Курсовая теория на тему Русское купечество в пер. половине 19 века
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 РУССКОЕ
КУПЕЧЕСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА.. 5
1.1 История
формирования и развития купечества в России. 5
1.2
Законодательная база формирования русского купечества в XVIII-XIX веках 10
2 РАЗВИТИЕ
КУПЕЧЕСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.. 16
2.1
Российское купечество и его образ жизни в начале XIX века. 16
2.2
Социальный статус русского купечества в первой половине XIX века. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 27
Введение:
Социальная структура
общества в научном смысле представляет собой совокупность больших или малых
социальных групп. Под социальной группой подразумевают общность людей, которые
обладают определенными специфическими признаками[1]. В истории развития
общества можно выделить четыре значимых типа социальных групп: рабство, касты,
сословия и классы. Между собой данные типы отличаются не только временем
появления, но и возможностями социальной мобильности, т.е. перехода из одного
состояния в другое. Актуальность
темы заключается в том, что спустя много лет, из-за стремительного развития
предпринимательской деятельности, активного развития рыночных отношений, проявляется
огромный интерес к традиционным представителям данного направления, сферы
деятельности – купечеству, которые занимались торгово-промышленным развитием в
разным точках страны. Купечество занимало особенное место в хозяйственной и
общественной деятельности страны, которое формировалось из представителей
различных национальностей, которые принимали активное участие в общественной
жизни страны. Купечество
оставило упоминание о себе в разных губерниях, определяя культурный облик всего
населения в целом. Каким идеями и интересами жили купцы, об их образованности
можно судить по многочисленным, дошедшим до нашего времени архивным документам.
Купечество внесло
огромный вклад в развитие культурно-просветительской деятельности страны на
протяжении первой половины XIX
века. Купцы были грамотными, что свидетельствует об оставленных росписях в
различных ведомостях, коллективных прошениях, переписке. Многие российские
предприниматели конца XIX-начала
XX веков
были связаны с деятельностью нескольких поколений купечества.
Для большинства купцов
материальное состояние и личный успех не являлись главными мотивами
хозяйственной деятельности. Занимаясь торговлей и развивая свое дело, купцы
стремились также поддержать культуру, искусство. В
последние годы все активнее интересуются вопросом изучения истории купеческого
сословия и проблемами его становления. Объект
исследования – русское купечество. Предмет
исследования — русское купечество в первой половине XIX века. Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть
русское купечество в социальной структуре общества.
2. Изучить
развитие купечества в первой половине XIX века. При проведении
исследования использовались следующие методы: изучение и анализ
нормативно-законодательной и источниковой базы, литературные источники,
интернет-ресурсы.
Курсовая работа состоит
из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников.
Во введении раскрывается
актуальность темы, ставится цель и задачи, характеризуются методы исследования
и структура работы.
В первом разделе
рассматривается история развития русского купечества, социальное значение
купечества в обществе.
Во втором разделе изучается
развитие купечества в первой половине XIX века.
В
заключении подводятся итоги проделанной работы. [1] Социологический
словарь (пер. с англ.) / под ред. С.А. Ерофеева. – Москва: — 2004. — с. 251.
Заключение:
В России была заложена своя этика
предпринимательства. Купцы по большей части происходили из крестьян, взяв от
них глубокую религиозность. Купцы были набожны и строили свои деловые отношения
исключительно в соответствии с православной этикой. Их хозяйственная жизнь
регулировалась определенными нормами, правилами, сложившимися обычаями, взятыми
от предков, осмысленными в духе христианского учения. Со временем, разбогатев,
купечество приобретает большую роль в жизни России. С
точки зрения финансового правоотношения, купцом считался тот, кто платил
установленный государством налог. Вначале с купцов взымали подушный налог, что
не выделяло их из состава городского населения, дальше для них учреждается
гильдейский сбор, который должен был быть выплачен за приобретение статуса
купца и приобретением соответственно определенных прав, затем введен
промысловый налог, которым облагалось торговая деятельность купца. Исходя из
этого можно сделать выводы, что купцом мог считаться тот, кто оплатил право
считаться таковым и начал заниматься торговой деятельностью. Таким
образом, статус купца складывался из следующих составляющих элементов: —
купечество представляло собой отдельную от городских социальную группу,
принадлежность к которой была определена правовой процедурой приобретения
статуса купца (обязательная уплата денежного сбора с капитала, выплата
гильдейского налога и т.д.); —
наличие у купеческого сословия выделенных специальных прав и обязанностей,
отличных от других категорий городского населения; —
высокие возможности социальной мобильности как горизонтальной, т.е. переход из
одной гильдии в другую, так и вертикальный – переход в другие сословия
(например, в дворянство или наоборот, по нисходящей – в мещянство). Такое
условие принадлежности к купеческому сословию как занятие торговлей, не
являлось непременным атрибутом для купеческого сословия. Резюмируя
все вышесказанное, можно сделать вывод, что купечество являлось
ненаследственным званием или профессиональной корпорацией. Российское
государство всегда стремилось предоставить купечеству определенные особые
права, выделяя его в специфическую социальную группу, сходную по признакам с
сословием.
Фрагмент текста работы:
1 РУССКОЕ КУПЕЧЕСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ
СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА
1.1 История формирования и развития купечества в России Формирование купечества
имеет давнюю и сложную историю становления и развития. Еще в первобытнообщинном
обществе появляются торговые посредники, но необходимыми купцы становятся в
социальной структуре общества лишь при классовом его развитии, одновременно
развиваясь с ростом общественного разделения труда и обмена товарами.
В процессе своего
развития купечество распадалось и сливалось на различные имущественные группы:
где-то выделялось богатое купечество, составляющее торговый капитал, в другом
где-то это были всего лишь мелкие торговцы.
В Древней Руси в ходу
были два термина – «купец» — в узком смысле – торговец, принимающий участие во
внутреннем обмене в пределах города и ближайших округов, а в широком понимании
– любой человек, имеющий отношение в организации торговли и «гость» как
иноземец или соотечественник, занимающийся профессионально заморской и
межобластной торговлей[1]. В XIII веке появляется термин «торговец».
Впервые в Киевской Руси о
купечестве упоминается в X
веке, а к XII
веку в более крупных экономических торговых центрах появляются первые
купеческие корпорации. Именно в это время Русь начинает активно присоединяться
к международной торговле, в это время упоминается о торговле между Русью и
Византией, где закрепляются привилегии купечества и ограничения.
До IX века торговлей
занимались купцы-воины, которые могли организовывать торговые экспедиции в
страны Востока и Запада только с разрешения великих киевских князей. И только в
XI веке была сформирована [1] Перхавко, В.Б. История русского купечества / В. Б.
Перхавко. — Москва : Вече, 2008. – с. 4-7.