Общая психология и психология личности Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Самооценка личности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты проблемы развития самооценки личности 4

1.1 Анализ литературы самооценки личности 4

1.2 Состояние изученности личности в российской и зарубежной психологии 5

ГЛАВА 2 Самооценка личности: сущность, психологическая структура, функции, характеристика личностных компонентов 12

2.1 Содержание понятия «самооценка», «оценка» как психолого-педагогической категории 12

2.2 Функции и структура самооценки личности 15

ГЛАВА 3 Фактор формирования самооценки 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

  

Введение:

 

Данная курсовая работа посвящена проблеме самооценке личности как объекта психологического исследования.

Прежде всего, нужно отметить, что интересующая нас проблема относится к более широкому проблемному полю изучения личности и самосознания, а также воли и волевых качеств личности человека.

Кроме того, необходимо подчеркнуть актуальность и значимость данной проблемы. Дело в том, что, как и другие волевые качества личности, самооценка в себе во многом обуславливает характер активности человека в процессе его жизненного пути, а воспитание уверенности в себе позволяет ребенку в процессе социализации добиваться более высоких результатов учебной и внеучебной деятельности. В дальнейшем самооценка в себе необходима взрослому человеку для планирования и реализации своего профессионального пути, карьерных достижений и т.д. В определенном смысле самооценку в себе можно рассматривать как своего рода универсальное профессионально-значимое качество во всех сферах профессиональной деятельности, особенно если мы говорим о социономических профессиях (менеджер, педагог, психолог, врач и т.д.).

Социальное развитие, демократизация и гуманизация современного общества повышают требования к формированию активной, созидающей личности, которая может самостоятельно регулировать свое поведение и деятельность, определять пути и средства их реализации.

На сегодняшний день самооценка является важнейшим фактором формирования личности. Именно она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.

В отечественной и зарубежной психологической науке проблемой самооценки личности занимались такие ученые, как Е.А. Серебрякова, О.А. Черникова, В.Г. Ромек, А.И. Крупнов, М.А. Селиверстова, Е.П. Щербаков, А. Сальтер, Д. Вольпе, К. Рудестам и др. Данные исследователи анализировали сущность самооценки личности, ее психологическую структуру, а также изучали параметры самооценки.

В данной работе проводится изучение проблемы самооценки личности как объекта психологического исследования в теоретическом аспекте.

Объект исследования – личность.

Предмет исследования – самооценка личности как объект психологического исследования.

Цель исследования – изучение самооценки личности.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.

2. Выяснить самооценку личности: сущность, психологическую структуру, функции, характеристику личностных компонентов.

3. Определить фактор формирования самооценки.

Основными методами исследования выступили теоретические методы.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованных источников.

Объем работы: 27 страниц печатного текста.

Список использованной литературы содержит 17 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование самооценки личности как объекта психологического исследования предполагало теоретическую разработку проблемы.

В результате теоретического анализа было выявлено, что исследование самооценки личности в отечественной психологии имеет междисциплинарный характер и распространяется на экономику, политику и другие сферы жизнедеятельности человека. Также было выявлено, что самооценка – это волевое качество личности, ядром которого выступает устойчивое позитивное отношение индивида к собственным навыкам, умениям и способностям, проявляющимся в общении и предполагающим его личную вовлеченность.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств отношение человека к самому себе, является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, которое определяется отношением его действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит — уровень притязаний. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Существенные изменения в самооценке проявляются тогда, когда достижения связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у нее необходимых способностей.

Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности, личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.

В соответствии с привычного целостного восприятия человека, единства чувств, ума и воли проявления самооценки могут быть представлены эмоциональными, познавательными и волевыми формами. На социально-психологическом уровне выделяется поведенческая форма самооценки. При этом самооценка в составе самосознания позволяет осуществлять не только функцию саморегуляции поведения, но и две другие: психологической защиты и когнитивную (познавательную) функцию.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты проблемы развития самооценки личности

1.1 Анализ литературы самооценки личности

Теоретический анализ литературы свидетельствует о том, что содержание самооценки многоаспектно и сложно (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, О.М. Анисимова, М.И. Лисина, А.И. Липкина, В.В. Столина, Е.В. Шорохова). Их исследования посвящены вопросам онтогенеза самооценки, ее структуры, функций, возможностями и закономерностями формирования.

Ананьев Б.Г. указывает на отношение к себе как на некий интегративный уровень развития личности.

Самоактуализирующиеся личности – это личности с оптимальной самооценкой, не сниженной, но и не завышенной. По мнению Анцифировой Л.И., их отличает выраженная потребность в самораскрытии своих сил и возможностей.

На основании экспериментальных данных доказано, что поведение человека зависит от самооценки. С тем, что Я-концепция – это определенная система, контролирующая поведение индивида, согласны многие психологи. Л.И. Анцифирова, Р. Бернс указывают, что поведенческие характеристики, как одно из базовых качеств личности, способной к самостоятельности, к деятельной эффективности. Автор приходит к выводу, что самооценка как интегральная характеристика личности выступает в качестве регулятора поведения [4].

О.М. Анисимова, Р. Бернс выделяют две основные формы самооценки:

— Частная, которая отражает оценку субъекта своих конкретных проявлений и качеств;

— Общая самооценка отражает принятие или неприятие личностью себя.

Вместе с тем Р. Бернс в структуре самооценки выделяет два компонента: когнитивный и эмоциональный. Когнитивный компонент отражает знания человека о себе, а эмоциональный – отражает отношение человека к себе.

Л.С. Выгодский указывает, что в процессе обучения в начальной школе интенсивно развивается когнитивный компонент самооценки, что связано с развитием понятийных форм мышления [5].

По мнению М.Г. Казакиной, результат нравственного формирования личности существенно зависит от правильной самооценки нравственных проявлений.

В исследовании Х. Хекхаузена приводятся данные, что лица с низкой самооценкой имеют устойчивую тенденцию приписывать успехи случаю, своим низким способностям, а лица с высокой самооценкой в большей степени считают, что неудача – дело случая, а успех – результат их способностей.

Потребность самоуважения, значит и самооценки, рассматривается в работах В.Н. Кудрявцева как очень важная, которая в основном определяет поступки и все поведение взрослого человека.

Таким образом, теоретический анализ свидетельствует о том, что самооценка – сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности, которое, прежде всего, выполняет регулятивную функцию.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы