Курсовая теория на тему Семантика литературного натюрморта в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Натюрморт как мир искусственной действительности в разных видах искусства 5
1.1. Семиотическое содержание натюрморта 5
1.2. Жанр натюрморта: литературная типология 12
2. Образы вещного мира в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой» 31
2.1. Художественный образ как компонент семантического пространства текста 31
2.2. Структурно-семантический анализ номинаций вещных образов 35
Заключение 40
Список литературы 42
Введение:
Одной из важнейших проблем литературоведения становится подача информации, которая организована автором. Данная проблема весьма актуальна, так как в последнее время наблюдается активизация исследования образности характерна не только в речи, но и в разных типах текста. Стремление языка к передаче всё большего количества информации в единицу времени осуществляется при помощи закона языковой экономии, который нагляднее проявляется в письменной речи, когда получаемая информация фиксируется посредством сокращений.
Наше исследование посвящено анализу литературного натюрморта в художественных текстах А.П. Чехова на примере рассказа «Дама с собачкой». Целью теоретической части является более глубокое знакомство с жанром натюрморта, развитием и характерными чертами видов литературной живописи в зависимости от контекста времени. На основе проникновения в суть предмета представим ключевые особенности для большего понимания применения жанра натюрморта.
Актуальность темы исследования.
Идиостиль любого автора складывается из комплекса лексических средств, которые используются автором для передачи основной мысли. Несложно анализировать короткие, ёмкие и тем не менее полные содержательного смысла рассказы А.П. Чехова, если знаешь особенности его живописного стиля. И этот прием можно применять при анализе и других художников слова. Актуальность данной мысли может быть рассмотрена на основании анализе литературного натюрморта его произведений.
Теоретической базой работы послужили исследования отечественных и зарубежных лингвистов Г. Г. Слышкина, рассматривающего антропоним как культурное образование, выраженное лингвистически и отображающее точку зрения определенного народа, Д. С. Лихачева, который, характеризуя концепт, обращается к исследованиям 30х годов, по сути, реанимируя довоенный взгляд на реалии лингвокультурологии, В. И. Карасика, который предполагает рассматривать натюрморт как часть концепта как образование, которое реализуется как семантическое множество, а также работы А.В. Суперанской, Е.А. Нахимовой, Е.М. Дроновой, М.А. Захаровой, И. П. Литвина и др.
Цель исследования: Рассмотреть специфику литературного натюрморта в рассказах А. П. Чехова на примере рассказа «Дама с собачкой». Поставленная цель требует решения конкретных задач исследования:
1) Определить понятие литературного натюрморта
2) Рассмотреть типы натюрморта
3) Рассмотреть образность как основу чеховских рассказов
4) Дать характеристику литературного натюрморта рассказах А. П. Чехова
Объектом исследования являются литературный натюрморт в рассказе А. П. Чехова. Предмет исследования – особенности литературного натюрморта в рассказе А. П. Чехова на примере рассказа «Дама с собачкой».
Теоретическая значимость.
Изучая специфику взаимодействия художественной речи с общелитературным языком в сфере использования собственных имён, мы вносим определенный вклад в разработку актуальных проблем русской ономастики и теории художественной речи.
Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты помогут нам при лингвистическом анализе любого художественного текста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Начиная с эпохи возрождения художники слова всегда проецировали человеческие ценности на природу и связывали ее с качествами культурного человека. В русской культурной традиции мы можем отметить, что действительно существует глубокое понимание природы, примером чего являются поэзия и живопись, но это природа, осмысленная человеческим разумом и выраженная в творческом искусстве, т. е. очеловеченная природа. Человек и природа образуют близкие отношения между собой и внешним миром, отношения сосуществования и взаимодействия, и именно в великих произведениях искусства и литературы мы находим мощные и эффективные способы сформулировать и представить эти отношения. В этом смысле изучение пейзажной живописи и поэзии природы дает не только возможность вновь обратиться к творческим произведениям с большой эстетической ценностью, но и помогает нам понять как природу, так и самих себя.
Литературный натюрморт занимает важное место в творчестве А. П. Чехова, соприкасаясь, в то же время, с другими единицами. Основными видами способа создания литературного натюрморта являются бионимы (т. е. названия живых организмов или организмов, которые человек представлял себе живыми), топонимы (т. е. названия неодушевленных природных предметов и явлений и тех рукотворных объектов, которые прочно закреплены в ландшафте) и хрематонимы. (т.е. названия человеческих творений, не закрепленных прочно в ландшафте) (Свобода – Олива). Литературные имена собственные обычно не выделяют в особую группу.
На основании проведённого анализа литературного натюрморта в прозе А. П. Чехова, можно сделать следующие выводы. Вопервых, в описании окружающего частотно употребление сочетаний имён нарицательных (другими словами, искусственных) и собственных (38%); они имеют идейносодержательное значение и характеризуют стиль писателя.
Вовторых, исследование возможных функций словосочетаний нарицательных существительных с именами собственными показало, что имена нарицательные содержат прямое указание на статус, должность, чин; а пейзажные зарисовки передают авторскую оценку героя, намёк на несоответствие внутренних и внешних категорий личности.
Втретьих, лингвистический анализ позволил определить, что литературный натюрморт у А. П. Чехова – это результат словотворчества автора, отражающего его оценку героев. Зачастую автор подчёркивает и высмеивает в героях несоответствие их истинной ценности и желания показать себя более значимыми даже для случайных обывателей вокруг.
Фрагмент текста работы:
1. НАТЮРМОРТ КАК МИР ИСКУССТВЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА
1.1. Семиотическое содержание натюрморта
Натюрморт связан с жизнью человека, мир окружен предметами, которыми мы пользуемся, между которыми перемещаемся и воспринимаем как неотъемлемую часть каждого дня. Для кого-то термин натюрморт может означать типично постановочный натюрморт с вазами и букетом, без какого-либо другого видения. Другие представляют натюрморт как пейзаж, а для некоторых бесчисленные предметы, лежащие вокруг нас, привлекают внимание. Куда бы мы ни посмотрели, будь то в машине, на природе, в саду, на отдыхе, в комнатах дома или квартиры, в различных уголках или заметив случайный набор предметов, мы всегда находим предметы в любое время и в любом месте. место.
Из многочисленных определений явления натюрморта, различных по содержанию и исчерпывающих, было выбрано литературное, кратко характеризующее художественный жанр. «Натюрморт, отрасль живописи, графическое или скульптурное творчество, изображающее неподвижные предметы (цветы, фрукты, кухонную утварь) или мертвых животных (рыбу, дичь). Он может быть представлен отдельно, но в полном подчинении, мотивы живых людей и животных также могут быть включены в натюрморты [1]. Если бы пришлось суммировать различные определения в одном предложении, предмет натюрморта включает в себя все, неодушевленное и неподвижное, созданное человеком или природой. Натюрморт не указывает на точно определенное содержание или количество сюжетов, которым должны следовать живописцы.
Создание и развитие натюрмортов связано с историческими событиями – Реформацией и урбанизацией, которые в определенной степени повлияли на тематику картин конца XVI века. Последовательность событий предоставила художникам новый взгляд на обычные предметы и дала им возможность изучить основы необычного — композицию, размещение элементов, иллюзию предметов, цветовой контраст, символику, освещение, проработку деталей, формы. , структура и содержание.