Курсовая теория на тему Сатира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Комическое в прозе М. Булгакова. 7
1.1.Сатира и юмор в отечественной литературе 20 – 30-х
годов XX столетия 7
1.2. Булгаков-сатирик. 9 Глава 2. Особенности сатиры в романе «Мастер и Маргарита». 16
2.1.Сатирические линии в романе. 16
2.2. Сатирические мотивы и образы романа. 19 Список литературы.. 31
Введение:
Введение
Актуальность
работы. Михаил Афанасьевич
Булгаков принадлежит к числу писателей, творческое наследие которых не было
достойно оценено при жизни автора и стало всеобщим достоянием спустя много лет.
М. А. Булгаков создавал
рассказы и очерки, которые посвятил
злободневным темам. Темы вечные,
не утратившие своего значения сегодня. Раскрывая недостатки тогдашнего общества
и каждого человека, которые есть и сейчас, и, наверное, будут всегда
существовать в любое время, в любом
обществе.
Интерес ко всему
творчеству М. А. Булгакова не снижается на протяжении нескольких десятков лет,
и этому свидетельствуют сотни литературоведческих, исследовательских,
биографических, методических работ, посвященных писателю, объединившие себя в
направление – булгаковедение.
Булгаковские тексты обладают специфической
сатирой. Ее функции и возможности не могли оставаться незамеченными.
Обязательное условие для сатиры вообще – ее злободневность, погруженность в
«быт», вмешательство в современные события и процессы. Таким образом, наиболее
полное представление о произведении можно получить путем анализа, учитывающего
как социополитический, так и философско-эстетический аспекты.
Сатирическая сила зависит
от эффективного сатирического метода – это сарказм, ирония, гипербола, гротеск,
аллегория, пародия и т.д. Сатирическим может являться и целое произведение, и
отдельный образ, ситуация, эпизод. Всматриваясь в сатирический образ, можно
прийти к выводу, что он непосредственно определенным образом эмоционально
окрашен. Эмоциональной анализ в сатире – это почти всегда отрицание
изображаемых смехом над ними.
Сатира Булгакова проходит
через конкретные этапы. Его бесчисленные статьи, фельетон, корреспонденция, на
примере которых прослеживается эволюция профессиональных журналистов и
блестящих публицистов, не написаны в строго разоблачительных ключах.
Добродушным смехом автора чаще всего завершается полемический вывод в статьях
ранних периодов. Постепенно сатира М. Булгакова крепла,
документально-художественные рассказы становились все более зрелыми, приобретая
порой черту политических сарказмов.
К середине 20-х гг.,
после опубликования повестей «Записки на манжетах», «Дьяволиада», романа «Белая
гвардия», автор являлся уже сложившимся как блестящий художник слов с
остро-отточенными сатирическими перьями. Можно утверждать, что выход в свет
этих повестей свидетельствует о том, что Булгаков результативно работает в
жанре сатирического научно-фантастического рассказа, что в те годы было
явлением в литературе новым. Сама сатира, ставшая постоянной напарницей
Булгакова-художника, приобретает глубокие и социально-философские смыслы.
Несмотря на активное
освоение литературоведами булгаковского наследия, интерес ученых по отношению к
различным аспектам творчества писателя распределился неравномерно.
Булгаковедение интенсивно пополняется исследованиями, включающими
биографические и историко-литературные монографии и статьи, мемуары,
многочисленные работы, касающиеся анализа творческих периодов и отдельных
произведений. При отнесении Булгакова к художникам-сатирикам возникают
некоторые трудности. Роман «Мастер и Маргарита» в основном рассматривается в
жанровом контексте, мифологическом, раскрытии образов. Теоретическая
база исследования. Идеологизированный подход отмечается в
работах «Творческий путь Михаила Булгакова» Л. Яновской[1],
«Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество» В. Петелина[2],
«Михаил Булгаков – художник» В. Новикова[3].
Мемуарно-биографический,
архивный и собственно художественный материал представлен такими булгаковедами,
как: И. Виноградов, В. Гудкова, И. Галинская, Я. Лурье, А. Смелянский и др.
Достаточно большое количество научных публикаций о Булгакове появилось со 2-й
половины 1980-х годов.
Заметный вклад в
булгаковедение внесла М. Чудакова в фундаментальном труде «Жизнеописание
Михаила Булгакова»[4]
и ряда интересных статей, посвященных творчеству писателя. Очень важна роль в
исследовании булгаковского творчества В. Лакшина, еще в 1968 г. откликнувшегося
на публикацию главного романа Булгакова большой статьей[5] и
неоднократно возвращавшегося к этой теме в последующие десятилетия. Анализу
проблематики и поэтики романа «Мастер и Маргарита», особенностей хронотопа в
этом и других произведениях Булгакова посвятили свои исследования А. Кораблев и
М. Гаврилова.
Статьи Б. Соколова,
бесспорно, обогащают наши представления о творчестве писателя, особенно о
прототипах персонажей, истории создания произведений, о том, как отражалась в
них современная Булгакову эпоха. Наиболее ярко это представлено в книге ученого
«Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»». А написанная Б. Соколовым и
опубликованная в 1996 г. «Булгаковская энциклопедия» распространяет данный
подход и на ряд других произведений.
Значительный вклад в
разработку булгаковской темы внесли и зарубежные авторы: Э. Проффер, Р.
Джулиани, Б. Май, Е. Миллиор, М. Йованович, Л. Милн, Д. Кертис и др.
Сатира М. А. Булгакова
интересовала отечественных и зарубежных исследователей. Следует отметить статьи
В. Гудковой[6],
А. Жолковского, Л. Менглиновой, Ю. Пиотровского, С. Фуссо, а также исследования
О. Павловой). Однако это был анализ лишь отдельных аспектов булгаковской
поэтики комического (в соответствии со спецификой задач, которые ставили перед
собой авторы). Что касается фельетонов сатирика, то из нескольких публикаций на
эту тему в качестве наиболее содержательных можно выделить, пожалуй, лишь статьи
Е. Кухты и Л. Кройчик.
В то же время, несмотря
на активное освоение литературоведами булгаковского наследия, интерес ученых по
отношению к различным аспектам творчества писателя распределился
неравномерно. Притягательная сила романа
«Мастер и Маргарита» привела к тому, что на периферии внимания булгаковедов
оказались сатирические повести писателя, а его фельетоны фактически остались
без серьезного литературоведческого анализа. Вместе с тем логика внутреннего
развития и движения творчества Булгакова к неповторимому единству и целостности
художественного мира, то место, которое занимает в его творчестве
сатирико-юмористическая проза 1920-х годов, ее значение в контексте смеховой
культуры XX века.
Новизна
исследования. Научная новизна настоящей работы заключается
в том, что в ней выявлена и рассмотрена парадигма сюжетов, мотивов и образов,
связанных с проблемой сатиры в произведениях Булгакова. Подобного комплексного
сопоставительного исследования на сегодняшний день не существует, мы попытались
восполнить этот пробел.
Объект
данной курсовой работы – роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Предмет
– сатирические особенности романа М.
Булгакова «Мастер и Маргарита».
Цель
работы – изучить сатирические особенности романа М.
Булгакова «Мастер и Маргарита».
Для достижения
поставленной цели в работе требуется решить ряд задач:
– проанализировать
литературный период 20 – 30-х годов ХХ ст., как этап зарождения сатиры в отечественной литературе; – рассмотреть творчество
Булгакова-сатирика;
– проанализировать особенности
сатиры в романе «Мастер и Маргарита».
Основные
методы исследования, которые были использованы в работе:
метод анализа; метод сравнения и обобщения.
Курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. [1]
Яновская, Л. Творческий путь
Михаила Булгакова. – М. : Сов. писатель, 1983. – 320 с. [2]
Петелин, В. Михаил Булгаков.
Жизнь. Личность. Творчество. – М. :
Моск. рабочий, 1989. – 496 с. [3]
Новиков, В. Михаил Булгаков
художник. – М. : Моск. рабочий, 1996. – 357 с. [4]
Стишковская, Ю. В. М. А.
Булгаков. «Мастер и Маргарита». Основное содержание. Анализ текста.
Литературная критика. Сочинения / Ю. В. Стишковская, И. А. Шевченко. – М. :
Астрель, АСТ, 2004. – 160 c. [5]
Лакшин, В. Роман М. А.
Булгакова «Мастер и Маргарита» Текст. // Пути журнальные : Из лит. полемики
60-х гг. – М. : Сов. писатель, 1990. – С. 214 – 264. [6]
Гудкова, В. Время и театр
Михаила Булгакова. – М. : Сов. Россия, 1988. – 128 с.
Заключение:
Итак, нами рассмотрена
тема сатиры в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». К своему произведению
автор шел долгие годы, понимая, что данный период развития общества еще не
достиг нужного состояния, чтобы воспринимать данное произведение.
Булгакову необходима была
сатира для вскрытия всех недостатков общества, измученного революциям и
войнами.
В этот период вообще в
отечественной литературе созрело целое сатирическое направление. Многие
писатели стали использовать ее для борьбы с общественными пороками.
У Булгакова до написания
романа вышел ряд сатирических произведений.
Являясь ярым поклонником
свободы, он не смог стоять в стороне или, более того, писать в угоду кому-то. Критики не прощали ему его прямоты и
открытости, однако это его не останавливало, и роман был написан. Несмотря на
драматизм времени, он весь пропитан сатирой – начиная от описания города и
природы, обстановки, до персонажей, которые раскрываются во всем комизме.
Персонажи романа «странные типы», психически неуравновешенные. Таковы же и их
поступки.
Однако мы понимаем, что
под всей веселостью вскрываются пороки лжи, тупости, ненависти, жадности,
распущенности. Такова концепция автора по отношению к абсурдности целого
общества и каждого гражданина в отдельности.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Комическое в прозе М. Булгакова
1.1.Сатира
и юмор в отечественной литературе 20 – 30-х годов XX столетия
В 20-е годы XX века закладываются основы жанра
сатиры и юмора в отечественной литературе. М. Кольцов, И. Ильф, Е. Петров, В.
Катаев, В. Ардов, М. Зощенко, А. Зорич, П. Романов, М. Булгаков… Это далеко не
полный список талантливейших писателей, работающих в данном жанре. Несмотря на
то, что это все были разные люди с непростыми судьбами, характерами, разными
манерами, вкусами, привычками, их объединяет в одно целое высокая культура,
неравнодушие к происходящему и к
окружению, болезненное восприятие несовершенства общества и человеческой натуры[1].
В этот период все только
зарождалось, и еще предстояло осваивать и перерабатывать в данном жанре. Однако
на тот момент уже выделилось три основные направления. Во-первых – фольклорно-сказовое, идущее из
наследия народа: анекдоты, народные легенды, сатирические сказки. Во-вторых,
классическая (от Гоголя до Чехова). И, наконец, собственно сатирическая. Каждая
из этих тенденций довольно отчетливо прослеживается в творчестве большинства
крупных писателей-сатириков той поры.
В то нелегкое время юмор
и сатира были в моде. Кроме литературной сатиры, стала появляться сатира
журналистская. Сатирические рубрики открываются и в большинстве случаев
становятся постоянными в периодических изданиях. Многие из них являлись
своеобразной «визитной карточкой» издания. Это была примета времени, в которой
отразилась атмосфера жизни 20 – 30-х годов[2].
Можно смело сказать, что
сатира и начиналась с самой жизни. Она преподносила сатирикам темы для статей,
фельетонов, литературных произведений. Первое место среди негативных явлений
тогдашнего общества принадлежит тоталитарный воинствующий бюрократизм. Бюрократ
очень ушлый и его голыми руками не возьмешь. Он отгорожен циркулярами и
инструкциями, которые сам же изобретает. Вся его деятельность сводится к проблеме
остановки течения времени с наибольшей выгодой для себя.
Бюрократ-приспособленец
становился особенно частым героем сатирических произведений того периода. Как
правило, это полуграмотный мещанин, одетый в гимнастерку и галифе, в начищенных
сапогах, то есть бывший «герой гражданской войны», ловко прикрывающий свою
бездарную деятельность, тормозящую прогресс былыми заслугами.
В те годы
писатели-сатирики не подыгрывали народу и не заискивали перед ним. Вся эта
нечисть бичевалась до боли, до крови. Позже это им припомнят и оскорбившийся
хам, и головотяп, и «человек ответственный и сознательный» в полувоенном
обмундировании. Припоминая, назовут очернителями, а теоретическую базу подведут
их же собратья по перу – литературные критики-конъюнктурщики[3].
Так, советский критик И.
Нусинов, выступил с показательной позицией в 1931 году, считая, что когда
сатира займет в пролетарской литературе третьестепенное место, то и социально
чуждый для пролетариата юмор, как литературная категория, не может претендовать
на особое значение.
Великий Мастер Булгаков показал в своем
бессмертном романе именно такое нашествие достойных ненависти «критиков». Он
понимал, что это явление пришло надолго и поделать с ним ничего невозможно, что
в мире искусства правят латунские, а страна на время окунулась в беспросветную
тьму, представляя собой новую большую психиатрическую клинику, оборудованную по
последнему слову техники, «…как в «Метрополе»! ». И видимо, поэтому человека,
заслужившего бессмертие своим романом, он спасает, перенося в мир иной,
свободный чьей-либо власти, кроме воли Божьей[4].
1.2.
Булгаков-сатирик
Из всех писателей 20 – 30-х годов XX века Михаил Афанасьевич
Булгаков в наши дни, пожалуй, в наибольшей мере сохраняется в российском
общественном сознании. Являясь продолжателем классической русской традиции,
прежде всего А. С.
Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, он выработал собственный
подход к вопросам философии и эстетики, а его творчество предстает перед нами
как принципиально новое художественное явление.
Это писатель, чье
творчество развивалось стремительно и
разнообразно по жанрам (фельетоны и рассказы, повести и романы, пьесы и
киносценарии), по направленности и эмоциональной окраске (трагедия и комедия,
лирика и юмор, фантастика и философские размышления). Однако отечественный
читатель воспринимает Булгакова, прежде всего, сатириком с отточенным
мастерством, которое достигло непревзойденной высоты в [1]
Мельникова, Т. Н.
Русская и белорусская
сатирическая проза периода
20-хгодов ХХ столетия : (М. Булгаков, М. Зощенко, К. Крапива, А. Мрый). –
Минск, 1997. – 22с. [2]
Родин И. О. Сатира и
социальная антиутопия в литературе 20 – 30-х годов. – М. : Книга по Требованию,
2002. – 786 с. [3] Давыдова, Т. Т. Русский неореализм
: идеология, поэтика, творческая эволюция (Е. Замятин, И. Шмелев, М. Пришвин,
М. Булгаков и др.). – М. : Флинта :
Наука, 2005. – 330 с. [4]
М. А. Булгаков // Русская литература ХХ века : учеб. пособие
для вузов : в 2 т. Т. 1. 1920-1930-е годы / Л. П. Кременцов и др. – М. : Academia,
2005. – С. 126 – 144.