Курсовая теория на тему Самодеятельное художественное творчество в СССР: историко-культурный анализ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы исследования самодеятельного
художественного творчества в СССР. 5
1.1 Понятие
и функции самодеятельного художественного творчества. 5
1.2 Самодеятельное
художественное творчество СССР в историко-культурных исследованиях. 9
Глава 2. Историко-культурный анализ советской художественной
самодеятельности 15
2.1 Возникновение и развитие самодеятельного художественного
творчества в СССР 15
2.2 Виды и жанры советской художественной самодеятельности. 20
2.3 Влияние советской художественной самодеятельности на
общество. 24
Заключение. 27
Список литературы. 28
Введение:
Актуальность
темы. В процессе непрерывного культурогенеза происходит
периодическая смена культурных парадигм, отход от одних идей, ценностей и
способов понимания мира и социальных действий, а также возврат к другим, их
обновление и реинтродукция. Каждая эпоха оставляет и закрепляет свой смысловой
и социотехнический вклад в культуру, которая, входя в фонд культурного наследия
и входя в историю, сохраняет свое самостоятельное культурное значение. На
следующем этапе, в новой ситуации, элементы культурных систем прошлого могут быть
востребованы, обновлены и переведены в общественное сознание и культурную
практику из пассивного в активный [4, с.15-16]. Проблемы удовлетворения
художественных и эстетических потребностей и возможности самовыражения остаются
неизменными даже для современного человека 21 века.
Одно из направлений, которое может
пробудить и удовлетворить эти человеческие потребности, — любительское
искусство (самодеятельность, любительство). Последний, в зависимости от
социально-исторических условий развития общества и как многогранное и
разнообразное проявление досуга, постоянно развивается. При всей
неоднозначности этого явления в современной культуре самодеятельность напрямую
или часто ассоциируется с традиционным народным творчеством, фольклором.
Акцентируя внимание на социальной
организации различных воплощений фольклора в пределах досуга и любительской
сцены, самодеятельное художественное творчество является непременным спутником советского
социума и составляет весомую часть его духовной культуры. Проявление интереса к
изучению фольклора, народных традиций, обычаев, обрядов, ремесел, традиционного
наряда — тех составляющих народного искусства, создают самобытный и
неповторимый образ культуры регионов России, их воспроизведения в репертуаре
творческих художественных коллективов, сценических костюмах, появление
современных нетрадиционных фольклорных групп несценичной ориентации,
многочисленных вокально-инструментальных ансамблей, фолк-, рок- и этно-групп,
театров-студий и т.д., во-первых, обеспечивают культурным процессам
непрерывность их развития, во-вторых, является тем важным источником, полнит
профессиональное искусство. Следовательно, как явление историко-культурного
освоения действительности средствами народного искусства самодеятельное
художественное творчество составляет ключевой элемент фольклористики как
артефакта фольклора, а народный талант, заявил свои права на участие в общем
культурном процессе, требует активной поддержки общества.
Степень
изученности темы. В изучении художественной
самодеятельности в настоящее время определились подходы, позволяющие
рассматривать досуг и клуб как: воспитательное учреждение; досуговый,
развлекательный центр; учреждение культуры; социокультурные центр, а именно:
педагогический (М. Болотова, А. Воловик, В. Воловик, А. Володина, Е.
Григорьева, Т. Дедурина, В. Дуликов, И. Ерошенков, Т. Киселева, Ю.
Красильников, Е. Литовкин, Г. Новикова, В. Рябушев, М. Ярошенко), досуговый (Г.
Аванесова, Г. Азарова, И. барчуков, А. Батнасунов, А. Жарков, Е. Клюск, В.
Попов, Ф. Попова, А. Сасихов, В. Чижиков, Д. Шамсутдинов) и культурологический
(М. Ариарський, Г. Бирженюк, Г. Карпов, В. Кирсанов, А. Ковальчук , И.
Колинько, Б. Колтынюк, А. Марков, А. Первушина, А. Соколов, Ю. Стрельцов).
Объект
исследования – теоретические основы исследования
самодеятельного художественного творчества в СССР.
Предмет
исследования – историко-культурный анализ советской
художественной самодеятельности.
Цель
исследования – изучить самодеятельное художественное
творчество в СССР:
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи: изучить
понятие и функции самодеятельного художественного творчества; рассмотреть самодеятельное
художественное творчество СССР в историко-культурных исследованиях; изучить
процесс возникновения и развития самодеятельного художественного творчества в
СССР; определить виды и жанры советской художественной самодеятельности; исследовать
влияние советской художественной самодеятельности на общество.
Методы
исследования: исследование основывается на следующих
общенаучных методах: описание, анализ и обобщение литературы, синтез полученной
информации, систематизация, изучение архивных и научных статей.
Структура
исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Выбор общества, народа (как и
человечества в целом) очень отличается в разные времена. В эпоху стремительного
научно-технического, экономического, информационного прогресса и одновременно
смены ценностных ориентаций, социокультурных трансформаций в контексте
глобального информационного пространства жизненный опыт, присущий народной
мудрости, становится источником художественных произведений. Народное
искусство, сохраняя родовую связь с художественными образами массовой культуры,
сохраняет единство духовной культуры прошлого с настоящим. Широко
распространенный особый интерес народных артистов к прошлому — их детству,
юности, русской истории — демонстрирует необходимость сохранения целостности
духовной жизни русского народа, экстраполируя ее из прошлого в настоящее.
Следовательно, актуализируется роль русской народной художественной культуры, в
том числе самодеятельного художественного творчества (любительского искусства),
как содержательной части духовной культуры советского народа, заслуживает
пристального внимания ученых.
Таким образом, в 1950-1960-е гг. в СССР
была развита инфраструктура, которая качественно обеспечивала течение года
досуга студентов. Творческая и любительская деятельность подвергались
постоянному воздействию и контролю со стороны государства, таким образом решала
собственные идеологические, политические и нравственные проблемы. Однако
индивидуальное публично-зрелищное потребление культуры; общение, развлечения;
пассивный отдых меньше подвергались или совсем не подвергались непосредственному
государственному влиянию, поэтому они пользовались большей популярностью среди
молодежи. Все виды отдыха способствовали воспитанию всесторонне развитой и
духовно богатой личности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования самодеятельного
художественного творчества в СССР
1.1 Понятие и функции самодеятельного художественного творчества
Самодеятельное художественное творчество в
России представлена широким спектром социальной активности и детского
творчества, а именно: любительскими народными и образцовыми хорами и часовнями,
театрами и ансамблями танца и песни, инструментальными музыкальными оркестрами,
группами, цирковыми студиями, клубами по интересам, мастерскими и тому
подобное.
Ведущей задачей самодеятельного
художественного творчества является организация многообразных форм досуга и
отдыха с целью развития общественной активности, рост творческого потенциала,
создание условий для полной самореализации индивидуальности в сфере досуга.
Известно, что у человека, с детства привлеченной к искусству, в частности
народного творчества, фольклора, меняется весь уклад жизни. По сути, духовные
изменения в человеке более глубоким и многогранным образом экстраполируются на
отношения с природой, искусством и людьми вокруг них. Личность становится
интереснее, ярче. Дети, прошедшие школу художественной самодеятельности,
естественно тянутся к хорошей музыке, искренним народным песням, хорошей книге,
фильму, с удовольствием разговаривают, навсегда сохраняют стремление к
творчеству, стремление к красоте в жизни и призвание к дарить красоту
окружающим людям. Итак, цель статьи — рассмотреть культурологические аспекты
концептуализации содержания самодеятельного художественного творчества,
раскрыть ее особенности, подходы, основные этапы развития и ведущие задачи [9].
Главными признаками
самодеятельного художественного творчества является функционирование в сфере
свободного времени (досуга), добровольное участие в работе любительского
коллектива, инициатива, активность,