Курсовая теория на тему Самооценка в подростковом возрасте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по
проблеме исследования. 5
1.1. Основные подходы к изучению самооценки. 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового
возраста. 8
Глава 2. Анализ самооценки в подростковом возрасте. 18
2.1. Самооценка подростка и ее структура. 18
2.2. Формирование самооценки. 22
2.3. Способы повышения самооценки у подростка. 24
Заключение. 28
Список использованной литературы.. 29
Введение:
В настоящее время исследования самооценки человека в процессе его
жизнедеятельности имеют большое значение в психологической теории и практике.
Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов
– какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии
самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным
качествам .
Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских
возрастов, представляющий собой период становления личности. С этим связаны
резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное
новообразование определяет ведущие потребности подросткового возраста в
самоутверждении и общении со сверстниками.
Адекватная самооценка позволяет быстро наладить контакты с
представителями противоположного пола и влияет на формирование у подростка
многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности,
замкнутости, индивидуализма).
Неадекватная самооценка создаёт устойчивую тревожность и изоляцию,
вследствие этого у подростка возникают трудности в общении со сверстниками.
Среди отечественных ученых занимавшихся изучением самооценки можно
отметить Ананьева, Л.И. Божович, В.В. Столина, Е.В. Шорохова, И.С. Кона, Л.С.
Славина, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгунова, С.А. Рубинштейна, В.П. Трусова и
других. Этими учеными рассматривались такие вопросы самооценки, как её
структура, функции, возможности и закономерности формирования.
Среди зарубежных ученых занимавшихся изучением самооценки необходимо
отметить У. Джеймса, У. Кум, М.С. Неймарка, Э. Эриксона, Д.И. Фельдштейна, Р.
Бернса и других.
Исследование личности подростков занимались такие ученые как Л.С.
Выготский, Р.С. Немов, Л.Ф. Обухова, Р.Т. Баярд, А.А. Бодалева, В.В. Давывод,
Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон, В.С. Мухина, А.А. Хвостов, И.Ю. Кулагина, А.
Мудрик и многие другие ученые.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что гендерные особенности
самооценки в подростковом возрасте изучены недостаточно. Интерес к этим
исследованиям в психологии в последние годы возрастает .
Цели и задачи.
Общей целью исследования курсовой работы на тему: «Самооценка в
подростковом возрасте» является изучение самооценки в подростковом
возрасте.
Объект исследования: самооценка в подростковом возрасте.
Предмет исследования: формирование и возможности диагностики
самооценки в подростковом возрасте.
Основные задачи курсовой работы:
1. Теоретический анализ психологической литературы, посвященной
самооценке;
2. Теоретическое исследование факторов и закономерностей формированию
самооценки в подростковом возрасте.
3. Анализ и подбор методов диагностики самооценки в подростковом
возрасте.
Гипотеза заключается в том, что самооценка подростка формируется на
основе опыта коммуникаций в школе и дома, а также в его умении оценивать свои
способности и результаты своих действий.
Метод исследования: теоретический анализ литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка использованной литературы.
Заключение:
Проведенный нами анализ литературы показал, что в настоящее время
исследования самооценки человека в процессе его жизнедеятельности имеют большое
значение в психологической теории и практике .
Самооценка – это, пожалуй, одно из наиболее значимых в жизни человека
качеств. Она начинает формироваться в достаточно раннем детстве и формирует
дальнейшая жизнь человека. Именно благодаря ей зачастую определяется наша
успешность в обществе, достижения желаемого, гармоничное и бесконфликтное
сосуществование с самим собой [2, c.34].
Самооценка – это оценивание человеком своих достоинств и недостатков,
поступков и действий, определение для самого себя своей значимости в обществе.
Для более точной характеристики личности существуют различные виды самооценки.
Характер развития самооценки современных подростков в существенной мере
определяется объективными (политика, экономика, культура, средства массовой
информации, стратегия воспитания) и субъективными условиями (акцентуация черт
характера, опыт взаимодействия с окружающими людьми, поиск индивидуального
способа включения в действительность, социальная активность, нравственно —
религиозные установки, которые могут влиять как положительно, так и
отрицательно).
Формирование самооценки подростков может быть обеспеченно при условиях
принятия подростком себя, адекватного представления о себе, уверенности в себе
и отсутствии чувства вины.
Кроме
того, важным условием в формировании положительной самооценки в подростковом
возрасте является система управлений и тренингов, которые могут проводиться как
при индивидуальных обращениях к специалисту, так и в ходе учебной деятельности
как часть совместной работы педагога и школьного психолога.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования 1.1.
Основные подходы к изучению самооценки Самооценка – это, пожалуй, одно из наиболее значимых в жизни человека
качеств. Она начинает формироваться в достаточно раннем детстве и формирует
дальнейшая жизнь человека. Именно благодаря ей зачастую определяется наша
успешность в обществе, достижения желаемого, гармоничное и бесконфликтное
сосуществование с самим собой [2, c.34].
В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных
смыслов индивида.
Люди с высокой самооценкой ценят свою индивидуальность, развиваются во
всех сферах своей деятельности, радуются достигнутым успехам, поражения же
воспринимают как ценный опыт. Такие люди уверенны в себе и своих силах, они без
особого труда принимают решения, не боятся перемен. Человек с адекватной
самооценкой ставит себе цели в жизни, и уверенно идет к ним [18, c.114].
Высокая самооценка – это качество успешных людей, счастливых людей
живущих в гармонии с собой.
При низкой самооценке человек не уверен в себе, он робок, застенчив,
стеснителен, боится высказать свое мнение, часто испытывает необоснованное
чувство вины. Такой человек легко внушаем, всегда прислушивается мнению со
стороны, боится критики. Боится осуждения и неодобрения со стороны окружающих,
боится принять «неправильное» решение, поэтому зачастую не принимает никаких
решений. Человек считает себя неудачником, не видит и не ценит свои хорошие
качества.
Чаще всего низкая самооценка формируется в детстве, благодаря
особенностям воспитания, при котором ребенка постоянно упрекали, обвиняли,
всячески показывали свою неуверенность в его успехе, преувеличивали недостатки
и преуменьшали или полностью игнорировали его достоинства.