Народное песенное творчество Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Семейно-бытовые обряды, обряды рождения и пестования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Семейно-бытовые обряды 6
1.1. Обряд в традиционной культуре: характеристика и структура 6
1.2. Характеристика семейно-бытовых обрядов 9
2. Обряды рождения 19
3. Поэзия пестования как один из жанров детского фольклора 28
Заключение 32
Список использованной литературы 35

  

Введение:

 

<p>Введение 3<br />1. Семейно-бытовые обряды 6<br />1.1. Обряд в традиционной культуре: характеристика и структура 6<br />1.2. Характеристика семейно-бытовых обрядов 9<br />2. Обряды рождения 19<br />3. Поэзия пестования как один из жанров детского фольклора 28<br />Заключение 32<br />Список использованной литературы 35</p>

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итого, отметим, что с древних времен народное художественное творчество было синкретичным, то есть слитым с различными сферами и формами народной жизни. Особенно ярко и самобытно были представлены художественно-творческие элементы в традиционных народных календарных праздниках и обрядах, связанных с циклом земледельческих работ.
В этих праздниках, сопровождавшихся пением, игрой на народных музыкальных инструментах, танцами и другими видами художественной деятельности, воплощалось в художественной форме миропонимание и мироощущение народа.
Годовой цикл праздников и обрядов, главные из которых совпадали с периодами солнцеворота (поворота солнца от зимы к лету и наоборот) и солнцестояния (самый длинный и самый короткий дни в году), символизировал круговорот сил природы и выражал преклонение человека перед их могуществом.
Обряды рождения, свадьбы и похорон всегда играли большую роль в жизни русского народа, определяя и указывая на последовательность выполняемых действий. Проанализированные суеверия, связанные с этими обрядами, имели немалое значение и выполняли две основные функции. Во-первых, можно выделить запрещающие суеверия, которые накладывают запрет на выполнение тех или иных действий, тем самым предотвращая возможность того, что случится несчастье. Ко второй группе можно отнести предписывающие суеверия, которые дают четкие указания о том, что необходимо сделать, чтобы добиться желаемого.
Повторяющиеся циклы древнеславянских праздников были неразрывно связаны с циклом земледельческих работ. В них отражался древнеславянский культ природных явлений и стихий (солнца, дождя, ветра, Матери-сырой Земли, грозы и др.), от которых зависел урожай и само выживание людей в сложных природно-климатических условиях. Отсюда безусловное соблюдение обычаев и традиций, периодическая повторяемость устоявшихся условно-символических действий.
Народный были связаны с русским земледельческий календарем, который регламентировал жизнь наших далеких предков. Он складывался постепенно в течение многих столетий и передавался из поколения в поколение, являясь своеобразной энциклопедией народных знаний и представлений об окружающем мире.
Итак, обычаи и обряды родильного цикла играли огромную роль с древнейших времен. Нельзя забыть, что первой формой социальной организации людей был материнский род, и при трудных бытовых условиях, небольшой продолжительности жизни древнего человека выполнение женщинами своей природной функции деторождения было основным условием существования рода.
События, связанные с этим, возводились в культ. Обряды родильного цикла существуют тысячелетия, и являются древнейшими в истории человечества. Главный смысл родильного цикла, определялся заботой о рождении здорового ребенка и сохранении жизни и здоровья матери. Это обуславливало проведение магических обрядов, почти не видоизмененных под влиянием церкви.
Многодетность в народе всегда приветствовали, осуждение многодетных семей порицали, а бездетным сочувствовали. В некоторых местах России уже во время свадьбы предпринимали меры предосторожности, обеспечивающие успешное деторождение молодой женщины Нередко они носили суеверный оттенок. Н. Сумцов писал, что в Нижегородской губернии молодых из-за свадебного стола выводят так, чтобы избежать кругового обхождения, иначе молодая не будет рожать. Все время покрывания головы молодой сажают ей на колени маленького мальчика с целью расположить молодую женщину к рождению первенца мужского пола.
Поэзия пестования — удивительно тонкий и пестования гибкий инструмент народной педагогики. Понятие «народная педагогика» значительно шире понятия «материнская поэзия»: оно включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, в народных традициях, в поэзии народа. Рассматривая жанр как функцию, выраженную в художественной структуре, выделяем по совокупности признаков следующие музыкальные жанры поэзии пестования: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Семейно-бытовые обряды
1.1. Обряд в традиционной культуре: характеристика и структура
Традиции и обычаи играют очень большую роль в жизни любого народа. Они охватывают все аспекты жизни: семейные, бытовые, профессиональные, развлекательные. Стоит отметить, что очень большую долю среди всех занимают те, что связаны с обрядами перехода человека из одного состояния в другое, из одного статуса в другой. Среди подобных переходов можно выделить беременность, рождение, зрелость, профессиональную специализацию, свадьбу, смерть.
В монографии А. ван Геннепа «Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов» представлена классификация обрядов из четырех категорий, содержащих два взаимоисключающих варианта [2]. Рассмотрим классификацию более подробно. Симпатические обряды основаны на «вере о воздействии подобного на подобное, противоположного на противоположное, содержащего на содержимое (и наоборот), части на целое (и наоборот), видимости (подобия) на предмет или реальное существо (и наоборот), слова на действие» [2].
Некоторые ученые, как например Дж. Дж. Фрэзер [7], отмечают контагиозные обряды как часть симпатических. Они основаны на «представлении о материальной среде и ее способности передавать естественные или приобретенные свойства либо путем непосредственного контакта, либо на расстоянии» [2].
Прямые обряды совершаются без посредника, предполагают немедленный результат, в то время как косвенные обряды являются «толчком, который приводит в действие автономную, или персонифицированную, силу или целую серию сил этого порядка» [2].
Позитивные обряды (разрешающие) являются проявлением воли, выраженной в действии, а негативные обряды (запрещающие) называются табу. А. ван Геннеп не дает конкретного определения анимистическим и динамическим обрядам, но из описания ясно, что динамические обряды являются безличностными, в то время как анимистические обряды — это обряды личностные, представляющие собой олицетворение предмета, приписывающие ему свойство живого существа.
Другой классификацией ван Геннеп выделяет три этапа обрядов для любой церемонии: прелиминарные (обряды отделения от прежнего мира), лиминарные (промежуточные обряды), постлиминарные (обряды включения в новый мир).
Граница между этими тремя этапами — воображаемая, так как все обряды перетекают из одного в другой, и иногда бывает сложно их разграничить. Несмотря на большое количество традиций и связанных с ними обрядов, в качестве наиболее значимых в жизни каждого человека мы выделяем три переходных этапа: беременность и рождение, обручение и брак, смерть и похороны. Поэтому совсем не вызывает удивления, что переход из одного состояния в другое рассматривается как важное действие, которое не может совершиться без особых предосторожностей. Эти предосторожности выражаются в виде суеверий, носящих как предписывающий, так и запрещающий характер.
Обряд в традиционной культуре — это универсальный способ взаимодействия людей с внешним миром (как с силами природы — божествами, духами и «нечистой силой», так и с другими сообществами людей) и их влияния на этот внешний мир. Причем для человека с мифологическим сознанием влияние это достигается с помощью определенных магических приемов, которые составляют неотъемлемую часть любого ритуала.
В традиционной культуре восточных славян существует два основных цикла обрядов, которые упорядочивают соответственно эти две основные сферы жизни человека традиционной культуры. Во-первых, это цикл календарных земледельческих обрядов и праздников, отражающий все основные этапы сельскохозяйственных работ в течение года. Во-вторых, это цикл семейно-бытовых ритуалов, включающий родинно-крестинную, свадебную и погребально-поминальную обрядность, т.е. отражающий все главные этапы человеческой жизни.
Большинство обрядов календарного и семейно-бытового циклов у славян относится к так называемым обрядам перехода. На основе анализа традиционных ритуалов ряда африканских племен он впервые описал этот тип ритуала, выявив его структуру. Геннепп выделяет три основных этапа обряда перехода. Первый из них он связывает с выделением объекта ритуала и подчеркиванием его особого пограничного (переходного между прежним и будущим) состояния с помощью определенных ритуальных действий (подробно они описаны в соответствующих главах).
В календарной обрядности этим объектом обычно служит какой-либо ритуальный символ уходящего времени года — соломенное чучело в Масленице, другие специально изготавливаемые ритуальные фигуры и предметы — кукушка, стрела и пр.
В семейно-бытовом цикле таким объектом является человек, член общины, меняющий свой социальный статус, — новорожденный (своеобразный «пришелец» с «того света» на «этот свет»), жених и невеста (уже не парень и девка, но еще не мужик и баба), покойник (как новорожденный, но наоборот).
Вторым этапом обряда перехода является уничтожение прежнего статуса объекта. В календарных обрядах это сжигание чучела Масленицы, похороны кукушки и пр. В обрядах семейно-бытового цикла человек — объект ритуала — на этом этапе проходит через своего рода «временную смерть», поскольку смысл перехода как раз и состоит в том, что объект ритуала умирает в прежнем качестве и рождается в новом.
Например, в свадьбе знаком наступления ритуальной смерти девушки-невесты служит уничтожение основного символа девичества (так называемое прощание с красотой — на Русском Севере красоту обычно символизирует какой-либо предмет одежды невесты, на Юге с девичеством прощаются, обламывая верхушку елочного деревца).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы