Курсовая теория на тему Семья как объект социально-педагогической работы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ.. 6
1.1 Понятие, типы, структура и
социальные функции семьи. 6
1.2 Многодетная семья и её проблемы.. 13
ГЛАВА
2. ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ… 16
2.1 Диагностика проблем и
социально-педагогическое сопровождение многодетных семей. 16
2.2 Технологии социальной работы с
многодетной семьёй. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 27
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 29
Введение:
Актуальность выбранной нами темы заключается
в том, что современное российское общество на протяжении последних лет
испытывает постоянные кризисы во всех сферах социальной, экономической и
психологической жизни, которые влекут за собой трансформацию всех его
подсистем, в том числе и института семьи.
Семья является одним из важнейших
социальных институтов общества, влияющих на формирование личности. В то же
время современная ситуация в России обострила положение современной семьи,
которая в настоящее время претерпевает изменения в своих функциях, размере,
лидерстве и т. д. Одним из типов семьи, нуждающейся в особой поддержке,
является многодетная семья.
По данным Росстата, на начало 2021 года
количество многодетных семей в России составило 1 566 000, что на 25%
больше, чем по результатам последней переписи (1 250 000 семей;
Всероссийская перепись проводилась в 2021 году). Троих детей в нашей стране
воспитывает 1 миллион 233 тысячи семей, четверых детей — 233 тысячи семей, а от
пяти до семи — 95 тысяч. На 5 тысяч семей приходится восемь-десять детей, а 11
и более — на 929 семей [25].
В последние годы особое внимание к
многодетным семьям можно объяснить тем, что в условиях социально-экономического
и духовно-нравственного кризиса, именно эти семьи занимают одно из первых мест
среди пострадавших категорий. Дефицит бюджетов различных уровней не позволяет
поддерживать нормальный уровень жизни многодетных семей, что негативно
сказывается на их благосостоянии. В то же время многодетные семьи имеют большие
возможности для повышения своей социальной объективности.
Государство принимает определенные меры по
стабилизации и устойчивому развитию многодетных семей, но для реализации этих
мер необходима система, которая позволит работать вместе профессионалам разных
категорий. Одним из таких специалистов является социальный работник.
Нормативно-правовая база исследования
представлена: Всеобщей декларацией прав человека; Конвенция ООН о правах
ребенка; Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ; Федеральный
закон №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
«Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в
Российской Федерации»; Указ Президента РФ № 431 «О мерах по социальной
поддержке многодетных семей» и др.
Степень изученности проблемы.
Исследованием социальных проблем многодетных семей занимались такие ученые как:
Азарова Е. Г. [1], Ананьева Н. Н. [2], Антонов А. И.
[3]. Бурилкина С. А. [4], Вишневский А. Г. [5], Герасимов В. Н. [6], Голод С.
И. [7], Гостева Т. С. [8], Громцев Н.В. [9], Гурко Т.А. [10], Дивицына Н.Ф. [11],
Емельяненко О.С. [12], Завражнов В.В. [13], Ковалевский М.М. [14], Костюченко
М.В. [16], Кравченко А. И. [16], Кузнецова Л.П. [17], Руднева М. Я. [19],
Синельников А.Б. [23], Черняк Е. М. [27] и др.
Вместе с тем, необходимо совершенствование
деятельности социального работника с категорией многодетной семьи.
Это обусловило выбор данного исследования
на тему: «Инновационные технологии в работе с многодетными семьями».
Объектом исследования является многодетная
семья.
Предмет исследования: технологии социально-педагогической
работы в работе с многодетными семьями.
Цель исследования – изучить технологи социально-педагогической
работы в работе с многодетными семьями.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить
понятие, типы, структура и социальные функции семьи.
2. Рассмотреть
особенности многодетной семьи и её проблемы.
3. Показать диагностику проблем и социально-педагогическое сопровождение
многодетных семей.
4. Проанализировать
технологии социальной работы с многодетной семьёй.
Теоретической и методологической основой
исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых.
Методы исследования: анализ, сравнение,
обобщение, изучение опыта исследователей.
Структура исследования. Работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
В процессе выполнения данной работы были
рассмотрены понятие и функции семьи, особенности многодетной семьи и ее
проблемы, диагностика проблем и социально-педагогическое сопровождение
многодетных семей, анализ технологии социальной работы с многодетными семьями.
Мы доказали, что если бы семья не
развивалась, то общество потеряло бы свое духовное развитие. Семья является
важной нравственной и культурной социально-исторической группой. Семьи
различаются по своему устройству и, независимо от типа семьи, ее основная
функция заключается в обеспечении всех условий для гармоничного развития членов
группы. Семья как субъект исторического развития нации и национальной культуры
является накопителем, носителем, генератором и транслятором
духовно-нравственных ценностей. Универсальная, т. е. характерная для всего
населения, ценностно-смысловая идентификация россиян на протяжении веков была
связана с семьей. Во многом это определялось таким феноменом русской
социокультурной традиции, как общенациональное единство ценностей семейного
воспитания, производных от базовых социокультурных ценностей.
Таким образом, при диагностике проблем и
социально-педагогическом сопровождении многодетных семей, начиная работу,
необходимо подобрать команду специалистов, тесное сотрудничество и слаженность
которых будут условием эффективной работы с семьей.
Работа социального педагога включает в
себя социальную диагностику, социальную терапию и социальную профилактику.
Эффективными формами работы с неблагополучной семьей являются индивидуальная
работа, патронаж, консультирование, обучение, социальный мониторинг. Проведение
исследований позволяет сделать вывод о необходимости проведения специальной
социально-профилактической работы в условиях ДОУ с родителями и детьми и
разработать рекомендации по ее проведению.
Методы социально-педагогической работы:
диагностика, беседа, тестирование, первичное консультирование, индивидуальное
консультирование, беседы, игры, тренинги.
Направления: психолого-педагогическое,
социально-педагогическое, нравственное воспитание, медицинская реабилитация.
Основные виды деятельности в
социально-педагогической работе: диагностическая, коррекционно-развивающая,
консультационная.
Особое внимание уделяется формированию
личностной позиции и основ социального поведения, формированию у детей из
многодетных семей представлений о нравственных нормах, регулирующих отношения
человека к другим, деятельности, материальным ценностям, себе, а также
способности детей использовать эти нормы как средства самостоятельной регуляции
поведения и отношений со сверстниками. Важным этапом в работе с детьми и
подростками из многодетных семей является умение педагога научить различать
нравственную сторону жизненных явлений и поступков; формирование нравственных
понятий, норм, правил.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ 1.1 Понятие, типы, структура и социальные функции
семьи Союза между представителями слабого и
сильного пола является предметом изучения различных социальных предметов. И
практически каждый из них даёт свое определение такому понятию.
Семья – это группа людей, связанная или
брачными узами, или родством, — с точки зрения обществоведения.
С точки зрения юриспруденции, дается такое
определение: семья — это сплочением нескольких лиц, которые связаны любыми
юридическими отношениями.
Психология и педагогика ориентируются
только на межличностные отношения между супругами, поэтому эта наука определяет
семью как малую социальную группу, основой которой является союз супругов и
родство двух и более людей, проживающих вместе (это могут быть муж и жена,
опекуны (попечители) и подопечные, братья и сестры, родители и дети).
Тем не менее, это небольшое сообщество
имеет следующие характеристики:
— Вступление
в семейные отношения осуществляется только добровольно, они строятся на
безвозмездной основе.
— Между
людьми, вступившими в семейные отношения, существует общий быт, общее
хозяйство, а также покупка недвижимого и движимого имущества и других
материальных ценностей.
— Участников семейных отношений объединяют
нравственные, психологические и нравственные общие взгляды Психология и педагогика делается акцент
лишь на межличностные взаимоотношения между супругами, в связи с чем данной
наукой семья определяется, как малая социальная группа, фундамент которой
составляет союз супругов и родственные взаимоотношения двух и более людей,
живущих вместе (это может быть муж и жена, опекуны (попечители) и подопечные,
братья и сестры, родители и дети).
Тем не менее, это малое сообщество
обладает характерными признаками:
— Вступление
в семейные отношения осуществляется только добровольно они строятся на
безвозмездной основе.
— Между
людьми, вступившими в семейные отношения, возникает общий быт, ведение общего
хозяйства, а также покупка недвижимого и движимого имущества и других
материальных ценностей.
— Участников
семейных отношений объединяют моральные, психологические и нравственные общие
взгляды [12, с. 51].
С незапамятных времен человек был членом
команды. И от него зависит его личное состояние, его счастье, его желание
работать, учиться, любить, дружить — все зависит от того, хорош он или плох в
этом обществе, коллективе. Именно в семейном коллективе удовлетворяются
индивидуальные потребности человека: государственные, групповые, защитные и
воспитательные.
В зависимости от формы супружеских
отношений принято выделять следующую типологию семейной организации:
— Моногамия
— это брак, который объединяет одного мужчину только с одной женщиной.
— Полигамия
— брак, при котором несколько человек состоят в браке.
Все эти социальные группы в зависимости от
структуры связей состоят либо только из родителей и их потомков (вплоть до
несовершеннолетних) — простые связи, либо могут быть представлены несколькими
поколениями — это сложные семейные связи.