Курсовая теория Экономические науки Экономика

Курсовая теория на тему Рынок, его сущность и функции. Типы рыночных структур в экономике современной России.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
1 Сущность рынка и его функции 5
1.1 Понятие и сущность рынка 5
1.2 Функции рынка 11
2 Научные подходы к типологизации рыночных структур в современной экономике России 14
2.1 Сущность рыночных структур в современной экономике России 14
2.2 Типологизация рыночных структур в современной экономике России 16
Заключение 23
Список литературы 24

 

  

Введение:

 

товаров и услуг заключается в их потреблении, то очевидно, что рынок является решающим условием прямой и обратной связи между производством и потребителем, выполняя функции обмена и распределения материальных и духовных благ. На рынок распространяется действие всех экономических законов товарного производства.
Рынок регулирует производство и оборот товаров; устанавливает и поддерживает определенные оптимальные пропорции в товарном производстве; он стимулирует постоянное повышение производительности труда и развитие производительных сил общества; он распределяет доходы, прибыль между его субъектами, а, следовательно, дифференцирует их (субъектов) по их доходам, богатству, благополучию, разделяя их на богатых и бедных. Благодаря рынку происходит окончательное определение характера труда, воплощенного в товаре, и альтернативной стоимости или ценности товара. Продажа товара свидетельствует о том, что в нем содержится доля общественно-полезных затрат труда капитала, физических и духовных сил его создателя.
Непродаже товара свидетельствует, что общество не признало затраты труда и других ценностей на изготовление данного товара общественно-полезными, что эти расходы остались частными, индивидуальными, бесполезными для общества.
Осложнение и разнообразие экономической жизни общества в условиях информатизации и глобализации мирохозяйственного развития актуализируют проблему типологизации рыночных структур. Типологизация в пределах морфологии рынков включает: выявление сходства и различия разнообразия рыночных структур; поиск надежных способов идентификации рыночных структур; группировки рыночных структур с помощью идеализированного типа (модели); раскрытие их закономерностей и тенденций развития и др. Поэтому в данной курсовой работе типологизация рыночных структур является не самоцелью, а важным элементом их трансформации, следовательно, имеет как теоретическое, так и практическое значение.
Таким образом, рынок раскрывает противоречия между частным и общественным характером труда. На основе изложенного можно констатировать, что рынок в товарном производстве является общим регулятором производства и обращения товаров и услуг. Он диктует обществу сколько и каких продуктов следует проводить для удовлетворения совокупного спроса; производство каких товаров следует увеличить, а которых — сократить; какие отрасли производства следует развивать, а какие — сокращать и закрывать.
Ряд отечественных исследователей активно разрабатывает теоретические, методологические и практические вопросы, связанные с развитием рынка. В разработку данной проблемы весомый вклад внесли В. Андрийчук, В.М. Гееца, Ю.А. Лупенко, А.Н. Шпичака, П.Т. Саблука, Л.Ю. Мельника, И.И. Лукинова и многие другие ученые-исследователи. Однако, без внимания отечественных ученых в области рынка и рыночных отношений ощущается дефицит работ о том, что представляет собой рынок и системное представление о рыночной экономике как о единстве взаимосвязанных различных рынков.
Целью курсовой работы является обобщение сущность категории «рынок» и определить структурный аспект современного рынка.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
— рассмотреть понятие, сущность рынка и его функций;
— изучить научные подходы к типологизации рыночных структур в современной экономике России.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что рынок является основной движущей силой современного мирового хозяйства, который на основе спроса позволяет товаропроизводителям осуществить альтернативный выбор в производстве продукции исходя из имеющихся ресурсов, а потребителям на основе предложения удовлетворять собственные необходимости.
Обобщая существующие в научной литературе определения сущности рынка, считаем, что это среда, в которой люди вступают во взаимоотношения по поводу купли-продажи товаров и услуг, а также капитала по взаимосогласованной цене на основе спроса и предложения.
Сущность рынка полнее (системно) раскрывается в выполняемых им функциях. Рыночная система (рынок) служит не только механизмом, благодаря которому общество решает, как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию, но и само с ее помощью такие решения реализует на практике. Основными элементами функционирования рыночного механизма являются спрос, предложение и цена.
В основу типологизации рыночных структур могут быть возложены признаки: классические (тип продукта, контроль над рыночной ценой со стороны отдельной фирмы, барьеры вхождения в рынок, интенсивность и сила ценовой конкуренции, неценовая конкуренция, доступ к информации, уровень рентабельности) и новые, обусловленные прогрессирующей глобализацией экономики (характер соглашений между участниками, особенности взаимоотношений фирм и рынка, интенсивность и характер инноваций). Такой подход к типологизации рыночных структур, на наш взгляд, позволит оптимизировать государственную политику в сфере их регулирования.
Перспективы дальнейших исследований связаны с научными исследованиями и разработками государственного регулирования различных типов рыночных структур в условиях глобализации экономики.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Сущность рынка и его функции
1.1 Понятие и сущность рынка

В условиях разделения труда каждый производитель производит продукт (или услугу), потребительная стоимость которого его не интересует, то есть производит не просто продукт труда, а определенный товар, продукт для других. Но каким образом и на каких основаниях передать его другим?
Известно, что с давних времен производители обмениваются продуктами труда. Процесс такого обмена называется рыночный обмен, или просто рынок. Рынок формируется в процессе становления товарного хозяйства, это его обязательный и важнейший элемент. Потребность собственно рыночных отношений следует из тех же причин, обусловливающих разделение труда между экономически суверенными производителями в обществе. Рынок — это их следствие. Рынок стал необходимым с момента, когда человечество дифференцировало производство, то есть, когда община, а затем отдельная семья уже не производила для себя все необходимое, а началась специализация на различные виды деятельности.
Сначала под рынком понимали место, на котором продавцы и покупатели лично встречались. Первые — предлагали товары, а вторые — предъявляли на них спрос, торговались и выторговывали приемлемые для обеих сторон цены.
В частности, английский экономист XIX в. У. Джевонс понимал рынок как группу людей, которые вступают в деловые отношения и заключают крупные сделки относительно любого товара. Такой рынок был реальным местом торговли, физически ощутимым центром общественной жизни небольшого сообщества. По определению В. Даля, рынок также — площадь в городах и селах для торговли запасами питания на свободе (в воздухе), место съезда и ступеней продавцов и покупателей в определенные дни. Позже в экономической науке рынок стал определяться как воображаемое место, где и без личной встречи продавца и покупателя, путем сопоставления цен на вещи и объема их предложения уравновешивают спрос и готовность к поставке товара. Для этого, конечно, нужна информация.
В современной зарубежной экономической литературе определение рынка толкуется по-разному.
Рынок — любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом [3, с. 121-123].
Механизм, который объединяет предложение и спрос на определенный товар, называют рынком [4 с. 20-22].
Рынок означает место встречи предложения и спроса [7, с. 116-123].
Для «экономикс» в целом характерно определение рынка как места, где осуществляются покупка и продажа товара, взаимодействуют продавцы и покупатели. Но поскольку такая встреча в принципе не привязана к какому-либо определенному географическому месту, рынок можно охарактеризовать как систему организации обмена продуктами и услугами в хозяйстве с развитым распределением труда.
Подход к определению содержания рынка не является случайным. Рынок – это емкое и многогранное явление. К определению его содержания можно подходить с разных точек зрения. Именно это порождает плюрализм определений понятия рынка, и все они по-своему обоснованы. Если к этому вопросу подойти комплексно, то сущность рынка нужно определять в нескольких плоскостях.
В организационном и историческом плане: рынок — это публичное место в том или ином населенном пункте, пространство (зона, территория), где товары выставляются на продажу и происходят их купля-продажа или укладываются соглашения между субъектами рынка. В первоначальной форме это рынок в деревне. Но благодаря возможностям рекламы, это пространство может распространяться на все сферы, где возможен второй существенный элемент, а именно: встреча не только предложения и спроса, но одновременно взаимное предложение и взаимной спрос.
С позиций общественного производства рынок — это сфера обращения в общей структуре производства, сфера реализации произведенных товаров, совокупность актов купли-продажи, посредническая форма деятельности.
С точки зрения субъектов и объектов рынок представляет собой совокупность экономических отношений различных субъектов товарного хозяйства по поводу обмена продуктами труда или деятельности.
В самом общем виде субъектами рынка являются продавцы и покупатели.
Нередко утверждается, что на рынке встречаются производители и потребители.
Во многом это так. Однако не все продавцы товаров его производят сами (например, посредническая торговля), а соответственно не все покупатели приобретают товар для собственного потребления.
Следовательно, субъекты непосредственного рынка — это продавцы и покупатели. Ими являются, с одной стороны, все те лица, которые имеют товар и хотят его продавать (независимо от того, являются ли они его производителями или купили ранее у кого-то), и, с другой — те, кто имеет желание и возможность купить товар. В этом понимании рынок действительно означает встречу спроса и предложения, по которым перед ними носители — покупатели и продавцы.
В широком смысле субъектами рынка, то есть покупателями и продавцами являются: предприниматели, которые продают свои товары и покупают необходимые им средства производства, в том числе и рабочую силу; владельцы рабочей силы, которые продают ее работодателю; потребители, которые на рынке покупают необходимые им жизненные средства; продавцы и покупатели земли, ссудного капитала, ценных бумаг и валюты, которые также вступают в рыночные отношения. Иначе говоря, через рынок осуществляется вся совокупность сделок купли-продажи товаров.
Субъектов рынка можно классифицировать и с других точек зрения, например, юридические и физические лица (о чем говорилось ранее).
Объектом рыночных отношений являются различные товары (материальные блага и услуги).
Итак, рынок — это тесная взаимосвязь и взаимодействие многих людей, домашних хозяйств, предприятий, отраслей и видов производства, их рыночные связи создают единое целое, а потому рыночная экономика относится к типу органических систем.
Следует подчеркнуть, что экономические отношения собственно рынка — это лишь одна из составляющих отношений рыночной системы хозяйствования. Поэтому понятие рынок и рыночная экономика нельзя отождествлять. Рынок включает товарообменные операции в стоимостной форме, сферу торговли. Рынок – важный момент системы товарного хозяйства. Через него проходят почти все материальные блага и услуги. Однако он является лишь одной из фаз, рыночной экономики, которая сочетает производителя и потребителя. Рынок — промежуточная стадия между производством, которое закончилось, и потреблением, которое еще не началось.
Товарное хозяйство, или рыночная экономика, охватывает гораздо более широкий круг экономических отношений. Сердцевину их составляют отношения непосредственного производства. Именно здесь создаются товары, которые в дальнейшем попадают на рынок. А рынок — это обмен, сфера их обращения, которая имеет товарный характер и характерную черту — купля-продажа товара. Поэтому следует помнить, что некорректно отождествлять рынок с обменом вообще. Даже в условиях товарного производства не все отношения обмена имеют товарный характер.
Например, обмен производственным опытом, трудовыми ресурсами, научными идеями и др. Поэтому обмен всегда охватывал широкий круг экономических отношений.
Учитывая это заметим, что понятие рыночная экономика не совсем удачное. Ведь оно акцентирует внимание на одной из подсистем экономической системы, в которой первичной и элементарной частицей является товар. Рынок является одной из фаз товарного хозяйства и главным механизмом, который его регулирует. Кроме него действуют и другие регулирующие механизмы: внутрифирменный; корпоративный; государственный. То есть, когда речь идет об одной из фаз экономики и один из механизмов, который ее регулирует, то, очевидно, рынок — важный признак экономической системы, но не приоритетный. Экономическая система, которую сегодня принято называть рыночной, охватывает две подсистемы: товарное производство; рынок (рыночный обмен).
Эти две подсистемы внутренне неразрывно связаны между собой, а их взаимодействие имеет характер прямых и обратных связей. Такой тип экономики точнее было бы назвать товарно-рыночным хозяйством.
Рынок, как и товарное производство, имеет длительную и богатую историю развития. Менялись масштабы и значение рыночных отношений, на смену одних их субъектов приходили другие, менялись объекты купли-продажи, формы и методы организации движения товаров и денег. Так, в условиях простого товарного хозяйства действует относительно простой рынок, где реализуются в основном товары потребительского спроса. При капитализме, где товарное обращение значительно увеличилось, возникает и распространяется система рынков, на которых продают и покупают не только материальные блага и услуги, но и рабочую силу, ценные бумаги, иностранную валюту, научно-технические разработки и много других товаров.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы