Курсовая теория на тему Сценарно-режиссерские особенности обрядовых праздников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования 5
1.1.Социальная основа и сущность обряда 5
1.2. Классификация обрядов 8
1.3. Анализ понятий «обычай», «традиция», «ритуал» 10
Глава 2. Анализ сценарно-режиссерские особенности обрядовых праздников на примере свадебного обряда 12
2.1. Фольклорно-игровая природа обряда 12
2.2. Особенности героя обрядового действия 16
2.3.Особенности сценарно-режиссерской трактовки в современных обрядовых праздниках 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Введение:
Актуальность. Обряды, обычаи и традиции сопровождают человека в течение всей его жизни и своей красотой, торжественностью делают жизнь более яркой, вносят в нее разнообразие и радость. Обрядность способствует укреплению связи между человеком и обществом. Своеобразие обрядности как средства воспитания проявляется в том, что она оказывает глубокое эмоционально воздействие на сознание человека. Участие в праздниках и обрядах вызывает у человека ощущение своего единства с коллективом, воспитывает чувство долга и личной ответственности перед людьми и обществом в целом. Надо активно добиваться внедрения новых обрядов в жизнь людей, вести неустанный поиск новых форм и источников обогащения обрядности, усиления ее эмоционального воздействия.
В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные праздники. Для того чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучать историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер. Любые праздники в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат эмпирического и духовного познания окружающей действительности. Другими словами, праздники, обычаи и традиции — это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков как результат практического и духовного постижения реальности.
Какую бы традицию или обычай мы ни взяли, исследовав её корни, мы, как правило, приходим к выводу, что она жизненно оправдана и за формой, подчас кажущейся нам претенциозной и архаичной, скрывается живое рациональное зерно.
Цель: Охарактеризовать сценарно-режиссерские особенности обрядовых праздников.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности обрядовой культуры.
2. Рассмотреть классификацию обрядов.
3. Охарактеризовать сценарно-режиссерские особенности обрядовых праздников на примере обряда «Свадьба».
Объект исследования — обрядовые праздники.
Предмет исследования – сценарно-режиссерские особенности обрядовых праздников.
Степень изученности данной темы курсовой работы достаточно велика к ней в различное время обращались исследователи фольклористы: О.И.Алексеева, М.С.Жиров, О.Я Жирова, Л.П.Сараева, ведущие ученые: Т.И.Быстрых, Т.А.Бернштам, Н.Я.Данилевский, И.Н.Ионов, И.А.Климишин, Н.И.Костомаров, Н.П.Степанов, А.Ф Некрылова, И.А.Панкеев, К.В.Чистова, И.П.Исенко, М.В.Короткова, А.А.Лебедева, В.А.Липинская, Г.С. Маслова, А.В.Терещенко, А.В.Титова, Н.И. Костомаров, М.К. Шемякина.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
В истории мировой культуры значительное место занимает вопрос возникновения и развития праздника как феномена, который представляет ценность не только в плане изучения народного искусства, общественного быта, но и в исследовании материальной и духовной культуры народа.
Начиная с эпохи каменного века, праздники стали неотъемлемым элементов жизни людей. Это позволяет считать их важной составляющей человеческой культуры. А их соблюдение является одной из основных форм коллективного поведения людей.
Праздник – явление всеобщее и постоянное в социально-культурной жизни народа. Он существует там, где есть духовные связи между людьми. Он демонстрирует общечеловеческие социально-культурные качества.
Таким образом, праздник – неотъемлемая часть человеческой деятельности, удовлетворяющая его культурные и духовные потребности.
Но праздник не организуется сам по себе, он возникает лишь при взаимодействии разных творческих личностей, в синтезе искусств. И все идеи и задумки создателя праздника – режиссера, отображаются, прежде всего, в сценарно-режиссерской разработке, или сценарии.
Восстановление в календарных праздниках сегодняшнего дня лучших элементов обрядности – хороший путь для возрождения ее в массовой практике, для приобщения к ней множества людей. Однако есть и другие пути. Современность рождает свои народные действа, качественно новые, со своей ритуалистикой. Но напрочь ли они оторваны от прошлого в своей основе? Тема трудолюбия как первейшего нравственного долга каждого члена общества, проповедь добросовестности в работе, осуждение лености, потребительства – все это, исконно заложенное в содержательном контексте народной обрядности, получает в новых обрядах и ритуалах свое развитие. Посвящение в хлеборобы, проводы механизаторов в поле, другие новые обряды трудовых коллективов могут, как показывает практика, органично сочетать традиции и новации.
Родственность старой и новой символики просматривается очевидно. Но суть не только в перенятии тех или иных старых обрядовых элементов, хотя и это, как видим, не исключается, если, конечно, делается мастерски, с большим чувством меры, со вкусом. В противном случае введение фольклорных элементов в новые ритуалы и праздники, как и, наоборот, современных элементов в традиционные праздничные действия, может оказаться неубедительным, а то и нелепым.
Связь старого и нового обряда не должна ограничиваться заимствованием внешней атрибутики, связь эта глубже. Возьмем тот же обряд посвящения. В чем его приметы ныне? В большинстве случаев в морализировании, дружном наставлении юношей и девушек, вступающих в профессию, в «накачке» их советами, обилие которых может вызвать в юной душе (вообще не терпящей продолжительных, даже самых разумных, наставлений) лишь скепсис. А в чем суть традиционного праздника совершеннолетия? В проверке духовных и физических сил молодежи, определении меры их готовности быть умелым и волевым членом родовой общности. Разница, как видим, принципиальная. Не потому ли наше посвящение оказывается порой бутафорским.
Огромное значение для преобразования быта людей на социалистических принципах имеют новые формы проведения семейных торжеств. Известно, например, какую роль в жизни людей играет свадебное торжество. По старинным обычаям в семь, где собрались женить сына или выдавать замуж дочь, к этому событию готовились годами, копили деньги, вещи. Но львиную долю накопленных средств пожирало ритуальное свадебное пиршество, которое длилось несколько дней. Разорительные свадьбы, выкуп невесты – калым, нередкие ссоры и обиды на этой почве между родными жениха и невесты – все это уходит в прошлое.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования
1.1.Социальная основа и сущность обряда
Система обрядов и ритуалов в праздниках постепенно складывалась на основе событий и истории, и каждый ее элемент может о чем-то напоминать существенном, неся социально-культурный смысл, и каждый символ – свободно «читаться» и пониматься каждым участником праздника. Это возможно только в том случае, если каждому в той или иной степени уделяется педагогическое влияние [8,с.16].
Региональное социально-культурное проектирование опиралось на деятельность по сохранению и возрождению традиционной народной культуры региона, с помощью применения инновационных технологий в учреждениях культуры.
Обряд – совокупность установленных обычаем действий, связанных с религиозными представлениями или бытовыми традициями;
− это установленный по времени, определенный тип поведения, переход от одного составляющего к другому качественно новому;
− особый способ передачи новым поколениям определенных идей, норм поведения и чувств;
− коллективное символическое действие, форма проявления коллективных переживаний людей, приобщение к личности, коллективу, обществу;
− совокупность установленных обычаев, театрализованных действий, по поводу значимого события в жизни личности или социальной группы;
− особенность и специфика обряда заключается в его символической природе, важная особенность – персонифицированный характер;
− действенная основа обряда составляет его значимость;
− именно игровая основа обрядности придает ей деятельный характер, по условиям игры в обряде учитывают две стороны над кем совершается обряд.