Курсовая теория на тему Само-отношение у студентов с разным уровнем перфекционизма
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение……………………………………………………………………….
1.Теоретико-методические аспекты перфекционизма у студентов научной литературе……………………….……………………………………..
1.1 Понятие «перфекционизм» и «самоотношение» у студентов в психолого-педагогической литературе………………………
1.2 Специфика перферционизма у студентов на современном этапе образования ………………………………………..
1.3 Технологические подходы самоотношения и развития перфекционизма у студентов в методической литературе…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………..………..
Приложения……………………………………………………………………….
Введение:
Актуальность данной темы кроется в условиях современного развития общества и социальных трансформаций личность переживает разнообразные качественные и количественные изменения, становится особо изучаемым такой феномен, как стремление к самосовершенствованию и идеализации себя. В связи с этим желание достигать успеха во всех сферах общественной жизни постепенно утверждается и в миропонимании современного студента и создает перспективу для сопоставления собственных персональных потребностей с требованиями современного общества [1]. В научной литературе явление стремления к самосовершенствованию и идеализации себя обозначается термином перфекционизм.
Проблема изучения перфекционизма находится в центре внимания как зарубежных (А. Адлер, М. Холендер, Д. Бернс, Р. Фрост, П. Хьюитт, Г. Флетт, Д. Хамачек), так и отечественных психологов (С.Н. Ениколопов, А.А. Ясная, Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, М.В. Ларских), однако исследований в данной области достаточно мало. Остается малоизученным и социальный аспект проблемы перфекционизма, характеризующийся недостаточностью научных исследований о специфике различий в характеристиках перфекционизма студентов. В этих условиях особую актуальность приобретает исследование характеристик перфекционизма студентов и его роли в возникновении различных нарушений адаптации.
Анализ психологической литературы по проблеме исследования перфекционизма показал, что перфекционизм является сложным и неоднозначно интерпретируемым феноменом, под которым понимают предъявление требований к себе более высокого качества выполнения деятельности, чем того требуют ситуации (М.Н. Холендер) [7с. 298], наличие нереалистичных стандартов и важность соответствия им (Р. Фрост) [6, с.17-19], завышенные стандарты деятельности, притязания, требования к другим (А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян) [8], интегративное личностное образование с личностным, когнитивно-деятельностным, социальным компонентами (М.В. Ларских) [3, с.146].
Наиболее полно перфекционизм рассматривается в исследованиях канадских ученых П. Хьюитта и Г. Флетта [5, с. 9]. Под перфекционизмом данные авторы понимают многомерный конструкт, предполагающий стремление личности быть совершенной во всем, который выражается в предъявлении завышенных требований к себе, окружающим людям, в восприятии требований окружения как чрезмерно высоких. При этом структура перфекционизма рассматривается психологами неоднозначно, вследствие чего единая структура перфекционизма не определена, но более четко она описана канадскими учеными П. Хьюиттом и Г. Флеттом [5,9]. В их концепции за основу определения структуры перфекционизма выбрана объектная направленность черты, исходя из которой, перфекционизм может быть ориентированным на себя, на других и социально-предписанным [2, с. 198].
Следует, что перфекционизм, ориентированный на себя, предусматривает присутствие значительных личных эталонов, желание самосовершенствоваться, ярко выраженную самокритичность, самоконтроль, тенденцию концентрироваться на труднодоступных целях и стремление достигать их. Чрезмерная самокритичность в свою очередь приводит к излишнему самокопанию и самообвинению, что усложняет принятие личностью своих недостатков и неудач.
Перфекционизм, ориентированный на других, предполагает наличие значительных эталонов, определенных человеком для окружающих людей, требовательность, нетерпимость к ним, неготовность принять оплошности и ошибки другого.
Социально-предписанный перфекционизм основан на убеждении личности в том, что окружение предъявляет к нему чрезмерно большие требования и ожидания, которым тяжело и невозможно соответствовать. Для получения одобрения и избегания негативной оценки личность старается соответствовать стандартам, установленным для нее окружающими.
В нашем научном исследовании перфекционизм понимается как многомерный конструкт, предполагающий стремление личности быть совершенной во всем и обнаруживающийся в предъявлении завышенных требований к себе (Я-ориентированный перфекционизм), к другим (перфекционизм, ориентированный на других) и в восприятии требований окружения как нереалистичных и завышенных (социально-предписанный перфекционизм) (П. Хьиютт, Г. Флетт).
В студенческом возрасте перфекционизм выражается в предъявлении повышенных требования к своей личностии к личности окружающих в учебно-профессиональной деятельности, преувеличении требований по отношению к себе со стороны других людей. Это сопровождается устойчивым напряжением, беспокойством, тревогой, боязнью неудачи, навязчивыми сомнениями и опасениями, концентрацией на ошибках, болезненным восприятием критики, трудностями в принятии решений, что затрудняет их социально-психологическую адаптацию.
В зарубежных и отечественных исследованиях отмечено, что существенные трудности процесса социально-психологической адаптации в студенческом возрасте определяются такой стабильной личностной чертой как перфекционизм [3, с.10].
В исследованиях П. Хьиютта и Г. Флетта низкие значения социально-психологической адаптации личности обуславливаются чрезмерной тенденцией личности к перфекционизму и, наоборот, личности с высоким уровнем социально-психологической адаптации присуща здоровая форма перфекционизма – конструктивный перфекционизм [3, с. 45]. Личности с чрезмерным перфекционизмом проявляют себя одинокими, малообщительными, настойчивыми людьми. Самокритичность, требовательность к себе способствуют возникновению заниженной самооценки, трудностям в установлении контактов в студенческой группе. Их чрезмерная ответственность и прилежность, постоянная концентрированность на делах способствует появлению у окружающих людей раздражения; успехи и достижения вызывают зависть, дистанцированность от других людей воспринимается как высокомерие и нежелание общаться.
Аналогичной научной позиции придерживаются и отечественные психологи – В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов. На их взгляд, перфекционизм в студенческом возрасте способствует возникновению конфликтов и прекращению отношений в межличностных отношениях, социальной изоляции в результате недоверия к другим людям, нереалистичных требований и ожиданий в отношении окружающих и себя [10,с.125].
Из этого следует, что непринятие ценностей и норм студенческого коллектива образовательного учреждения, либо их принятии с позиции «быть как все», игнорирование принятых норм при осуществлении учебно-профессиональной деятельности и налаживании взаимоотношений с преподавателями и одногруппниками способствует возникновению перфекционизма в студенческой возрасте и вызывает сложности социально-психологической адаптации.
Проблема исследования заключается в проявлении самоотношения студентов-психологов с разным уровнем психологической готовности к профессиональной деятельности.
Цель исследования является решение этой проблемы.
Объект исследования: самоотношение студентов-психологов. Предмет исследования: самоотношение студентов психологов с разным уровнем перфекционизма к профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: существуют различия в показателях самоотношения у студентов – психологов с разным уровнем перфекционизма
к профессиональной деятельности, а именно: для студентов с высоким уровнем психологической готовности к профессиональной деятельности характерны более высокие показатели самоотношения, чем для студентов со средним и низким уровнями психологической готовности.
Задачи исследования:
1. Изучить степень разработанности в литературе проблемы самоотношения студентов с разным уровнем перфекционизма к деятельности.
2. Изучить самоотношение студентов.
3. Выявить уровни развития перфекционизма к деятельности студентов.
4. Определить характер самоотношения студентов с разным уровнем перфекционизма к деятельности.
Теоретической основой исследования выступают: акмеологическая концепция развития профессионала (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина); психологическая концепция профессионального становления личности Е.А. Климова; подход М.И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича к изучению психологической готовности личности к профессиональной деятельности; подход С. Р. Пантелеева к проблеме самоотношения личности.
Методы исследования: Организационные (сравнительный); Сбора данных (психодиагностический); • Обработки (количественная и качественная); • Интерпретационные (структурный). Метод математической обработки (критерий Краскелла-Уоллиса).
Фрагмент текста работы:
1.Теоретико-методические аспекты перфекционизма у студентов научной литературе
1.1 Понятие «перфекционизм» и «самоотношение» у студентов в психолого-педагогической литературе
Психологический анализ социокультурных тенденций показывает, что в современной системе высшего образования предъявляются высокие требования как к профессиональной деятельности, так и к личности преподавателей. Повышающиеся требования к квалификации, в целях оптимизации кадров, возрастающий объем учебной нагрузки побуждают преподавателей вузов совершенствовать и развивать свою личность, чтобы иметь возможность подстраиваться под постоянно изменяющиеся стандарты деятельности.
Именно поэтому особое значение приобретает изучение факторов, которые могут обуславливать предрасположенность к саморазвитию и самосовершенствованию у преподавателей вузов. Одним из таких факторов является феномен перфекционизма, предполагающий стремление субъекта к совершенству во всех аспектах своей жизни.
Перфекционизм может сочетать в себе как конструктивную функцию, проявляясь в качестве психологического ресурса, отражающего стимул личности к совершенству и непрерывному саморазвитию, признанию собственных возможностей и ограничений, так и деструктивную функцию, представляя собой нарушение саморегуляции, выражающееся в чувстве недовольства и разочарования в себе, чрезмерной критике своего поведения и ощущении неконтролируемости жизни [3; 8; 15].
А. Адлер считал, что у каждого человека должна быть концепция цели или идеал, который позволяет добиваться большего, чем возможно для него в актуальной жизненной ситуации. Данная конкретная цель дает почувствовать уверенность в преодолении любых проблем, так как обусловлена успехом в будущем [1]. Он поместил стремление к совершенству в эволюционный контекст. Жизнь рассматривалась Адлером как развитие, причем наиболее естественным путем данного развития является совершенствование, которое дает направление для развития личности в целом, хотя само это стремление не является врожденным у человека.
К.Г. Юнгом саморазвитие рассматривалось как заложенная тенденция в природе человека. По его мнению, наличие в человеческом сознании символа самости, обуславливает возможность совершенства. Самость для человека потенциальна, так как является лишь отдаленной целью его развития, но в то же время она актуальна, поскольку представляет из себя нечто действительное, но скрытое в царстве архетипов [15,стр.234]. Юнг связывал совершенство с воздействием архетипа, так как оно обладает большой силой влияния на человеческое сознание, представляя собой власть над человеком, которую невозможно объяснить рациональным образом. Сознание обнаруживает черты законченности, самодостаточности, цельности, присущие совершенству, именно в тех образах, которые создаются под воздействием архетипа самости.
Отечественные исследователи разработали модель параметров дисфункционального перфекционизма, включающую высокие стандарты и притязания, а также ряд когнитивных искажений (поляризованную оценку результата деятельности, негативное селектирование ошибок и неудач, восприятие других людей как чрезмерно требовательных).
На данной основе проведены исследования в группах испытуемых с депрессивными и тревожными расстройствами [3,с.135]; [10,стр.46]. Проводилось изучение начинающих студентов, в котором были установлены высокие показатели депрессии, тревоги и стресса у первокурсников с выраженным перфекционизмом [6, с.237].
Данная работа включала относительно небольшое число испытуемых и не оценивала связь перфекционизма со специфичными для студенческой популяции формами тревожности (экзаменационной и социальной).
В современной профессиональной литературе избегающее поведение рассматривается как один из наиболее дезадаптивных видов копинга, связанный с хронификацией психических расстройств [7,стр.68]. Его связь с перфекционизмом пока не получила однозначного подтверждения. Психотерапевты фиксируют две противоположные стратегии перфекционистов – верхмобилизацию и прокрастинацию (склонность откладывать начало деятельности).
Виды прокрастинации. Первая классификация была предложена Н. Милграмом, Дж. Батори и Д. Моурером.
Они выделили 5 основных видов прокрастинации [8,с.157]:
1. Ежедневная, или бытовая. Это откладывание дел, которые должны выполняться регулярно. Сюда относятся работы по дому, закупки продуктов, приборки;
2. Прокрастинация в принятии решений, в том числе незначительных;
3. Невротическая прокрастинация, то есть откладывание жизненно важных решений (например, выбор профессии или создание семьи);
4. Компульсивная, при которой в одном субъекте сочетаются бытовая поведенческая прокрастинация и прокрастинация в принятии решений;
5. Академическая, то есть откладывание выполнения учебных заданий, подготовки к экзаменам.
Позже Милграмм и Тенне объединили эти виды в два: откладывание выполнения заданий и откладывание принятия решений.
Таким образом, конструктивное проявление перфекционизма может способствовать развитию стремления совершенствовать свою деятельность и личность у преподавателей вузов, что обусловливает актуальность изучения психологических характеристик данного феномена.