Методология и методы исследования народной художественной культуры Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Семиотический подход в изучении русского традиционного костюма

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические аспекты изучения семиотики русского традиционного костюма. 5

§ 1.1. Особенности изучения русского
традиционного костюма. 5

§ 1.2. Принципы семиотического
подхода в изучении русского традиционного костюма. 11

Глава 2.
Семиотический характер русского традиционного костюма. 17

§ 2.1. Русский традиционный костюм
как материальный культурный код этноса  17

§ 2.2. Способы передачи информации в
костюме. 22

Заключение. 29

Список
использованной литературы.. 30

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. Знаковые функции русского народного
костюма являются одним из вариантов проявления этнокультурной идентификации
народа, что позволяет свидетельствовать о том, что русский народный костюм не
является просто одеждой утилитарного характера, а представляет собой знак,
культурный код, который символизирует не только владельца, но и народ в целом. Изучение семиотики русского народного костюма
не может быть отделено от культуры народа. При этом важно, что основное предназначение
семиотической теории может проявляться непосредственно в возможности ее
применения в исследовании различных культурных систем, артефактов и общей
традиции русского народного костюма, что и представляет интерес данного
исследования.

Объект
исследования: русский народный костюм.

Предмет
исследования: семиотика русского традиционного
костюма.

Цель
исследования: выявить характер семиотического
компонента русского традиционного костюма.

Исходя из поставленной
цели были поставлены следующие задачи:

— выявить особенности
изучения русского традиционного костюма;

— изучить принципы
семиотического подхода в изучении русского традиционного костюма;

— рассмотреть русский традиционный
костюм как материальный культурный код этноса;

— представить способы
передачи информации в костюме.

Степень
изученности темы.

Вопросы семиотики были
исследованы в трудах Н.Б. Мичковской, Д.Д. Кловского, А. Моль, Г.Г. Почепцова и
других.

Особенности народного
костюма исследованы в трудах Л.Э. Калмыковой, Л.М. Зайцевой, Г.С. Масловой,
Л.Ф. Кислуха, Л.М. Русаковой, Е.П. Бусыгиным и другими.

Проблема семиотики
русского традиционного костюма подробно исследована в трудах таких ученых: С.И.
Валькевич, Н.В. Алехина, Г.Х. Хазбулатова, Н.И. Гаген-Торн, Л.Э. Калмыкова,
О.М. Корженко, В.Ю. Курганская В.Ю., М.В. Шулика и других.

Характеристика структуры
работы. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка
используемой литературы.

Во введении
обосновываются актуальность темы исследования, ставится цель и задачи
исследования.

В первой главе изучаются
теоретические аспекты семиотики русского традиционного костюма.

Во второй главе
рассмотрен семиотический характер русского традиционного костюма.

В заключении подведены
итоги работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе представленного
исследования были получены следующие выводы:

— изучением региональных
особенностей русского традиционного костюма, его особенностей, этимологии
занимаются различные ученые. Причем, классификация их исследований строится не
только по территориальному признаку, но и с точки зрения методологической. Так,
одно из направлений русского традиционного костюмного комплекса исследуется в
рамках семиотического подхода;

— семиотический подход к
исследованию русского народного костюма демонстрирует тесную взаимосвязь с
культурой.  В совокупности русский
народный костюм представляется как совокупность символических систем, которые
позволяют осуществлять диалог;

— символика традиционного
костюма состоит из знаков культурного кода, который обусловлен этническим
составом;

— декоративная
составляющая костюмного комплекса достаточно многогранна в зависимости от
региона проживания русского народа. Культура вышивки, передающаяся из поколения
в поколение, дополняется новыми взглядами, а порой и новым смыслом определенной
области.

В целом следует заключить
о том, что семиотика русского традиционного костюма берет за основу космологическую
суть верования славянского народа. Исследователи, которые изучали данную тему,
обратили внимание на основные тенденции развития русского костюмного комплекса,
на разность подходов к проблеме исследования семиотического характера костюмов
что позволяет наиболее полно раскрывать суть исследования.

Таким образом, задачи
исследования решены. Цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
аспекты изучения семиотики русского традиционного костюма § 1.1. Особенности изучения
русского традиционного костюма Сегодня различными
исследователями активно изучаются региональные особенности традиционной русской
одежды, в частности:

— Северо-Востока и Юго-Запада
России (Л.Э. Калмыкова [21],
Л.М. Зайцева [17]);

— Русского Севера (Г.С. Маслова
[28],
Л.Ф. Кислуха [32]);

— Сибири (Г.С. Маслова [28],
Л.М. Русакова [38]);

— Урала (Г.С. Маслова [28],
Е.П. Бусыгин [1]).

Исследования русского
костюма в разных регионах развивалась системно, по мере музеефикации и научного
обобщения материала. И в настоящее время сложился методологический опыт в
области исследования традиционного русского костюма [33].

Системный метод,
представителем которого является Г.С. Маслова [28],
включает в себя хронологическую классификацию элементов костюма в соответствии
с различными признаками, в частности, территориальными, сословными,
возрастными, половыми или функциональными. Ретроспективный метод,
представителем которого является Л.М. Зайцева, базируется на поэтапном исследовании
материала со сравнительной точки зрения, что дает возможность установить истоки
и причины общности определенных форм, что, в свою очередь, подводит
непосредственно к историко-типологическому методу, который может быть
представлен в совокупности со структурно-типологическим подходом [17].

Следует отметить, что
сравнительный метод дает возможность устанавливать как общие, так и локальные характеристики
развития народного костюма. Также в последнее время отмечается существование стилистического
метода в исследовании народного костюма (Э. Б. Плаксина [33]),
структурнофункционального, семиотического (И.И. Шангина [29]).

Исследование русского
народного костюма базируется на ряде принципов, которые выработаны именитыми
исследователями, в частности,  Н.П.
Гринковой, Д.К. Зелениным, Г.С. Масловой [37; 38; 28].

В.В. Богдановым костюм
исследуется не в качестве предметного комплекса, а локально, по
типологизированным компонентам. Основным критерием для анализа и типологизации
является для исследователя крой, характеристики ткани, декор. Кроме того, В.В. Богданов
полагает, что одежда – это один из важнейших источников исследования этнической
истории народа [36, с. 131].

Во второй половине XX в. в
основу выделения этнографических групп русских были положены культурные
особенности, в ряде которых особенное место было отведено различиям в комплексах
одежды. При этом только в поздних работах Г.С. Масловой одежда стала
рассматриваться как важный элемент духовной культуры народа [28; 35].

Н.В. Алехина писала о
том, что русский народный костюм примечателен своими региональными
особенностями. В частности, особенности орнаментов, детали в различных губерниях
имели индивидуальные особенности. В частности, рубахи Воронежской губернии в
основном украшались вышивкой черного цвета, что делало наряд изысканным и
строгим, в то время как в рубахах центральных и северных губерний наблюдалась вышивка
золотыми нитями. Кроме того, в северных и центральных губерниях из цветов
преобладающими являлись красный, синий и черный, часто встречалось двустороннее
шитье, в то время как для южнорусских рубах Тульской и Курской губерний были характерны
различные узоры и плотная красная вышивка [30].

Любопытно также обратить
внимание на то, что на рубахах девушек (преимущественно Тверской, Архангельской
и Вологодской губерний), уже просватанных, можно было увидеть обилие геометрических
узоров. Сарафаны в том числе были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные
сарафаны особенно распространились в районах Приуралья, у них отмечался трапециевидный
силуэт, а их отличие просматривалось в том, что он был сшит из двух тканных полотнищ,
а не одного (как в глухом сарафане) [30].

Н.В. Алехина также
отметила, что для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд одевания
поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной. В разных
регионах поневы были по-разному декорированы. Они также отличались по цветовой гамме.
В частности, в Воронежской губернии поневы богато украшались оранжевой вышивкой
и блестками [30].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы