Курсовая теория на тему Русская эмиграция «первой волны» и проблемы ее изучения в школьном курсе истории.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I Первая волна русской эмиграции. 4
1.1 Причины и обстоятельства эмиграции. 4
1.2. Центры расселения русских эмигрантов. 7
Глава II Вклад русских эмигрантов в мировую науку и культуру. 9
Глава III Проблема изучения первой волны русской эмиграции в школьном курсе истории. 15
Заключение 20
Приложение 1 23
Приложение 2 24
Список использованной литературы 25
Введение:
Хорошо известно, что эмиграция – это вынужденное или добро-вольное переселение из своего отечества в другую страну по политиче-ским, экономическим или иным причинам. [1].
В истории России было несколько волн эмиграций. В данной кур-совой работе мы рассмотрим и исследуем «первую волну» русской эми-грации, а также проблемы ее изучения в школьном курсе истории.
Объектом нашего исследования является феномен первая волна эмиграции в истории России, которая в ходе работы будет рассмотрена со всех сторон.
Путь и метод исследования заключается в исследование специали-зированной литературы, которая поможет раскрыть заданную тему для правильного осознания и верного вывода.
В данной курсовой работе мы рассмотрим причины и обстоятель-ства русской эмиграции первой волны, центры расселения эмигрировав-ших людей за рубежом, достижения русских эмигрантов, а так же почему возникли проблемы изучения русской «первой волны» эмигрантов в школьном курсе истории.
Цель курсовой работы: изучение истории «первой волны» русской эмиграции, а также проблемы в изучении русской эмиграции в школьном курсе истории.
Заключение:
Русская эмиграция первой волны стала очень тяжелым испытанием для миллионов Россиян.
В результате гражданской войны, около трех миллионов русских людей самых разных сословий покинули Родину. В большинстве своем они представляли собой высшие культурные слои и элитарную дворян-скую культуру.
Создавались группы, организации, общины, из которых часто произрастали «русские городки».
Эмигранты всячески расширяли свой кругозор и проникали во все сферы деятельности. Они многого добились в предпринимательстве. Оно стало цементирующей силой, которая связывало все слои эмиграционного населения. Появлялись русские издания, которые издавали газеты, учеб-ники, старую классику и труды современных писателей.
Русские ученые трудились на благо принявшей их страны и самой науки. Художники обеих стран писали свои картины бок о бок и участво-вали в совместных выставках.
Великие писатели, такие как Бунин, Тэффи написали одни из луч-ших своих трудов, своим пером прославляя свою родину и сохраняя ее ценности и культуру для тех, кто оказался изгнанным из нее.
Говоря о первой волне русской эмиграции как о социокультурном феномене и рассматривая все ее достижения, нельзя не посмотреть и на ее темные и ужасающие стороны.
Эмиграция породила душевный кризис, целый комплекс психоло-гических, нравственных, духовных, интеллектуальных проблем. Она ста-вила людей на грань душевного срыва, приводила к распаду личности или самоубийству. Среди факторов, оказавших наибольшее воздействие на со-знание и духовный мир русских эмигрантов, были чувство утраты и тоски по родине, понижение социального статуса, языковой барьер, разрыв род-ственных связей, социальная не востребованность личности в чужом обще-стве, невозможность интеллектуальной и профессиональной самореализа-ции.
Однако негативные стороны жизни не являлись преобладающими в эмигрантском обществе. Ностальгические переживания влекли за собой стремление к сохранению национального языка и культуры; развитию национальной начальной и высшей школы; к культурной обособленности русских колоний и к возникновению самого понятия «русское зарубежье», как образа «малой» России, «малой» родины на чужбине.
Здесь же кроются причины такого небывалого интеллектуального взлета русской мысли, науки, искусства и литературы в эмиграции. Рос-сийские беженцы, преодолев духовный кризис первых лет изгнания, смог-ли вернуться к созидательной деятельности. И было бы ошибкой считать эту созидательную деятельность стремлением к достижению материально-го благополучия, и только. Российская эмиграция продолжала в собствен-ном мировосприятии оставаться неотделимой частью своей родины и находить в себе силы творить во имя ее величия. Она сумела заинтересо-вать другую страну своей культурой и даже оставить в ней свой след.
Смогла ли русская культура за пределами государства сохранить свои национальные черты? Да, по крайней мере, в первом своем поколе-нии. Русская эмиграция смогла воссоздать свою культуру за пределами родины. Их государства уже не существовало, но оно оказалось и не нуж-ным. Система ценностей, все составляющие само понятие культуры были сохранены и продолжили свое существование за рубежом.
культура русской эмиграции является сложной, болезненной и, од-новременно, необходимой для рассмотрения в рамках школьной про-граммы. В настоящее время далеко не все школьные учебно-методические комплексы позволяют рассмотреть этот вопрос всесторонне. Однако об-ращение исторического сообщества к этой проблеме в последнее время позволяет надеяться, что она получит корректное освещение и на страни-цах школьных учебников.
В данной курсовой работе мы рассмотрим причины и обстоятель-ства русской эмиграции первой волны, центры расселения эмигрировав-ших людей за рубежом, достижения русских эмигрантов, а так же почему возникли проблемы изучения русской «первой волны» эмигрантов в школьном курсе истории.
Цель курсовой работы: изучение истории «первой волны» русской эмиграции, а также проблемы в изучении русской эмиграции в школьном курсе истории.
Фрагмент текста работы:
Глава I Первая волна русской эмиграции.
1.1 Причины и обстоятельства эмиграции.
Революционные события 1917 года и гражданская война, привела к огромному количеству эмигрантов из России. Первую волну русской эми-грации очень часто называют «Белая эмиграция». Она знаменита своим масштабом, вкладом в российскую и мировую культуру, и именно во вре-мя этой первой волны эмигрантов было создано «Русское зарубежье».
Точных данных о покинувших Родину эмигрантов нет. Принято считать, что с 1920-х, Россию покинули три миллиона людей. П. Е. Кова-левский, крупнейший исследователь культуры Русского Зарубежья, гово-рит о 1160 тыс. эмигрантов. Однако современные исследователи (А. В. Квакин) считают, что их было не более 800-900 тыс. человек. По данным комитета Ф. Нансена при Лиге Наций – 450 тыс. человек. [2].
Первой волной русской эмиграции принято считать период с 1917 года по конец 1930 года. Основная масса русских эмигрантов покинула Россию в середине 1920 года. Затем отток эмигрантов остановился. Соци-альный состав русских эмигрантов первой волны был разным. Всех лю-дей, покинувших Родину, можно поделить на несколько групп:
-Военные, которые воевали на другой стороне во время Граждан-ской войны. ( белые). Эти люди были обречены на смерть.
-Торговцы, помещики, у которых в собственности находились ма-газины, а также разного рода предприятия. В результате переворота эти люди лишились своих доходов и средства к существованию.
-Российская интеллигенция. Люди боялись, что под новой диктату-рой, они не будут иметь возможности для творческого развития. Поэтому тоже были вынуждены покинуть территорию России.
— крестьяне, рабочий класс. ( люди, которые не могли отдать пред-почтения той или иной власти, они просто стремились к лучшей и спокой-ной жизни, были напуганы ужасами войны.
Русская эмиграция «первой волны» является феноменом, так как основная часть покинувших территорию России людей, к сожалению, не вернулась на Родину обратно. Их было около 85-90 процентов. Несмотря на политические, экономические, культурные различия между Россией и странами, куда выезжали эмигранты первой волны, люди питали надежду на возвращение. Поэтому старались сохранить традиции, язык, культуру , свою принадлежность к православию.