Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Самостоятельна работа учащихся на уроке как средство развития познавательных способностей у младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития познавательных способностей при организации самостоятельной работы учащихся на уроках в начальных классах 5
1.1. Самостоятельная работа: сущность, особенности организации, виды 5
1.2. Особенности организации самостоятельной работы на уроках в начальных классах 9
1.3. Сущность, структура и характеристика познавательных
способностей 14
1.4. Использование самостоятельной работы на уроке для развития познавательных способностей младших школьников 21
Заключение 26
Список литературы 27

  

Введение:

 

Специальные исследования показали, что обучение может не только способствовать продвижению вперед, но и замедлять развитие личности. Если обучение основывается не на осознании и осмыслении, а преимущественно на запоминании, то оно может на определенном этапе тормозить развитие ученика [18, с. 282].
Сейчас кардинально меняется цель обучения. Если раньше обучение ставило целью получить определенную сумму знаний, умений и навыков, то сейчас это не становится самоцелью. Ведь с каждым годом объем информации почти в каждой отрасли науки удваивается, а то и утраивается и дальнейший рост за предсказаниями ученых пойдет в геометрической прогрессии. То есть, человек не в состоянии иметь полный объем знаний по тому или иному предмету. Поэтому на первое место выступает не получение суммы знаний, а развитие личности.
Достижения нужного обществу уровня образованности и развития личности невозможно без систематической самостоятельной работы, готовность к которой закладывается в школьном возрасте. В связи с этим большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся. ФГОС НОО определяет самостоятельную работу учащихся, как одно из обязательных требований к организации образовательного процесса [1].
Вопросы совершенствования организационных форм и методов самостоятельной работы нашли свое отражение в работах Я.А. Коменского, И. Песталоцци и др. В последние годы вопросы совершенствования организационных форм и методов обучения рассматривались в трудах Б.П. Есипова, И.И. Малкина, Б.Т. Лихачева, П.И. Пидкасистого, П.Я. Голанта, И.А. Зимней, Р.М. Микельсона, Х. Хекхаузентома и др.
Доказано, что самостоятельная работа играет большую роль в формировании и развитии учебных умений, воспитании воли, познавательных способностей учащихся. В ней проявляется индивидуальность каждого ученика, формируется их интеллект и характер. Все это способствует усвоению глубоких и прочных знаний.
Объектом исследования является содержания и организация обучения в начальных классах, предметом — развитие познавательных способностей у младших школьников в процессе организация самостоятельной работы.
Целью исследования – теоретически обосновать роль самостоятельной работы на уроке в процессе развития познавательных способностей младших школьников.
В соответствии с целью определены задачи исследования:
1. Проанализировать сущность понятия самостоятельной работы как формы организации учебной деятельности.
2. Изучить вопросы организации самостоятельной работы на уроках в начальной школе.
3. Рассмотреть сущность и особенности познавательных способностей.
4. Изучить особенности использования самостоятельной работы на уроке для развития познавательных способностей младших школьников.
Теоретическую основу исследования составили теории личности как субъекта учебной деятельности (П.И. Пидкасистый, П.Я. Голант, Р.М. Микельсон, Х. Хекхаузен и др.); концептуальные подходы к развитию познавательной активности и самостоятельности (Б.П. Есипов, И.И. Малкин, Б.Т. Лихачев и др.); идеи об особенностях становления личности в младшем школьном возрасте (И.А. Зимняя).
Методы исследования: анализ педагогической, психологической и методической литературы.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проанализировав понятие самостоятельная работа, мы выявили, что самостоятельная работа – это осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя форма организации учебной деятельности учащихся с разной степенью собственного управления учебными действиями, в процессе которой учащиеся выполняют задания различного вида с целью развития знаний, умений, навыков. Самостоятельная работа предполагает определенную познавательную самостоятельность учащегося и развивает ее до такого высокого уровня, который необходим для самообразования. Таким образом, самостоятельная работа готовит учащихся к самообразованию.
Познавательные способности – это один из важнейших мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательных способностей учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательные способности при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности могут и должны стать устойчивой чертой личности школьника и оказывают сильное влияние на его развитие. Одним из средств развития познавательных способностей учащихся является организация самостоятельной работы на уроке.
Для развития познавательных способностей в процессе самостоятельной работы следует предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам к шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемые задачи или метода, которым нужно овладеть. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы развития познавательных способностей при организации самостоятельной работы учащихся на уроках в начальных классах

1.1. Самостоятельная работа: сущность, особенности организации, виды
Цель современного обучения в школе – сформировать личность, способную к самостоятельному решению научных, производственных, социальных задач, творческому мышлению, выражению своей точки зрения и убеждений, готовую обновлять свои знания посредством самообразования. Такая личность должна быть готова развивать свои умения и применять их на практике. В данном случае задачей учителя является обеспечение учащихся умениями и навыками научной организации умственного труда (умения ставить цель, выбирать средства для ее достижения, планировать работу во времени). Самостоятельная работа выступает в качестве средства формирования такой личности.
Рассмотрев методическую и педагогическую литературы, можно заметить, что тема самостоятельно работы исследовались и исследуются применительно к средней школе. Что касается изучения иностранных языков, самостоятельная деятельность была изучена Зимней И.А., Любавиной Е.В., Пидкасистым П.И., Разиновым П.А. и другими. В отношении высшего учебного заведения, этот вопрос был изучен в 70-80 годы. Значительный вклад в научное исследование данной темы внесли Пидкасистый П.И., Зимняя И.А, Корнилов К.Н., Вербицкий А.А., Корнилова Л.И., Коряковцева Н.Ф., Ковалев. А.Г., Карамина О.А, Пюман Н.У. и другие.
О. Ефимов дает следующее определение — самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических действий» [6, с. 102]. Главным в этом определении является осмысленное стремление в достижении цели, применение знаний, навыков и умений, приобретенных ранее, отсутствие прямого управления со стороны учителя и специально отведенное время. Данное определение взято за основу многими исследователями в своих работах и претерпевает некоторые изменения в зависимости от того в каком аспекте рассматривается данный вопрос.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы