Курсовая теория на тему Сценография как основа художественного решения театрализованного представления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЦЕНОГРАФИИ 7
1.1. История мирового театра и сценографии 7
1.2. Особенности развития отечественной сценографии 14
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЦЕНОГРАФИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 19
2.1. Функциональные характеристики сценографии 19
2.2. Типологические особенности современной сценографии 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
Театр – это зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств – литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей, которые происходят посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.
Во все времена театр представлял собой искусство коллективное. В современном театре в создании спектакля, помимо актеров и режиссера, участвуют художественный сценограф, композитор, хореограф, а также бутафоры, костюмеры, гримеры, работники сцены, осветители и др.
Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом. С особенностями общественного развития были связаны его расцвет или упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны.
Посещение театра – это экскурсия в другой мир, другое измерение, в основе которого лежат две составляющие: игра актеров и грамотно оформленная сценография.
Сценография – это вид художественного творчества, занимающийся оформлением театрализованного представления или праздника и созданием его зрительного образа посредством использования всех сценографических возможностей, существующего в сценическом времени и пространстве. В театрализованном представлении к искусству сценографии относится все, что окружает актера на сцене, все, с чем он играет (реквизит, бутафория, элементы декора), все, что находится на его фигуре (костюм, маски, другие элементы преображения внешности) для более точного создания художественного образа героя. В сценографии спектакля могут быть использованы элементы созданные природой (деревья, цветы, камни), предметы быта или производства (мебель, посуда, реквизит) и все то, что рождается в творческой деятельности художника, режиссера и оформителя (костюмы, живопись, графика, сценическое пространство, свет, музыкальное и мультимедийное сопровождение и др.)
Современная театрализованная деятельность является одним из самых популярных видов профессионального исполнительства. В системе зрелищных искусств театрализованное действо сегодня занимает видное место, является самостоятельным явлением художественной культуры, приобретая все большее распространение. Популярность театрализованных действ в самых широких и разнообразных зрительских кругах заставляет обратить внимание на иногда довольно противоречивые эстетические требования различных групп населения социального, возрастного, образовательного и даже национального состава. Массовость аудитории, ее разнородность, необходимость сочетания в театрализованном творчестве развлекательной, познавательной, эстетической и воспитательной функций, выдвигает специфические требования к созданию действа.
Специфика исследования театрализованного тематического представления, а также отработка методологических подходов к его созданию обусловлена тем, что такие мероприятия в целом представляют собой синтез различных искусств. В них сочетаются актерское мастерство, музыкальные и хореографические жанры, виды (акробатические и гимнастические номера) и многие другие. Множество средств выразительности, их необычные сочетания в различных синтетических формах иногда более разнообразны, чем в других условиях. Необходимость исследования роли сценографии как основы художественного решения театрализованного представления обусловливает актуальность темы работы.
Цель исследования – определить особенности сценографии как основы художественного решения театрализованного представления .
Задачи исследования:
— обобщить литературу по исследуемой проблеме;
— раскрыть сущность, содержание и объем ключевых понятий: «театрализованное действо», «синтетические жанры», «сценические искусства»;
— проследить историческую эволюцию театрализованного действа и определить его особенности;
— провести типологизацию театрализованных действ как синтетического жанра,
— проанализировать процесс создания концертного действа;
— определить особенности сценографии как основы художественного решения театрализованного представления.
Объект исследования – театрализованные представления.
Предмет исследования – закономерности использования сценографии как основы художественного решения театрализованного представления.
Методы исследования. На этапе сбора материала, его систематизации и анализа применены общенаучные теоретические методы: аналитический, логический и метод синтеза. С целью определения характера эволюции и постановки театрализованного действа в современных условиях использовался сравнительно-исторический метод. Для осуществления классификации жанровых форм использовался метод типологизации. Структурный метод позволил обнаружить в системе сценических искусств синтетическую природу театрализованного действа.
Полученные результаты и материалы исследования могут быть использованы в подготовке учебных пособий и учебников по теории отечественного искусствоведения, в развитии сценического творчества; подготовке спецкурсов и методических пособий для студентов художественных учебных заведений; в преподавании курсов «Режиссура и актерское мастерство», «Режиссура эстрады», «Режиссура театрализованных представлений», «Сценарное мастерство»; как практический материал в подготовке режиссеров-постановщиков.
Стpуктуpa исследoвaния определяется избpaннoй для paссмoтpения в нём темaтикoй. Paбoтa сoстoит из введения, двух глав, зaключения и спискa испoльзoвaннoй литеpaтуpы.
Заключение:
Пластическое решение пространства зрелища является основой композиционного решения театрализованного действа (спектакля). Сценическое пространство должно быть организовано не как безликое место действия, а как среда насыщенная, способная оказывать воздействие на зрителя, организуя его сознание и воображение, которое обогащает чувства актера и дополняет режиссерский замысел постановки. В свою очередь, каждое сценическое пространство является в определенном смысле энергетическим полем, которое диктует композиционные принципы на пути его творческого освоения, оценивает возможности использования того или иного технического и осветительного оборудования.
Главная роль в этом процессе принадлежит художнику постановки, который создает сценографию театрализованного зрелища в рамках общего сценарно-режиссерского замысла. Режиссер и художник должны учитывать предложенные и отобранные средства художественной выразительности, среди которых важное значение имеют: место действия, документальный и фактический материал, фрагменты программы.
В комплексе эти факторы влияют на создание художественного образа современного театрализованного зрелища. Режиссерское сотворчество с художником является важнейшим этапом реализации замысла и поисков образной выразительности.
Сегодня массовая культура несет ту функцию, которую когда-то выполняла классическая культура, а именно ориентирует, хотя и не в том объеме, как раньше, людей на моральные ценности, господствующие в обществе. И в лучших своих образцах театрализованные представления, эстрадные зрелища не только развлекают и отвлекают зрителя, но и косвенным образом воспитывают его.
Массовое восприятие, как считает автор, является очень гибким, которым легко манипулировать. Отметим, что механизм управления массовым вниманием находится в руках у режиссера, задача его – использовать этот механизм для успеха зрелища, сосредоточения внимания зрителей, результатом чего является пробуждение в зрителях положительных эмоций и даже воспитание зрительской массы.
Технические средства оформления массового зрелища, безусловно, входят в арсенал выразительных художественных средств, с помощью которых режиссер решает эту задачу. Изучением театрально-декорационного искусства в разные годы занимались представители различных отраслей знания: философы, историки, театроведы, искусствоведы и др.
Характерной чертой в сценографическом искусстве становится принцип условно-абстрактного и метафорического решения задач визуализации художественного образа постановки, а также слияния характеристик реального и подсознательного, рационального и символического, мифопоэтического и бытового повседневного смысла бытия. Сценография окончательно приобретает, кроме пространственно-типологических свойств, значение временной характеристики сценического пространства. Поэтому сценография становится полноправной действующей единицей спектакля и трактуется как динамическое развитие и контакт со зрителем. Соответственно, сценографическое решение основывается на пересечении «несовместимых» в прошлом принципов, идей, приемов.
Происходит утверждение постмодернистской сценографической интерпретации, характерной особенностью которой является деконструкция – произведение сценографического искусства мыслится художником не в качестве автохтонной целостности, а как подвижная мозаика, которая наполнена принципиально вторичными дискретными элементами, которые постоянно меняются относительно друг друга. В качестве универсального художественного метода выступает принцип коллажной организации сценического пространства, в котором происходит игра культурно-семиотических знаков, что, в свою очередь, способствует образованию полифонической семантической среды. Это задает всей структуре произведения сценографического искусства программно-эклектичную особенность конструкции, которая состоит из семантических, жанрово-стилистических разновидовых фрагментов.
Сценограф наравне с режиссером утверждает свое право не только рассматривать постановку, но и изменять и переделывать материал. Такие сценографические разработки функционируют в контексте современного искусства, вступая в сложные взаимоотношения с художественной традицией и массовой культурой.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЦЕНОГРАФИИ
1.1. История мирового театра и сценографии
Уже на первом этапе развития сценографии в театре в Древней Греции использовались простейшие машины: «эккиклему» — площадка на колесах и «эорему»- подъёмный механизм. Искусство сцены античного периода стало основой формирования ведущих приемов современной сценографии в театрализованных представлениях и праздниках. Были популярны сатуры-представления, основанные на хореографическом искусстве. Более долгое существование было у «ателланы», представления в которых действовали маски-характеры. В период античноси театрализованные представления пользовались большой популярностью и привлекали большое количество зрителей, что привело к необходимости использования масок. Каждая маска выражала определенное состояние художественного героя и в соответствии с сюжетом в течение спектакля менялись «лики» героя, показывая его состояние души и настроение. Именно маски «ателланы» послужили основой для итальянской комедии «дель арте» и являются главным символом театра. Известными драматургами римских комедий и трагедий были Ливий (Андроник), Гней Невий, Энний, Пакувий и Акций. Сцену для представлений строили из деревянных площадок, расположенных на возвышенности в половину человеческого роста. Декорации трагедий ограничивались изображением дворцового двора, а в оформлении комедии использовались изображения городских улиц с фасадами 2-3 домов. Публика располагалась перед сценой на деревянных лавках, но зачастую и стоя просматривала спектакли [6].
Долгое время в Риме не существовало зданий для театра, но уже в 55 г. до н.э. соорудили каменный театр с вместительностью до 40 тыс. человек. Впервые в римском театре появился занавес, как элемент сценографии. Продолжали использоваться декорационные щитки, маски, костюмы. Герои спектаклей принимали величественный вид с помощью высоких котурнов (обувь на высокой подошве), париков с локонами, и завивающихся бород у мужчин. В сценическом пространстве произошли некоторые изменения в расположении актеров и зрителей. Уменьшились размеры орхестры (площадка для выступлений актёров, хора и отдельных музыкантов). На орхестре было принято сидеть знатным людям.
В период Средневековья, после падения Римской империи, театральное искусство в Европе не получило широкого распространения и развития. Единственным видом театрализованных зрелищ остались представления странствующих актеров joculator (в переводе с латыни «шутник») – наследников античных мимов. И уже в период с XII века по XV век средневековый театр нашел своего зрителя, который был основан в лоне церкви и стал называться религиозным. Существовала такая форма религиозного театра, как литургическая драма. Сценография в литургической драме была определена рамками религиозной темы, т.к. местом действия избрали алтарь. Декорационными изображениями выступали образы Святых либо иконы. Широко использовался симультанный принцип оформления спектакля (декорации устанавливаются сразу, актер при смене картины переходит от одного декорационного полотна к другому).
В XIII веке появился новый вид представлений, основанный на легендах о чудесах, творимых святыми и Богоматерью – это спектакли — миракли. Сюжеты их были разнообразны, но в них всегда присутствовало назидание и нравоучение. Наряду с декорационными полотнами в оформлении использовались механические подъемники, люки, ярусы театральной сцены для показа жизни на земле, в аду и на небесах. Церковный театр просуществовал несколько веков. На смену театрализованному спектаклю — миракли пришел новый жанр уличного театра на религиозную и историческую тему – мистерия. Более всего средневековая публика любила мистерию, достигшую расцвета в XIV-XV веках. Мистерии обычно проходили на центральной площади города и являлись частью городских празднований Рождества и Пасхи. Для создания сценического эффекта актеры были разодеты в костюмы, применялись технические трюки с участием животных. Исполнение мистерий превращалось в грандиозную игру, увлекавшую актеров и зрителей, которые долго готовились и шли иногда около месяца. В этот же период в Англии и Франции начали играть пьесы – моралите, пьесы о морали и нравоучении. В них также присутствовали приемы сценической машинерии и использовались трюки. Персонажи олицетворяли определенные понятия: добро и зло, глупость и коварство и др [11].
На рубеже XV – XVI веков в Европе начался новый период в развитии оформления театра — декорационное искусство ренессанс, которое во многом отличалось от средневекового искусства оформления спектаклей. В театре начали ставить постановки, в которых рассказывалось не о святых и их чудесах, а о жизни земных людей. На сцене создается эффект объемной декорации с изображением идеального окружающего мира человека: площади идеального прекрасного города или идеального сельского пейзажа, с украшенными домами и дворами. Одним из великих архитекторов того времени являлся Себастьяно Серлио, который разработал три типа театральных декораций, описанные в его знаменитом «Трактате об архитектуре». В своих трудах он сформулировал три типа перспективной декорации: для трагедии, для комедии и для пасторали (жанр в театре, показывающий мирную и простую сельскую жизнь). С.Серлио выделил главный принцип расположения декораций по отношению к актерам: исполнители – на первом плане, рисованная декорация в глубине, в качестве изобразительного фона. Совершенным воплощением этой итальянской декорационной системы стал архитектурный шедевр Андреа Палладио – театр «Олимпико» в городе Виченца, сохранившийся до наших времен и являющийся экспонатом всемирного наследия ЮНЕСКО.