Курсовая теория на тему Русская правда как источник древнерусского права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. РУССКАЯ ПРАВДА И ИСТОКИ РУССКОГО ПРАВА.. 5
1.1 Понятие и характеристика источников древнего права. 5
1.2 Предпосылки и процесс создания Русской Правды.. 9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЙ ПРАВДЫ.. 13
2.1 Основные редакции Русской Правды.. 13
2.2 Правовые институты в Русской Правде. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 23
Введение:
Актуальность исследуемой темы. В связи с
развитием общества, формированием сословий, основанных на феодальной иерархии,
изменениями в экономической сфере и появлением частной собственности произошел
существенный качественный скачок и в сфере правового регулирования: архаичное
право уступило место сословному праву феодального государства. Основной задачей
«Русской правды», как в первоначальном ее варианте, так и при последующей
доработке, являлся сбор и включение в ее состав актуальных норм обычного права,
их систематизация в действующем сборнике и тем самым придание им юридической
силы.
«Русская правда» являлась кодифицированным
сборником, в основу которого был положен принцип казуистичности, без включения
каких-либо абстрактных понятий. Основной отраслевой ориентир «Русской правды»
простирался в области частного права.
При кодификации норм, изложенных в «Русской
правде», в основном применялся казуальный или формальный способ, учитывающий
конкретные жизненные ситуации Древнерусского государства и их регулирование с
помощью норм обычного права, а также переработанных норм византийского права. В
качестве основных источников создания «Русской правды» следует отметить
княжескую судебную практику и нормы обычного права, а в кодификации можно
проследить заметное влияние византийского канонического права.
Практическая значимость исследования определяется тем, что
сформулированные в работе положения могут быть использованы в научных
исследованиях по проблемам истории отечественного и зарубежного государства и
права, в учебном процессе при изучении курсов «История отечественного
государства и права», «Отечественная история», «История государства и права
зарубежных стран».
Объектом исследования являются общие закономерности
возникновения, развития и функционирования «Русской Правды».
Предмет исследования: «Русская Правда» как источник
древнерусского права, который складывался на территории формирующегося
Древнерусского государства.
Цель: рассмотреть «Русскую Правду» как источник
древнерусского права.
Задачи:
– дать понятие и характеристику источников древнего
права;
– рассмотреть предпосылки и процесс создания Русской
Правды;
– рассмотреть основные редакции Русской Правды;
– охарактеризовать правовые институты в Русской
Правде.
Методологической базой исследования является
общенаучный диалектический метод познания, предполагающий объективный,
всесторонний анализ фактического материала, выявление и исследование тех
значимых исторических фактов, которые при сопоставлении позволяют воссоздать
главные закономерности становления права Древней Руси. Из числа общенаучных
методов были использованы системный подход и средства диалектической логики,
анализа и синтеза, из частно-научных – формально-юридический,
сравнительно-правовой, проблемно-теоретический, методы научного познания и др.
Заключение:
Говоря о юриспруденции Древней Руси,
следует отметить, что она существовала лишь в качестве законоискусства и
воплощалась исключительно в совокупности сугубо практических навыков
формулирования и толкования правовых норм, технических приемов и способов обработки
правового материала, его упорядочения или систематизации.
Немаловажное влияние на правовую культуру
Древней Руси имели внешние связи с западной культурой, следы которой на
территории Руси наиболее явно отражаются в законодательстве Новгородской и
Псковской республик. Так, Псковская судная грамота (сохранившаяся практически
полностью в отличие от Новгородской) содержала в себе правовые институты, ранее
не известные в праве Руси. Торговые связи и высокий уровень экономической
деятельности обусловил преобладание в ней гражданско-правовых норм над
уголовно-правовыми.
Возникновение правовой культуры Древней
Руси связано с появлением обычаев. Те обычаи, которые содержали нормативное
содержание, постепенно формализуются в письменных документах. В дальнейшем
правовые идеи получают свое развитие в церковной среде в рамках православной
правовой традиции с опорой на Византийскую религиозную литературу. Первым
развитым правовым документом древнерусского права стала Русская Правда, которая
в значительной степени содержала уже устоявшиеся правовые обычаи, нормы
церковного права и княжеское нормотворчество. В этот период правовая культура и
правовое просвещение культивируются с непосредственным участием церкви, к тому
же альтернативных общественных институтов не существовало.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. РУССКАЯ ПРАВДА И ИСТОКИ РУССКОГО ПРАВА 1.1 Понятие и характеристика источников древнего права В период существования Киевской Руси ее
выразителем мыслился киевский князь, с XII в. — князья и иные органы власти
(например, вече) отдельных русских земель. В реальности Древнерусское
государство с первых лет своего существования было полицентричным, и сидевший в
Киеве князь был лишь одним из носителей власти. «Русская правда», главный
источник наших сведений о праве Древней Руси, была создана изначально для
Новгорода, и во многом не понятно, в какой степени и в какой части она
использовалась в иных частях Русской земли.
Вопрос об источниках древнерусского права,
по нашему мнению, следует рассматривать в трех взаимосвязанных аспектах:
– об источниках права как о материальных
причинах образования права в Древней Руси;
– об источниках права как формах его внешнего
выражения в древнерусский период;
– об источниках познания древнерусского
права.
Материальными источниками древнерусского
права были:
1) Воля князей и их мужей (бояр, старших
дружинников); они, например, поименно перечислены в древнейших правовых
памятниках – договорах с Византией 911 и 944 гг.[1] Но и позже, в XI в., как
сказано во 2 статье «Русской Правды», в роли законодателей выступили сразу три
князя и со своими «мужами» (старшими боярами), а в издании «Устава Владимира
Всеволодовича» участвовала его дружина[2]; [1] Повесть временных
лет // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева,
Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб.: Наука, 2004. – Т. 1:
XI–XII века. С. 84. [2] Правда Русская /
Под общей редакцией Б. Д. Грекова. – Т. I: Тексты. – М.; Л.: АН СССР, 1940. С.
19.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА
1. Происхождение и понятие Русской Правды как источника
права5
1.1
История становления Русской Правды.5
1.2
Сущность Русской Правды как источника древнерусского права 7
ГЛАВА
2. Анализ содержания Русской Правды.10
2.1
Характеристика уголовного права по Русской Правде10
2.2.
Основные черты гражданского права по Русской Правде14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение:
Русская правда является
крупнейшим сборником древнего русского права, важный источник для исследования
средневековой истории права и общественных отношений Руси и смежных славянских
народов. Можно предполагать, что
древние юристы и книжники придавали Русской Правде большое значение. Об этом
свидетельствует ее широкое распространение в виде рукописей. До нас дошло более
110 списков этого документа. В том или ином виде Русская Правда вошла в состав
или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской Судной
грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468 года, Судебников
1497 и 1550 годов, даже некоторых статей Соборного Уложения 1649 г.
Актуальность работы
основана на проблеме влияния Русской Правды как одного из источника
древнерусского права на иные источники. Так как Русская Правда является первым
источником, в котором были закреплены нормы права на основе обычного права, то
проанализировав данный источник права, можно понять, как он повлиял на
дальнейшее развитие законодательной базы.
Практика показывает, что
основное влияние на современную законодательную базу оказывают именно источники
древнерусского права, одним из которых является Русская Правда.
Объект исследования –
общественные отношения, возникающие в процессе действия Русской Правды.
Предмет исследования – Русская
Правда, как источник права.
Целью работы является рассмотрение
правовой природы древнерусского источника – Русской Правды.
В соответствии с
поставленной целью, выделю основные задачи:
1. Проанализировать
поэтапное развитие Русской Правды;
2. Изучить сущность
Русской Правды;
3. Раскрыть разные виды
отрасли права в Русской Правде;
4. Определить влияние
древнерусского источника на дальнейшее развитие законодательной базы.
При написании курсовой
работы применялись следующие методы: анализ, сравнение и классификация.
Данная курсовая работа
состоит из: введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Таким образом, древнейший
источник русского права является обычай. Основными законодательными источниками
древней Руси были «Правда Ярославичей», а до этого – «Русская правда».
Проанализировав все теоретические аспекты,
можно сделать следующие выводы в ходе проделанной работы:
1. Во-первых, становление
права на Древней Руси было долгим процессом;
2. Рассмотрев
основные черты Русской Правды, можно сказать, что она является первым
источником для всех отраслей права, существовавших в то время.
3. Русская Правда
имела наиважнейшее значение для развития политической и общеправовой мысли
русского народа;
4. Являясь первым
писаным сводом законов, Русская Правда, тем не менее, достаточно полно
охватывает весьма обширную сферу тогдашних отношений.
Подводя общий итог. Можно сказать, что Русская Правда бесспорно является
уникальным источником древнерусского права. Данный источник стал первым
правовым актом в Древней Руси и дал правовую базу, которая будет использоваться
и в других источниках.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Происхождение и понятие
Русской Правды как источника права 1.1. История становления Русской Правды Русская Правда – главная
книга древнерусского права. Оригинальные копии Русской Правды до нас не дошли,
но сохранились некоторые копии XII-XIV веков. Благодаря ним можно проследить всю историю
развития этого свода законов.
Русская Правда похожа на
более ранние европейские юридические сборники, в том числе так называемые
германские (варварские) истины, например, «Салическая правда» – сборник
законодательных актов франкского государства, самый старый текст которым
датируется началом VI века. Также известны находящиеся в 5-6-м Рипуарская, Бургундская
правды и др. Англосаксонские судебные законы, а также ирландские, алеманнские,
баварские и некоторые другие правовые сборники также принадлежат к варварским
правдам. Наименование этих сборников законов «правдами» — условно и принято в
русскоязычной литературе (по аналогии с Русской Правдой).
Первые предпосылки для письменной
записи законов государства были созданы после крещения Руси. Необходимо было
заменить языческие представления о преступлении на христианские. Долгое время
таких законов никто не создавал, и обязательных законов не было вовсе, так как
положение в стране было крайне тяжелым и князьям приходилось постоянно вести
войны с внешними и внутренними врагами. Жизнь в государстве изначально
определялась морально-этическими христианскими нормами, нашедшими отражение в
церковной литературе. Появление «Русской Правды» было также связано с переходом
к государственности и устранением норм родоплеменного строя.
Во время правления князя
Ярослава в стране наступил долгожданный мир и появился первый письменный свод
законов, получивший название «Правда Ярослава» или «Русская правда Ярослава
Мудрого». Дата создания такого закона – 1016 год. К сожалению, до наших дней он
не сохранился в первоначальном виде, но сохранились более поздние списки
документа. Списки «Русской Правды» сгруппированы в три издания:
1. Краткое (самая
старая версия);
2. Пространное
(второе издание книги);
3. Сокращённое (более
поздняя версия)[1].
Краткий вариант «Русской Правды»
(Краткая правда) известен в нескольких экземплярах, из которых только два
экземпляра являются подлинными. В Новгородской первой летописи младшего извода
под 1016 годом помещён рассказ о борьбе Ярослава Мудрого со Святополком, после
победы, над которым при Любече Ярослав садится княжить в Киеве, а помогавших
ему в борьбе новгородцев награждает деньгами и дарует им грамоту. Затем в
летописи приводится текст Краткой Правды[2].
Пространственное издание
«Русской Правды» составляет более 100 экземпляров.
Сокращенное издание
«Русской Правды» известна в двух экземплярах Кормчих книг XVII века. В
заголовке также фигурирует имя «Ярослав Владимирович».
Но всё же, время
происхождение Русской Правдой до сих пор является спорным. У большинства
современных исследователей так называемая Древнейшая Правда ассоциируется с
именем Ярослава Мудрого (Правда Ярослава). Период создания античной правды —
30-е годы XI века. Нормы «Русской Правды» постепенно
кодифицировались киевскими князьями на основе устного восточнославянского
обычного права, с включением некоторых элементов византийского права[3].
По мнению И. В. Петрова, «Русская Правда» явилась «окончательным
систематизированным результатом развития древнерусского права», прошедшего
несколько этапов развития[4].
После закрепления Русской
Правды на Руси, люди начали ссылаться на Правду Ярослава, на Устав Ярослава.
Уважение к Ярославу прошло через всю последующую историю Руси, особенно Новгорода.
А в Новгороде особый район города назывался «Ярославский двор», княжеская резиденция.
Ярославская правда — это аналог современного уголовного кодекса.
Таким образом можно
подытожить, что правитель Руси –Ярослав Мудрый дал толчок для всей будущей
законодательной базы России. Составление Русской Правд было необходимым
решением на то время, дабы укрепить государственную власть и оставить свод
законов, по основам которых, будет существовать государство и всё общество,
живущее в нём. [1]
См.: Шахова Е.М. История возникновения и развития нормативно-правового
документа (на примере «Русской правды») // Научный вестник Крыма. 2018. №7. – С.
23. [2]См.:
Зимин А. А. Правда русская. М.: Древлехранилище, 1999. – С. 31. [3]
См.: Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры.
М.: Языки славянской культуры, 2002. – С. 187 [4]
См.: Петров И. В. Государство и право Древней Руси (750—980 годы). СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2003. – С. 228.