Курсовая теория на тему Самооценка личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты проблемы развития самооценки личности 4
1.1 Анализ литературы самооценки личности 4
1.2 Состояние изученности личности в российской и зарубежной психологии 5
ГЛАВА 2 Самооценка личности: сущность, психологическая структура, функции, характеристика личностных компонентов 12
2.1 Содержание понятия «самооценка», «оценка» как психолого-педагогической категории 12
2.2 Функции и структура самооценки личности 15
ГЛАВА 3 Фактор формирования самооценки 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Введение:
Данная курсовая работа посвящена проблеме самооценке личности как объекта психологического исследования.
Прежде всего, нужно отметить, что интересующая нас проблема относится к более широкому проблемному полю изучения личности и самосознания, а также воли и волевых качеств личности человека.
Кроме того, необходимо подчеркнуть актуальность и значимость данной проблемы. Дело в том, что, как и другие волевые качества личности, самооценка в себе во многом обуславливает характер активности человека в процессе его жизненного пути, а воспитание уверенности в себе позволяет ребенку в процессе социализации добиваться более высоких результатов учебной и внеучебной деятельности. В дальнейшем самооценка в себе необходима взрослому человеку для планирования и реализации своего профессионального пути, карьерных достижений и т.д. В определенном смысле самооценку в себе можно рассматривать как своего рода универсальное профессионально-значимое качество во всех сферах профессиональной деятельности, особенно если мы говорим о социономических профессиях (менеджер, педагог, психолог, врач и т.д.).
Социальное развитие, демократизация и гуманизация современного общества повышают требования к формированию активной, созидающей личности, которая может самостоятельно регулировать свое поведение и деятельность, определять пути и средства их реализации.
На сегодняшний день самооценка является важнейшим фактором формирования личности. Именно она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.
В отечественной и зарубежной психологической науке проблемой самооценки личности занимались такие ученые, как Е.А. Серебрякова, О.А. Черникова, В.Г. Ромек, А.И. Крупнов, М.А. Селиверстова, Е.П. Щербаков, А. Сальтер, Д. Вольпе, К. Рудестам и др. Данные исследователи анализировали сущность самооценки личности, ее психологическую структуру, а также изучали параметры самооценки.
В данной работе проводится изучение проблемы самооценки личности как объекта психологического исследования в теоретическом аспекте.
Объект исследования – личность.
Предмет исследования – самооценка личности как объект психологического исследования.
Цель исследования – изучение самооценки личности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.
2. Выяснить самооценку личности: сущность, психологическую структуру, функции, характеристику личностных компонентов.
3. Определить фактор формирования самооценки.
Основными методами исследования выступили теоретические методы.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованных источников.
Объем работы: 27 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 17 источников.
Заключение:
Проведенное исследование самооценки личности как объекта психологического исследования предполагало теоретическую разработку проблемы.
В результате теоретического анализа было выявлено, что исследование самооценки личности в отечественной психологии имеет междисциплинарный характер и распространяется на экономику, политику и другие сферы жизнедеятельности человека. Также было выявлено, что самооценка – это волевое качество личности, ядром которого выступает устойчивое позитивное отношение индивида к собственным навыкам, умениям и способностям, проявляющимся в общении и предполагающим его личную вовлеченность.
Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.
Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств отношение человека к самому себе, является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.
Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, которое определяется отношением его действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит — уровень притязаний. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Существенные изменения в самооценке проявляются тогда, когда достижения связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у нее необходимых способностей.
Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности, личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.
В соответствии с привычного целостного восприятия человека, единства чувств, ума и воли проявления самооценки могут быть представлены эмоциональными, познавательными и волевыми формами. На социально-психологическом уровне выделяется поведенческая форма самооценки. При этом самооценка в составе самосознания позволяет осуществлять не только функцию саморегуляции поведения, но и две другие: психологической защиты и когнитивную (познавательную) функцию.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты проблемы развития самооценки личности
1.1 Анализ литературы самооценки личности
Теоретический анализ литературы свидетельствует о том, что содержание самооценки многоаспектно и сложно (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, О.М. Анисимова, М.И. Лисина, А.И. Липкина, В.В. Столина, Е.В. Шорохова). Их исследования посвящены вопросам онтогенеза самооценки, ее структуры, функций, возможностями и закономерностями формирования.
Ананьев Б.Г. указывает на отношение к себе как на некий интегративный уровень развития личности.
Самоактуализирующиеся личности – это личности с оптимальной самооценкой, не сниженной, но и не завышенной. По мнению Анцифировой Л.И., их отличает выраженная потребность в самораскрытии своих сил и возможностей.
На основании экспериментальных данных доказано, что поведение человека зависит от самооценки. С тем, что Я-концепция – это определенная система, контролирующая поведение индивида, согласны многие психологи. Л.И. Анцифирова, Р. Бернс указывают, что поведенческие характеристики, как одно из базовых качеств личности, способной к самостоятельности, к деятельной эффективности. Автор приходит к выводу, что самооценка как интегральная характеристика личности выступает в качестве регулятора поведения [4].
О.М. Анисимова, Р. Бернс выделяют две основные формы самооценки:
— Частная, которая отражает оценку субъекта своих конкретных проявлений и качеств;
— Общая самооценка отражает принятие или неприятие личностью себя.
Вместе с тем Р. Бернс в структуре самооценки выделяет два компонента: когнитивный и эмоциональный. Когнитивный компонент отражает знания человека о себе, а эмоциональный – отражает отношение человека к себе.
Л.С. Выгодский указывает, что в процессе обучения в начальной школе интенсивно развивается когнитивный компонент самооценки, что связано с развитием понятийных форм мышления [5].
По мнению М.Г. Казакиной, результат нравственного формирования личности существенно зависит от правильной самооценки нравственных проявлений.
В исследовании Х. Хекхаузена приводятся данные, что лица с низкой самооценкой имеют устойчивую тенденцию приписывать успехи случаю, своим низким способностям, а лица с высокой самооценкой в большей степени считают, что неудача – дело случая, а успех – результат их способностей.
Потребность самоуважения, значит и самооценки, рассматривается в работах В.Н. Кудрявцева как очень важная, которая в основном определяет поступки и все поведение взрослого человека.
Таким образом, теоретический анализ свидетельствует о том, что самооценка – сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности, которое, прежде всего, выполняет регулятивную функцию.