Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Самоактуализация личности подростка и особенности ее развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1 Теоретические основы
самоактуализации личности. 5
1.1 Содержание понятия
«самоактуализация» в психологической науке. 5
1.2 Характеристики
самоактуализированной личности. 12
1.3 Развитие самоактуализации. 17
ГЛАВА 2 Особенности процесса
самоактуализации подростков. 19
2.1 Психологические особенности
подросткового возраста. 19
2.2 Особенности развития
самоактуализации личности подростка. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 30

  

Введение:

 

Актуальность темы. В
условиях современных социальных и экономических преобразований выдвигаются
высокие требования к личности человека и, в первую очередь, к его способности
самостоятельно сделать свой жизненный выбор и достигать поставленных целей.

Сейчас проблема развития
и реализации человеческого потенциала возникает в качественно новом аспекте. По
мнению психолога Г. Костюка особенно актуален вопрос относительно необходимости
создания условий для усиления мотивации подростков к личностному росту,
развития творческого потенциала личности и ее самоактуализации, что требует
решения насущной проблемы изучения условий саморазвития личности, ее самоактуализации. Современная психология
утверждает, что потребность в реализации накопленных сил наиболее актуальна в
подростковом возрасте. Этот период называют возрастом " интеграции самосознания
"(Л. Выготский), "самоидентификации" (Э. Эриксон),"открытие"
я "(И. Кон), "поиск решений" (A. Мудрик). Таким образом, несмотря
на разногласия в понимании источников развития личности, практически все научные
школы признают подростковый возраст сенситивным для саморазвития, самоактуализации.

Понятие
"самоактуализация" означает устойчивые положительные изменения в личности,
реализацию ее природного потенциала: стремление человека стать таким, каким он
может стать (А. Маслоу); силу, которая заставляет человека развиваться на самых
разнообразных уровнях — от овладения моторными навыками к высшим творческим
взлетам (К. Роджерс); полную реализацию истинных возможностей (К. Хорни).
Самоактуализацию рассматривают как многомерный феномен, охватывающий
всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала
человека, максимальную реализацию его возможностей, адекватное восприятие
окружающего мира и своего места в нем, богатство эмоциональной и духовной
жизни, высокий уровень физического здоровья и нравственности (Л. Я. Гозман, М.
В. Кроз, М. В. Латинская).

В то же время, анализ
литературы по этой проблеме свидетельствует о сложности и неоднозначность
трактовки понятия «самоактуализация», выделение основных компонентов ее
структуры и особенностей проявления в различных сферах жизнедеятельности и на
разных возрастных этапах. Феномен самоактуализации часто заменяется различными
терминами, такими как «самореализация», «самодетерминация», «самоутверждения»,
«самоопределение» и тому подобное, поэтому особого внимания требует уточнение
самого понятия, выделение основных критериев или признаков, отличающих
самоактуализацию от других категорий «само».

Общество является
сочетанием большого количества индивидов, которые так или иначе влияют друг на
друга, создавая общую картину развития культуры в целом. Развитие отдельной
личности есть достаточно актуальным вопросом, так как сегодня общество ставит
перед ее членами высокие требования в отношении уровня социальной и
индивидуальной компетентности, готовности к самоорганизации в различных видах
жизнедеятельности. Динамическое развитие общества требует от личности
постоянной работы над собой, планирования своего будущего, профессионального
самоопределения, ответственности за себя и за реализацию своего внутреннего
потенциала. Проблемой современности можем считать недостаточный уровень
развития и популяризации такого явления как самоактуализация личности, особенно
в тех случаях, когда речь идет о личности подросткового возраста. В период
стремительного технологическому и информационному развитию уделяется недостаточно
внимания развитию внутренних качеств личности и ее культурно-духовному
обогащению.

Объект исследования –
личность подростка.

Предмет исследования – процесс
самоактуализации личности подростка и особенности ее развития.

Цель работы – рассмотреть
самоактуализацию личности подростка и особенности ее развития.

Для реализации
поставленной цели нам необходимо рассмотреть следующие задачи:

1. Рассмотреть содержание
понятия «самоактуализация» в психологической науке.

2. Раскрыть характеристики
самоактуализированной личности.

3. Выяснить развитие
самоактуализации.

4. Проанализировать психологические
особенности подросткового возраста.

5. Изучить особенности
развития самоактуализации личности подростка.

Для решения поставленных
задач использованы методы: теоретический анализ научно-методических источников,
синтез, обобщение, сравнение, конкретизация.

Структура работы:
курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современной научной
терминологии самоактуализация определена как внутренняя активность субъекта,
целью которой является выявление потенциальных возможностей, ценностей и
смыслов. Результатом такой активности является становление человека как
субъекта собственной жизнедеятельности. Как существенные признаки феномена самоактуализации,
как комплекс личностных свойств рассматривают осмысленность, интенциональность,
процессуальность, результативность.

Обобщая опыт изучения
различными авторами проблемы самоактуализации личности, мы пришли к выводу, что
теоретическими и практическими принципами такого личностного подхода являются:

— общая психологизация
учебного процесса с использованием предметной и личностной дифференциации и
интеграции обучения;

— концепция
психологической структуры личности;

— использование
комплексной психодиагностики и концептуальной интерпретации полученных
результатов;

— психологическое
изучение своеобразия личности подростков, дающее возможность выявить личностную
исключительность детей по подструктурам и социально-психолого-индивидуального
измерения личности.

Важным моментом в
процессе самоактуализации личности подростка является принятие ответственности
за свои действия. Самоактуализация — это постоянный процесс развития своих
потенциальных возможностей с целью достижения творческой зрелости. За определением
В. Франкла, «самоактуализация — это не конечное предназначение человека. Она
является следствием и результатом осуществления смысла жизни».

Исходя из исследования
работ основоположников теории самоактуализации, мы пришли к выводу, что логично
рассматривать процесс самоактуализации подростков как врожденную потребность, а
социальную среду, его ценности и нормы будут определять, станет ли эта
потребность доминирующей.

Таким образом,
самоактуализацию подростков в нашем исследовании мы рассматриваем как процесс
актуализации подростком собственного потенциала, внутренних ресурсов и
использования их как средств и способов реализации сути жизнедеятельности.

Осуществленный нами
анализ понятий «самоактуализация» и «самоактуализация подростков» станет в
дальнейшем основой при определении оптимальных социально-педагогических условий
указанного процесса.

К сожалению, в настоящее
время проблеме самоактуализации личности, самосовершенствования в процессе
обучения ученика уделяется недостаточно внимания. Учащиеся зачастую не имеют
возможности проявить себя, развить свои способности, раскрыть свои таланты. В
современной школе стремятся дать как можно больше знаний. Но радует то, что
проблема самоактуализации уже волнует современных педагогов и психологов.
Необходимо введение специальных курсов в школьное расписание, например, по
психологии и педагогике, которые могли бы помочь учащимся осознать свои
возможности, адекватно оценить их и получить возможность актуализировать свой
потенциал.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 Теоретические основы самоактуализации личности 1.1 Содержание понятия «самоактуализация» в психологической
науке Проблема самоактуализации
личности считается одной из фундаментальных проблем человеческого бытия,
поскольку именно благодаря этому процессу индивид приобщается к обществу,
гармонично и сбалансировано раскрывается в нем, осуществляя возможности
развития своего «Я».

Термин «самоактуализация»
(Self-actualisation) происходит от слова "актуализация", что означает
" переход от состояния возможностей к состоянию действительности» [13].
"Self" превращает объективное местоимение в рефлексивное (объект, на направленное
действие, и субъект этого действия совпадают). «В этом смысле «self» – это личность,
которая одновременно совершает действие и испытывает его». Самоактуализация характеризуется
как несколько синтезированное, охватывающее всесторонне и непрерывное развитие
творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию его возможностей,
адекватное восприятие окружающего мира и своего места в нем, богатство
эмоциональной и духовной жизни, высокий уровень физического здоровья и нравственности
[13].

Основы гуманистического
подхода к человеку, теории самоактуализации были заложены в экзистенциальной
философии, разработанной европейскими мыслителями и писателями (Ф. Брентано, М.
Бубер, Э. Гуссерль, А. Камю, С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Ж-П. Сартр, К.
Ясперс).

Первым ввел в научный
оборот понятие "самоактуализация" нейрофизиолог К. Гольдштейн с целью
философского определения универсального принципа жизни, основного и
единственного мотива в человеческой жизни. Различия в направлениях и целях
самоактуализации

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы