Социально-культурная деятельность Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Семья, как социально — культурный институт (семья и досуг, семья и другие социальные институты, культурный потенциал семьи и его реализация); значение, направления, методы, формы, проблемы( на примере конкретного региона)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения семьи как социального института 5
1.1. Семья как социальная группа в современной России 5
1.2. Социальные аспекты формирования семьи 10
1.3. Особенности развития проблем в семьях 13
Глава 2. Роль семьи в формировании личности детей 21
2.1. Рекомендации по формированию семейных ценностей 21
2.2. Специфические возможности семьи в формировании личности ребенка 25
Заключение 31
Список литературы 33

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Семья, как определенное социальное образование, потерпела достаточно глубоких изменений за длительный путь своего развития – от полигамного древнего общества к моногамной семье нового типа, которую имеем сейчас. «Корни семьи глубоко заложены в человеческой природе, – отмечала Н. Ершова, – она есть той средой, в которой развивается человек, формируется личность» [1, с. 154]. Семья представляет собой неотъемлемую часть современной общественной системы, которая в качестве первичной и основной ячейки общества тесно связана с другими элементами этой системы. Ромовская З. вполне оправданно называет семью «естественной и основной структурой в обществе» [2, с. 69]. Общество влияет на семью, формируя ее определенный тип, а семья, в свою очередь, оказывает обратное влияние на другие социальные институты, процессы и отношения. В то же время, она представляет собой относительно самостоятельное явление общественной жизни со своими специфическими закономерностями развития. Таким образом, семья выступает одновременно и как инструмент для удовлетворения индивидуальных потребностей личности (духовных, материальных, физиологических, культурных и тому подобное), и как социальный институт, который непосредственно влияет на значительное количество общественных процессов.
Большое значение семьи как социального института делает ее предметом пристального внимания многих научных исследований – социологических, педагогических, правовых и тому подобное. Такое внимание обуславливается многими обстоятельствами. Ни юристы, ни психологи, социологи, педагоги не станут отрицать, что ненадлежащее семейное воспитание, пренебрежение родителями своими обязанностями в значительной степени влияет на формирование у ребенка асоциальных взглядов, недопустимой в правовом обществе противоправного поведения, является причиной совершения правонарушений.
Кардинальные социально-экономические и политические преобразования, происходящие с конца прошлого века, коренным образом изменили социокультурную ситуацию, в которой протекает формирование личности. При этом существует серьезная опасность духовного опустошения не только современников, но и будущих поколений соотечественников. Семья в этом случае занимает одно из ведущих мест в развитии творческой, нравственной личности, способной преобразовывать окружающий мир. Ценности, «закладываемые» в семье, определяют всю дальнейшую стратегию жизни человека.
Изучению вопроса роли семьи как социального института и среды для надлежащего воспитания детей были посвящены научные труды таких ученых, как: Н. Ершова, З. Ромовская, В. Рясенцев, А. Белякова, Е. Ворожейкин, Г. Матвеев и многих других.
Целью работы является определение важности семьи как главного института формирования личности ребенка, обращение внимания на вопросы постоянной поддержки со стороны государства, сосредоточении внимания на том, что пренебрежение проблемами семьи может иметь самые негативные последствия.
Целью данного исследования является выявление особенностей социальной работы как профилактики кризиса в семьях.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность семьи как социального института.
2. Проанализировать теоретические аспекты воспитания в семье.
3. Предложить пути преодоления кризисов в семье.
Объект – социальные аспекты формирования семьи.
Предмет — семья, как социально — культурный институт.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Семья – это тот микроколлектив, в котором ребенок приобретает первый опыт человеческих контактов, где, наблюдая за окружением, он усваивает нормы и правила поведения, и за неимением жизненного опыта делает вывод, что все, что происходит в семье повторяется в обществе в целом, принимая семью за модель всего общества. Семья является тем фундаментом, где закладываются основы воспитания и формируется личность будущего члена общества, где ребенок знакомится с правилами и нормами поведения, взаимоотношениями между людьми, усваивает первые жизненные уроки. Вся атмосфера жизни в родном доме, моральный, культурный, образовательный уровень родителей, их отношение к труду, жизненные планы, взаимоотношения оказывают на ребенка значительное влияние. То есть на воспитательный потенциал семьи влияют все те факторы, которые способствуют всестороннему развитию детей. Именно в семье ребенок получает первые представления о добре и зле, в семье формируется его характер, привычки, отношение к людям. Прежде всего родители подают ребенку пример хорошего и плохого поведения: их отношения к жизни, к общественным интересам воспринимается ребенком как норма поведения.
Словом, вся обстановка семейной жизни, все без исключения его проявления, воздействуют на детей и подростков, которые растут в этой семье. Семья есть естественной средой для физического, духовного, интеллектуального, культурного, социального развития ребенка, его материального обеспечения и несет ответственность за создание надлежащих условий для этого. Каждый ребенок имеет право на проживание в семье вместе с родителями или в семье одного из них и на попечении родителей.
Именно семья закладывает фундамент, опираясь на который ребенок избирательно воспринимает, усваивает или отбрасывает социальную информацию в качестве руководства к действию. Семейное воздействие на детей уникально по интенсивности и результативности, поскольку оно осуществляется непрерывно, одновременно, охватывает все стороны личности, которая формируется, продолжается в течение многих лет, основано на устойчивости контактов и – что очень важно – на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. Нельзя не признать, что в этих случаях речь идет не только о естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях ребенком своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь. Так же нельзя не согласиться, что семья – главная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период жизни, и во многом сохраняет это качество и в подростковый период. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры чувств и поведения. Мы снова солидарны с теми учеными, которые подчеркивают, что «влияние семьи на ребенка настолько специфическое, что ему просто невозможно подобрать эквивалент; семья близко подходит к объекту воспитания, может непосредственно на него влиять, поскольку наделена для этого огромными потенциальными возможностями».
Семья как социальный феномен, сложившийся в обществе, имеет для каждого отдельного человека очень большое значение, и в самом обществе составляет общепризнанную социальную ценность. Поэтому нормативное регулирование семейных отношений отражает и социальную значимость тех видов семейных отношений, которые подлежат правовому регулированию, и индивидуальную ценность определенных видов семейных отношений для каждого человека в частности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения семьи как социального института

1.1. Семья как социальная группа в современной России

Молодые люди — это выходцы из всех классов и социальных слоев, имеющихся в обществе. Они не всегда наследуют социальное положение родителей, но вливаясь в социально-классовую структуру, становятся рабочими, крестьянами, представителями интеллигенции и т.д.. Характерно, что независимо от того, какое место в социальной структуре общества займет то или иное лицо, на период своего социального и профессионального положения оно будет сохранять специфику молодежного роста, самоутверждения к тому времени, когда завершится процесс вхождения во взрослую жизнь.
Именно в молодом возрасте социализация осуществляется наиболее активно. Особенно, когда это касается оценки старшего поколения, его деятельности, поведения, участия в общественно-политической жизни, в связи с чем молодежь под влиянием изменений условий жизни вносит новое содержание, свое видение развития событий. В процессе социализации молодежи нередко возникают противоречия, вызванные социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в обществе. Особенно остро противоречия ощущаются тогда, когда это касается непосредственно самой молодежи, в первую очередь — противоречие между объективной необходимостью реформы системы образования и воспитания и возможностями государства обеспечить ее ресурсами, средствами, между развитием социального, правового государства и социальной и правовой незащищенностью молодежи.
Следует подчеркнуть, что на процесс социализации молодежи значительно влияет семья, школа, вузы, армия, средства массовой информации, политические организации и т.п.. Все они, как общественные институты, имеющие непосредственное отношение к становлению и качества социализации молодого человека.
Семья является сложным социокультурным явлением. Она представляет собой практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального к духовному. На современном этапе в жизни общества семья и семейное благосостояние в перечне ценностей человека выходит на передний план. Особенно важным для общества, которое ищет действенные принципы своего развития, является исследование проблем молодой семьи, ее взаимодействия с обществом, что обусловлено необходимостью поисков и внедрения в социальную практику принципов развития общества и человека. Явления повседневной жизни, такие как социальная и политическая нестабильность, отсутствие правовых гарантий, неопределенность будущего и даже сама ситуация социальных изменений дают толчок социальной дезадаптации людей во многих ее проявлениях и развития девиаций. Благодаря этому иерархия общечеловеческих ценностей в индивидуальном сознании претерпела существенную деформацию. Этот процесс, отягощенный состоянию хронического эмоционального стресса, охватил все слои населения и влияние на сложные социальные структуры. В сложившихся условиях, особое значение приобретают межличностные отношения, которым в большей степени, чем другие социальные структуры, способна обеспечить гармоничная семья.
Семья — малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единая экономическая основа, общность быта, взаимосвязанный образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-этические связи, отношения помощи, поддержки и защиты.
По Аристотелю, семья — первая форма общения людей. Она является первичным очагом, из которого возникло государство. Объединение нескольких семей греческий мыслитель называет «поселением», считая его переходной формой от семьи к государству.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы