Курсовая теория на тему Самооценка как фактор успешности ребенка старшего школьного возраста в учебной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1
Теоретические основы исследования самооценки в психологической науке 5
1.1. Понятие
самооценки в психологической науке. 5
1.2. Функции
и сущностные признаки самооценки. 9
1.3
Классификация видов самооценки. 11
Глава 2
Анализ особенностей влияния самооценки на успешность учебной деятельности в
старшем школьном возрасте. 17
2.1
Особенности самооценки старшеклассника в учебной деятельности. 17
2.2
Характеристика взаимосвязи самооценки и успешности учебной деятельности в
старшем школьном возрасте. 24
Заключение. 26
Список
литературы.. 27
Введение:
Период
обучения в старших классах является весьма значимым периодом в жизни человека. Этот
этап связан с активным личностным и профессиональным самоопределением человека,
выбором будущей профессии, жизненной стратегии. На данном этапе формируется
ценностная система человека, его нравственные установки и ориентиры,
представления о себе и о других. На данном этапе происходит окончательное
становление самооценки личности. Самооценка представляет комплекс представлений
человека о себе, его отношение к себе, которое формируется на основе
самостоятельного анализа собственной деятельности, поведения, сравнения их с
некоторыми социальными образцами и нормами, а также на основе оценок,
транслируемых окружающих. Несомненно, самооценка оказывает влияние на все виды
деятельности старшеклассника, в том числе на учебную деятельность.
Учебная
деятельность имеет большое значение в данном возрасте. В данном виде деятельности
происходит подготовка старшеклассника к будущему профессиональному обучению и
профессиональной деятельности. Успешность в учебной деятельности определяет во
многом отношение самого юноши к себе и отношение к нему окружающих. Таким
образом, можно предположить, что самооценка оказывает определенное влияние на
успешность старшеклассника в учебной деятельности и, наоборот, успешность в
учебной деятельности может в некоторой степени повысить или понизить степень
самооценки.
Цель
исследования: изучить особенности взаимосвязи самооценки и успешности учебной
деятельности учащихся старших классов.
Задачи
исследования:
1. Проанализировать представления о сущности
феномена «самооценка» в психологии;
2. Охарактеризовать функции, компоненты, виды
самооценки;
3. Рассмотреть особенности самооценки в
старшем школьном возрасте;
4. Проанализировать взаимосвязь самооценки и
успешности учебной деятельности в старшем школьном возрасте.
Объект
исследования: учащиеся старшего школьного возраста.
Предмет
исследования: взаимосвязь самооценки и успешности учебной деятельности в
старшем школьном возрасте.
Методы
исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной
информации.
Заключение:
Старший
школьный возраст возраст характеризуется становлением многих аспектов личности.
Одним из наиболее значимых новообразований в данном возрасте является
самооценка как один из компонентов самосознания.
Самооценка
старшеклассника складывается из внешней оценки его деятельности и поведения и
собственных представлений о себе, причем внешняя оценка является весьма
значимой.
Т.к.
одной из основных форм деятельности, которую осуществляет школьник в данном
возрасте, является учебная деятельность, то можно говорить о том, что главный
критерий успешности учебной деятельности – успеваемость, также оказывает
значительное влияние на становление самооценки старшеклассника. Иногда это
влияние становится решающим. Причем не всегда объективная оценка успеваемости и
самооценка связана с реальным уровнем способностей ребенка в данном возрастном
периоде.
Зачастую
успеваемость и оценка школьных успехов ребенка со стороны учителей и
сверстников становится основой для формирования общей самооценки личности и
оказывает влияние на отношение субъекта к себе в течение всей последующей
жизни.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы исследования самооценки в
психологической науке
1.1. Понятие самооценки в психологической науке Самооценка
выступает в качестве составляющего компонента самосознания, в который включена
параллельно с представлениями о себе, оценка субъектом собственных физических характеристик,
способностей, нравственных установок и действий [1].
В
зарубежной психологии самооценка анализируется в составе «Я – концепции»,
которая интерпретируется как сочетание всех представлений субъекта о себе, соотносящаяся
с их оценкой [1].
Содержание
«Я – концепции» содержит в себе:
1)
«Я – Образ» — сочетание представления человека о самом себе;
2)
Самооценка. С точки зрения Н. И. Козлова самооценка – это то, насколько высоко
или низко субъект оценивает свои личные характеристики и потенциал [1].
3)
Реакция в поведении, то есть конкретные действия, которые формируются, как итог
взаимодействия «Я – Образа» и самооценкой.
Зигмунд
Фрейд описывает человека, как существо, которое контролирует собственную
агрессию, а инстинкты функционируют на подсознательном уровне. Он придерживался
мнения, что человек не осознает себя, а также источники собственных действий и
поведения. Соответственно, Фрейд мало уделял внимания феномену самооценки,
которую в значительной мере он соотносится с функцией «суперэго».
С.
Куперсмит под термином «самооценка» подразумевает «отношение человека к себе,
которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Это отношение
проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет
убежденность индивида в своей ценности, значимости» [1].