Курсовая теория на тему Рыночная власть: понятие и форма проявления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретическое исследование форм проявления рыночной власти 5
1.1. Характеристика форм проявления рыночной власти 5
1.2. Особенности форм проявления рыночной власти 6
Выводы по 1 главе 9
2. Анализ форм проявления рыночной власти 10
2.1. Проблемы форм проявления рыночной власти 10
2.2. Специфика развития форм проявления рыночной власти 16
Выводы по 2 главе 24
3. Перспективы развития рыночной власти в России 25
Выводы по 3 главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Введение:
Одной из основных характеристик структуры рынка является рыночная (экономическая) концентрация. Концентрация рынка определяется наличием или отсутствием лидирующих продавцов на рынке, контролирующих значительную его долю, диктующих правила, обладающих рыночной властью. Высокая концентрация создает благоприятные условия для возникновения монополии, угрожает нормальному функционированию рыночного механизма, ограничивает конкуренцию. Поэтому анализ концентрации отраслевых рынков является одной из наиболее важных и актуальных задач при проведении антимонопольной политики.
Рыночная власть заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на рыночную ситуацию, складывающуюся в связи с реализацией определенного вида товара, не имеющего заменителя, посредством цены товара или объема выпуска.
Рыночная власть имеет две формы проявления: монополия и монопсония. Эти понятия противоположны совершенной конкуренции.
Монополия означает исключительное право на конкретную деятельность в определенной области государства. В нашем случае монополия предполагает сосредоточение в руках одного производителя (продавца) всех средств влияния на ценообразование. При этом он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом на максимальную прибыль. Когда продавцы назначают цену выше своих предельных издержек, говорят о наличии монопольной власти.
В современных условиях жесткой конкурентной борьбы между субъектами предпринимательства, как на национальных, так и на мировом рынках значительно возрастает необходимость формирования и укрепления компаниями своих конкурентных позиций. Это вынуждает любое предприятие осуществлять постоянные поиски резервов повышения эффективности своей деятельности для достижения устойчивого конкурентного положения. Одним из важнейших резервов является разработка и реализация компаниями обоснованных и эффективных стратегий конкурентного поведения.
Вопросы монополизма в экономике интерес вызывает в течение практически всего двадцатого столетия. Данная тематика была и будет актуальной, пока будут существовать мировые экономические гиганты, которые прочно занимают в производстве монополистическое место.
Актуальность темы исследования данной работы заключается в рассмотрении форм проявления рыночной власти.
Цель данной работы – выявить содержание форм проявления рыночной власти. Исходя из целей, необходимо выделить ряд задач:
— рассмотреть сущность форм проявления рыночной власти;
— рассмотреть проблемы регулирования форм проявления рыночной власти;
— исследование форм проявления рыночной власти.
— анализ проблем форм проявления рыночной власти;
— выявление специфики развития форм проявления рыночной власти;
— исследование перспектив развития рыночной власти в России.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе применения норм, регулирующих модель отраслевого рынка с доминирующей фирмой. Предметом настоящего исследования являются особенности форм проявления рыночной власти.
Теоретическая значимость заключается в анализе положений работ отечественных и зарубежных ученых. Практическая значимость заключается в исследовании перспектив развития рыночной власти в России
Краткая характеристика источников. В работе использованы труды таких авторов, как: В.П. Камышанский, Н.М. Коршунов, В.И. Иванов и др.
Методы, используемые в работе – сравнение, описание, наблюдение.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, литературы
Заключение:
На сегодняшний день экономика претерпевает качественные изменения, которые связаны с глобализацией, усилением конкуренции между фирмами, регионами и странами.
Рыночная экономика была сформирована в результате развития общественных отношений, которые были призваны регулировать поведение экономических субъектов.
Одними из главных признаков рыночной системы являются конкуренция и конкурентные отношения. Без конкурентных начал экономическая система рыночного типа перестанет функционировать и динамично развиваться.
В общем виде конкуренцию можно определить как соперничество между хозяйствующими субъектами за ограниченные ресурсы.
Это конкуренция между всеми участниками рынка за наиболее благоприятные условия производства, купли и продажи.
Средствами в конкурентной борьбе может быть что угодно:
— цена,
— реклама,
— марка изделия,
— обслуживание,
— его качество,
— условия платежа.
Каждый производитель сам решает, какой использовать метод для наиболее эффективного продвижения своей продукции.
Основными показателями конкуренции являются:
— свободный вход и выход предприятия на рынок;
— количество фирм на данном рынке;
— классификация одинаковых товаров, по каким-либо признакам:
— цвет, марка, качество и т. д.
Организация предприятия малого бизнеса окажется тем эффективнее, чем логичнее с точки зрения производственного процесса будут увязаны между собой его структурные подразделения.
Чтобы достичь такого эффекта, от руководителей и собственников малого предприятия потребуется нетривиальная концентрация умственных усилий и безупречная ясность мышления, подпитанная богатым практическим опытом.
Решение сложившихся проблем должно вестись не только на государственном уровне, но и на уровне гражданского общества. В последнее время наметился положительный импульс в данном вопросе.
По сравнению с 2014 годом российская экономика смогла выйти из кризисного состояния вопреки предположениям некоторых экспертов, на данный момент стабильно развивается. Введенные меры поддержки экономики в условиях экономической изоляции за небольшой период времени позволили наметить первые шаги к решению насущных вопросов, которые назревали многие десятилетия. Одного воздействия власти, как показала практика, недостаточно.
Активная жизненная позиция всех без исключения граждан – залог эффективного решения существующих проблем.
Для поэтапного и стабильного развития страны у нас есть все необходимые ресурсы.
Целью стратегии 2020 является «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надёжно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан».
Фрагмент текста работы:
1. Теоретическое исследование форм проявления рыночной власти
1.1. Характеристика форм проявления рыночной власти
Монопольная власть определяется величиной, на которую цена превышает предельные издержки, и частично зависит от количества конкурирующих на рынке фирм. Монополии по их образованию можно классифицировать следующим образом:
Естественные монополии. Образуются в результате технологических особенностей производственного процесса, который требует определенного уровня концентрации производства. Существование естественных монополий объясняется «эффектом масштаба» производства, т. е. эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Естественные монополии — положительное явление для общества, хотя в силу монополистической природы их деятельность необходимо постоянно контролировать. К естественным монополиям относят предприятия, эксплуатирующие в основном уникальные природные ресурсы, продукт деятельности которых связан с общественным пользованием (электрические, газовые компании, водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы).
Агломераты. Образуются в результате объединения малых по объему и аналогичных по характеру производства предприятий.
Государственные монополии. Образуются вследствие того, что государство создает привилегированные условия для отдельных производств, защищая их от конкуренции (монополии на производство соли, разработку минеральных ресурсов и др.).
В случае возникновения монополии со стороны потребителя говорят о наличии монопсонии.
Монопсония предполагает наличие одного покупателя на рынке. Если покупатель может предложить цену, которая ниже предельной оценки товара, говорят о наличии монопсонной власти.
Монопсонная власть определяется величиной, на которую предельная оценка превышает цену товара.
Величина рыночной власти (монопольной и монопсонной) является предметом научного анализа.
Рыночная власть одной фирмы (чистая монополия) зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью обладает фирма.
Рыночная власть нескольких фирм зависит не только от эластичности рыночного спроса, но и от взаимодействия фирм. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.
Рыночная власть одного покупателя (чистая монопсония) зависит от эластичности рыночного предложения. Чем менее эластично предложение, тем большей монопсонной властью обладает покупатель.
Рыночная власть нескольких покупателей зависит не только от эластичности предложения, но и от конкуренции покупателей за предложение.
Основная проблема фирм-монополистов и монопсонистов — использование своей рыночной власти как можно эффективнее, т. е. с учетом характеристик рыночного спроса, издержек производства, определения оптимальных объемов выпуска, качества продукции и цены.
Основная цель рыночной стратегии фирм с рыночной властью — захватить потребительский излишек и превратить его в дополнительную прибыль. Наиболее распространенным способом такого превращения является диверсификация цен [4].
1.2. Особенности форм проявления рыночной власти
На сегодняшний день монополистические тенденции определяются некоторыми факторами. Прежде всего, к ним можно отнести научно-техническую революцию (НТР), которая начала набирать обороты в государствах с развитой промышленностью во второй половине ХХ века. НТР, способствуя совершенствованию всей системы производительных сил, обусловливает существенное уменьшение капиталоемкости, энергоемкости, материалоемкости продуктов, снижение в некоторых отраслях масштабов высокоэффективных предприятий. Это все стало причиной того, что к разряду рентабельных высокоэффективных предприятий стали причисляться не исключительно монополистические объединения, но также средние и даже малые предприятия.
Российским антимонопольным законодательством определение понятию «монополия» не дается, так как чистых монополий в реальности не существует. Однако имеются предприятия, обладающие главным признаком монополии – значительной долей на рынке конкретного товара. К «реальным монополиям» относятся хозяйствующие субъекты, доля которых на рынке конкретного товара равняется 65% или более. В такой ситуации говорят, что компания занимает «доминирующее положение». Также доминирующей признают позицию хозяйствующего субъекта, у которого доля на рынке какого-либо товара находится в диапазоне 35%-65%, в случае, когда это установлено соответствующими антимонопольными органами [11].
Каждое предприятие, которое имеет на рынке какого-либо товара долю, превышающую 35%, фиксируется в специальном реестре (по региональному и федеральному рынку). Значение реестра заключается в формировании информационной базы данных по крупнейшим субъектам рынка с целью проведения государственного контроля соблюдения такими компаниями антимонопольных законов. На 2015 год в реестр всего было внесено приблизительно 6300 компаний [10]. Предприятия, входящие в реестр, согласно принципу отраслевой принадлежности, распределяются следующим образом: услуги ЖКХ – 22%, продукция производственно-технического предназначения – 13%, продукты питания – 28%, товары народного потребления – 5%, некоторые виды услуг и работ – 21%, хозяйствующие субъекты, которые относятся к сферам деятельности естественных монополий (по естественным