Курсовая теория на тему Самостоятельная учебная работа.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы организации самостоятельной учебной деятельности 5
1.1. Понятие и сущность самостоятельной работы учащихся 5
1.2 Виды и формы организации самостоятельной работы учащихся 8
Глава 2 Способы организации самостоятельной работы учащихся 13
2.1. Особенности и условия организации самостоятельной работы в процессе учебной деятельности 13
2.2. Организация самостоятельной работы учителем в школе № 94 г. Воронеж 18
Заключение 21
Список литературы 22
Введение:
Введение
Привитие учащимся навыков самостоятельной работы по математике является одним из основных и обязательных моментов педагогического процесса в школе. Результатом учебной деятельности должно стать не пассивное усвоение учебного материала, а нечто большее: активная позиция в познании окружающего мира, умение ставить собственные вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Проблема самостоятельности и организации самостоятельной работы не новая. Но в условиях развивающейся школы роль самостоятельной работы в обучении математике еще более усиливается. Именно применение различных видов самостоятельной работы в процессе обучения математике способствует созданию оптимальных условий для развития основных процессов познавательной деятельности, как: осознание, понимание, восприятие, трансляция, интерпретация, смыслопостижение, сравнение, систематизация, проблематизация, целеполагание, планирование, проектирование, конструирование и др.
Идея повышения самостоятельности в работе учащихся возникла в педагогике как реакция против тех форм обучения, которые опирались исключительно на память учащихся.
Самостоятельная работа – это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником. Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроках математики необходимо опираться на самостоятельную работу учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение.
Самостоятельная работа — это метод, который очень помогает учителю для выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление ошибок. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Объект исследования: процесс организации самостоятельной работы.
Предмет исследования: особенности организации самостоятельной деятельности на уроке.
Цель работы: выявить наиболее эффективные методические приемы, направленные на организацию самостоятельной работы в процессе учебной деятельности.
Задачи:
1. раскрыть содержание понятия «самостоятельная работа» и рассмотреть различные виды самостоятельной работы;
2. изучить педагогический опыт по проблеме развития самостоятельной деятельности у младших школьников;
3. проанализировать опыт организации учителем самостоятельной работы на уроках в начальной школе.
Методы исследования: изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы по рассматриваемой теме.
Текст работы:
В результате данного исследования мы пришли к выводу, что постоянному повышению самостоятельности и развитию творческой активности учащихся класса способствует систематическое включение в систему различных видов самостоятельных работ, обеспечивающих:
— эмоционально-волевую готовность к выполнению работы;
— определенный уровень знаний и умений;
— условия для проявления своего опыта.
Рассмотренные виды самостоятельных работ в данном исследовании способствуют осуществлению индивидуального подхода в условиях классно-урочной формы обучения, формированию интересам к изучаемому материалу, положительного отношения к изучению предмета, повышению уровня познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся, помогают в решении проблем современного урока.
Самостоятельная работа учащихся на уроке входит органической частью во все звенья процесса обучения. Рационально организованная и систематически проводимая учителем на уроке самостоятельная работа способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, активизации умственных операций, развитию познавательных сил и способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучению учащихся рациональным приемам самостоятельной работы.
Данное исследование является результатом обобщения теоретического материала и практического опыта преподавания математики. Изучение, обобщение и распространение опыта учителей в организации
самостоятельной работы учащихся на уроке должно быть в центре внимания руководителей школ, методических объединений, научно- педагогических работников, институтов усовершенствования, квалификации учителей, отделов народного образования.
Заключение:
Введение
Привитие учащимся навыков самостоятельной работы по математике является одним из основных и обязательных моментов педагогического процесса в школе. Результатом учебной деятельности должно стать не пассивное усвоение учебного материала, а нечто большее: активная позиция в познании окружающего мира, умение ставить собственные вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Проблема самостоятельности и организации самостоятельной работы не новая. Но в условиях развивающейся школы роль самостоятельной работы в обучении математике еще более усиливается. Именно применение различных видов самостоятельной работы в процессе обучения математике способствует созданию оптимальных условий для развития основных процессов познавательной деятельности, как: осознание, понимание, восприятие, трансляция, интерпретация, смыслопостижение, сравнение, систематизация, проблематизация, целеполагание, планирование, проектирование, конструирование и др.
Идея повышения самостоятельности в работе учащихся возникла в педагогике как реакция против тех форм обучения, которые опирались исключительно на память учащихся.
Самостоятельная работа – это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником. Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроках математики необходимо опираться на самостоятельную работу учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение.
Самостоятельная работа — это метод, который очень помогает учителю для выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление ошибок. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Объект исследования: процесс организации самостоятельной работы.
Предмет исследования: особенности организации самостоятельной деятельности на уроке.
Цель работы: выявить наиболее эффективные методические приемы, направленные на организацию самостоятельной работы в процессе учебной деятельности.
Задачи:
1. раскрыть содержание понятия «самостоятельная работа» и рассмотреть различные виды самостоятельной работы;
2. изучить педагогический опыт по проблеме развития самостоятельной деятельности у младших школьников;
3. проанализировать опыт организации учителем самостоятельной работы на уроках в начальной школе.
Методы исследования: изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы по рассматриваемой теме.
Список литературы:
Глава 1. Теоретические и методологические основы организации самостоятельной учебной деятельности
1.1. Понятие и сущность самостоятельной работы учащихся
Самостоятельная работа — составная важнейшая часть учебного процесса и является необходимой предпосылкой успешного овладения математическим учебным материалом. Значение самостоятельной работы определяется и многими другими факторами. Она является непременным условием развития самостоятельности и творческой активности учащихся при овладении знаниями и способами их усвоения.
Анализ психологической, дидактической и методической литературы показывает, что дидакты, педагоги и методисты содержание «самостоятельная работа» формулирует неоднозначно. Одни определяют самостоятельную работу как метод обучения, другие как форму организации и выполнение определенной деятельности.
В качестве основных признаков самостоятельной работы Б.П. Есипов выделяет:
1. Деятельность учащихся без посторонней помощи.
2. Наличие задания.
3. Специально отводимое время для выполнения задания.
4. Отсутствие непосредственного вмешательства учителя.
5. Оформление результатов в той или иной форме.
Как видим, Б.П. Есипов раскрывает понятие самостоятельной работы на основе деятельностного подхода, при этом учитывает особенности организации.
Самостоятельная работа, по определению Б.П. Есипова есть «целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная в совокупности выполняемых действий, корректируемая по процессу и результату деятельность, выполнение которой требует достаточно высокого уровня саморегуляции, самосознания, самодисциплины, личной ответственности и которая доставляет удовлетворение в самосовершенствовании и самопознании».
А.В. Дмитриев также, как и Есипов Б.П. рассматривает понятие самостоятельной работы на основе деятельностного подхода, отмечая важность как процесса, так и результата.
П.И. Пидкасистый справедливо отмечает, что содержание и структура учебного материала непосредственно не определяет процесс и структуру учебной деятельности обучаемого; для вовлечения учащихся в самостоятельную деятельность необходимо наличие определенной учебной задачи.
Единство знания и мышления, как составных частей познавательной деятельности в структуре учебного процесса представляют основание рассмотреть понятие «самостоятельная работа» как дидактическое явление, выступающее в своем двуедином качестве. С одной стороны, это учебное задание, т.е. это то, что должен выполнить ученик, это объект его деятельности. Оно может быть предложено учителем, диктором, программированным пособием или другими средствами обучения. С другой стороны, это форма проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном свете приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний. И в том, и другом случае самостоятельная работа способствует развитию умственных сил ученика.
П.И. Пидкасистый, рассматривая сущность понятия самостоятельной работы, выделяет внешнюю ее форму (задание), как искусственное педагогическое образование. Внутреннее же содержание составляет познавательная задача, которая стимулирует интерес к предполагаемому новому, постепенно переходящий в стремление ученика к познанию неизвестного, в его потребность. При этом познавательная потребность (возникла ли она в результате внутреннего побуждения или побуждения со стороны учителя) всегда связана с целью деятельности школьника.
П. И. Пидкасистый выделяет в структуре самостоятельной работы два основных компонента: содержательный и процессуальный при наличии познавательной задачи.
Возможно такой подход к понятию самостоятельной работы является достаточным в плане структурных компонентов для таких учебных дисциплин, как история, литература и других. Но математика имеет свои специфические особенности и отличается, прежде всего, высокой абстрактностью. В связи с этим, в данном исследовании сущность понятия «самостоятельная работа» рассматриваем как структурное явление и дополняем еще одним компонентом — мотивационным. Это ни в коей мере не противоречит указанным выше определениям самостоятельной работы, а лишь конкретизирует и дополняет и непременно будет способствовать развитию теории и разработке различных видов самостоятельных работ.