Курсовая теория Гуманитарные науки Сценарное мастерство

Курсовая теория на тему Сценарно-режиссерские особенности Масленицы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования режиссуры Масленицы 5
1.1. Сущность и истоки праздника Масленица 5
1.2. Отражение праздника Масленица в фольклоре 7
Глава 2. Выявление сценарно-режиссерских особенностей Масленицы 12
2.1. Анализ сценарно-режиссерских особенностей праздника Масленица 12
2.2. Сценарно — режиссерское решение современного праздника Масленица 14
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложение 32

  

Введение:

 

Актуальность. Главным средством восстановления этнических традиций русского народа является возрождение обрядовых народных праздников. Масленица представляет собой с одной стороны праздник, насчитывающий многовековую историю, с другой, великолепную возможность реализации творческого потенциала.
Не смотря на то, что Масленица считается традиционным славянским праздником, который на сегодняшний день обретает все большую популярность, актуальные исследования, посвященные этому дню, не пропорционально малы, в сравнении с его исключительной известностью.
В действительности мы очень мало знаем о том, какой была исконная славянская масленица, насколько она отличается от современной интерпретации и в чем заключался ее сакральный смысл. Тем не менее, на основе исследований Б.А. Рыбакова, П.В. Шейна, В.Я. Проппа и других историков (включая средневековых хронистов вроде Саксона Грамматика и Гельмольда из Гольштейна) в отношении ритуальных празднований, бытовавших на территории Древней Руси, можно сделать пусть и не слишком объемные, но достаточно конкретные выводы.
Традиции играют большую роль в развитии культуры, и народной в особенности. Обрядовость, опора на традицию как способ аккумуляции социального опыта сообщества – основное качество праздника Масленица.
Знание народных традиций, составлявших культурное поле наших предков, необходимо как для знания своей национальной культуры, так и для понимания культуры другого народа. Чем раньше мы начнем приобщаться к народной национальной культуре, тем большего эффекта мы можем добиться в постижении того, что наработал веками этнос, что дано каждому человеку при рождении, заложено в него, но сейчас теряется, утрачивается, не будучи востребованным.
В этом как раз и заключается актуальность темы нашего исследования.
Проблема: Недостаток организованного досуга, направленного на ознакомление с традициями и обычаями родного народа. Сейчас характерна тенденция восприятия западной культуры, что приводит к формированию у детей и молодежи спутанности своей этнокультурной идентичности, противоречивости во взглядах, суждениях, идеалах.
Анализ научной литературы и практики общего и культурного воспитания позволил выявить противоречие между большим развивающим потенциалом народно-игрового фольклора и ограниченным его использованием на примере клуба и домов культуры, а также недостаточной практической разработанностью данного аспекта в педагогической теории и практике культурного воспитания.
Цель: Охарактеризовать сценарно-режиссерские особенности Масленицы.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности праздника Масленица.
2. Рассмотреть отражение праздника Масленица в фольклоре.
3. Охарактеризовать сценарно-режиссерские особенности Масленицы.
Объект исследования — народные праздники.
Предмет исследования – сценарно-режиссерские особенности Масленицы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Восстановление в календарных праздниках сегодняшнего дня лучших элементов обрядности – хороший путь для возрождения ее в массовой практике, для приобщения к ней множества людей. Однако есть и другие пути. Современность рождает свои народные действа, качественно новые, со своей ритуалистикой. Но напрочь ли они оторваны от прошлого в своей основе? Тема трудолюбия как первейшего нравственного долга каждого члена общества, проповедь добросовестности в работе, осуждение лености, потребительства – все это, исконно заложенное в содержательном контексте народной обрядности, получает в новых обрядах и ритуалах свое развитие. Посвящение в хлеборобы, проводы механизаторов в поле, другие новые обряды трудовых коллективов могут, как показывает практика, органично сочетать традиции и новации.
Масленица — один из самых любимых и сытных народных праздников.
Главный масленичный обряд язычников — сжигание чучела. Предавая огню соломенную Зимушку, древние люди верили, что так холода быстрее отступят, а весна придет вовремя и поможет вырастить богатый урожай. Чучело мастерили из соломы и тряпок, одевали в женские сарафаны, разукрашивали и усаживали на кол. Символ зимы несли через все село, а потом радостно сжигали на костре, а пеплом освящали землю. Иногда вместо сжигания его опускали в прорубь или символично разрывали на мелкие части, посыпая соломой поля.
Главное сакральное значение древней Масленицы — освятить землю, попросить у духов умерших и у богов хорошего урожая в грядущем году. Для язычников Богом была сама природа, поэтому они приносили ей жертвы и старались всячески задобрить высшие силы.
С приходом христианства Масленица обрела еще одно значение — она стала предвестницей Великого поста и получила название Сырная седмица. Всего подготовка к посту длится 22 дня, за этот период христиане должны настроиться на нужный лад, чтобы добровольно принять все ограничения и получить очищение.
Вслед за К.Д. Ушинским принцип народности как опора в педагогическом творчестве на житейскую мудрость, «обыкновенный здравый смысл», последовательно проводился в системах воспитания А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, В их трудах слились воедино научные и народные педагогические представления и воззрения.
В последние годы в педагогической науке появилась такая отрасль, как этнопедагогика, изучающая народное воспитание, педагогику в различных этносах. Эта область знания имеет непосредственное отношение к народной культуре воспитания, фольклорной, обыденной педагогике, ее предметом является педагогическая культура народа.
По определению Г.Н.Волкова, «педагогическая культура народа — это та сфера материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием молодежи». Она, по мнению исследователя, проявляется во многих элементах народной жизни, в том числе и в детском фольклоре, игровых песнях, подвижных играх, обрядовых детских праздниках. Дети, по его мнению, представляют народ в наиболее чистом виде. Педагогическая культура народна, если в воспитании подрастающего поколения учитываются интересы всего народа и речь ведется о народном воспитании.
Обрядовость педагогической культуры, внимательное отношение народа к сохранившимся и широко бытующим древним традициям воспитания – признак высокой культуры народа.
Воспитанием обеспечивается преемственная связь поколений, с народностью в воспитании связана национальная преемственность. Педагогический прогресс означает одновременно духовный прогресс народа в целом.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования режиссуры Масленицы
1.1. Сущность и истоки праздника Масленица

Масленица — очень древний славянский праздник, добрый, веселый и очень яркий. Исследователи предполагают, что появился данный праздник 7-8 тысяч лет назад.
Основным моментом в этом празднике является встреча наступающей весны. Это явление земного масштаба. Вся природа просыпается после зимы, наступают теплые дни, уменьшается ночь и увеличивается день. Происходит обновление окружающего мира [25, с.43].
Много веков назад Масленица считалась одним из основных годовых праздников. Она связана с природными и астрономическими явлениями. Наши предки славяне жили по солнцу и вели солнечный календарь, поэтому все праздники были привязаны к нему.
Так, Масленица всегда праздновалась в день весеннего равноденствия. В этот день ночь по своей продолжительности равна дню. В этот день считалось, что светлые силы (лето и тепло) одержали победу над темными силами (зимой и холодом), так как на следующие сутки день становился уже длиннее ночи.
Также считалось, что именно в этот день Чернобог передает Сварогу мировую ось. Богиня зимы, смерти и справедливости — Мара оставляет наш мир и на ее место приходят другие боги — Дажьбог, Тарх, Тара. Вместе со светлыми богами на землю прилетают на птичьих крыльях из светлого Ирия души наших предков [14, с.63].
В первую очередь необходимо отметить, что славянский праздник Масленица знаменует приход весны. Это масштабное природное явление, которое наши далекие Предки просто не могли обойти своим вниманием. Речь идет о физическом пробуждении окружающего мира, о переходе к теплому времени года. До сих мы ассоциируем весну с перерождением и обновлением, на всех планах, включая эмоциональный и энергетический. Именно поэтому Масленица, которая праздновалась в день весеннего равноденствия, считалась одним из ключевых годичных праздников.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы