности.
Основная задача сенсорного развития, таким образом, заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе, художественного и музыкального творчества и т.д.
Роль дидактических игр в сенсорном развитии очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию – контроль над состоянием сенсорного развития детей. Средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста: природа, творческая деятельность (благоприятная деятельность для развития обследовательской деятельности), трудовая деятельность (задействованы тактильные анализаторы и анализаторы зрения), дидактические игры (преимущество дидактической игры перед свободной игровой деятельностью ребенка в том, что у нее есть развивающая и образовательная направленность более узкого характера, чем в свободной , спонтанной игровой деятельности ребенка). В младшем дошкольном возрасте у ребенка складываются важнейшие психические новообразования. Данные новообразования складываются, преимущественно в рамках ведущего вида деятельности младших дошкольников – игре. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностями ребенка, включается во все системы дошкольного воспитания.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей раннего возраста

1.1 Понятие сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Чувственное и рациональное представляют собой разные стороны единого процесса познания ребенком объективного мира, разные формы познавательной деятельности, находящиеся между собой в органической взаимосвязи. Поэтому развитие сенсорных процессов, по мнению Ю.М. Хохрякова, имеет самоценное значение и вместе с тем оказывает влияние на становление всех психических функций и освоение различных видов деятельности. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей [35, с. 26].
В широком смысле слова, развитие сенсорных процессов представляет собой целенаправленный педагогический процесс, способствующий развитию восприятия ребенка и формированию у него представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе [15, с. 104-106].
В контексте культурологического подхода, активно разрабатываемого в отечественной науке, целью и результатом сенсорного развития является овладение ребенком сенсорной культурой.
Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам Марии Монтессори. Она считала, что для приобретения такой культуры необходимо систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов [18, с. 29]. Между тем Л.А. Венгер, А.В. Запорожец отмечали, что сенсорная культура человека складывается на основе его приобщения к сенсорной культуре социума, важнейшим компонентом и продуктом которой являются сенсорные эталоны – исторически выработанные общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений (цветовой спектр, системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, звуковысотная шкала музыкальных звуков, решетка «фонем» родного языка и т.д.) [4, 10]. По словам А.В. Запорожца, «отдельный индивид на протяжении детства … научается ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего и для систематизации своего сенсорного опыта» [10, с. 35].
По мнению Л.А. Венгера, постепенность усвоения общечеловеческого сенсорного опыта заключается, прежде всего, в том, что овладению общепринятыми видами эталонов предшествует формирование «индивидуальных предэталонов», несущих ту же функцию, но имеющих иное психологическое содержание [6, с. 45]. На первом году жизни начинается формирование «сенсомоторных предэталонов», представляющих собой отображение пространственных свойств объектов в единицах двигательных возможностей самого ребенка. На втором-третьем году складываются «предметные предэталоны» – образы свойств конкретных единичных предметов, применяемые в качестве «меры» для обследования свойств других объектов. Предметные предэталоны создают необходимую основу для усвоения детьми системы сенсорных эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонные значение в отрыве от конкретного предмета, что поднимает восприятие ребенка на качественно новый уровень [5, с. 59-72].
Общепринятые сенсорные эталоны, как и индивидуальные предэталоны, в соответствии с признанным в нашей стране деятельностным подходом к изучению психики, рассматриваются в работах Л.А. Венгера, А.В. Запорожца и их коллег в качестве средств осуществления перцептивных действий. В исследованиях названных авторов представлена характеристика функций перцептивных действий в построении образов и ориентировании поведения, установлены этапы осуществления перцептивного действия, выделены особенности и роль моторных компонентов, функционирующих в его составе, проведен подробный анализ некоторых конкретных видов перцептивных действий [5, 10].
Исходным моментом формирования перцептивного действия является овладение практическим действием, которое ставит перед восприятием определенные задачи, требуя выявления и учета тех или иных свойств предметов [13, с. 78]. Поэтому сенсорное воспитание должно строиться в контексте формирования у детей различных видов содержательной деятельности [23, с. 102].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы