Курсовая теория Гуманитарные науки История

Курсовая теория на тему Россия в системе мировых цивилизаций

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
1. Основные типы цивилизаций 4
2. Предпосылки развития российской цивилизации 22
Заключение 31
Список использованной литературы 33

 

  

Введение:

 

Цивилизация является одним из самых употребляемых терминов в философской и научной литературе. Она определяется во множестве значений, в т.ч. как: состояние общества, следующее за дикостью или варварством, его культурно исторический тип; совокупность материально вещественных достижений социума; супер-этнос; форма социокультурной интеграции сообщества людей и стран, благодаря или по средством которой сохраняется и поддерживается их своеобразие и целостность; процесс становления социума.
Как известно, Н. Элиас цивилизацию понимал как разворачивающийся во времени процесс структурных изменений, протекающих в направлении всё большего упрочения и дифференциации контроля людей над своими действиями. По его мнению, росту «свободы» людей сопутствует рост внутреннего принуждения. Становление такого способа закрепления образцов имеет следствием конфликт между силами влечений и социальными требованиями. Мы согласны с теми исследователями, которые относят локальные цивилизации к большим общностям, привязанным к определенным географическим ареалам и выступающим носителями культурных стилей и социальных практик, а также создающих в своей совокупности особый об раз человечества («основное человечество»), хотя и претендующих на универсальную, всемирную значимость.
В свете этих положений актуальность данного исследования очевидна и заключается в необходимости рассмотрения положения России в системе мировых цивилизаций.
Предметом исследования являются особенности положения России в системе мировых цивилизаций.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе применения норм, регулирующих положение России в системе мировых цивилизаций
Целью написания данного исследования явилось выявление содержания положения России в системе мировых цивилизаций.
Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач:
1. Характеристика положения России в системе мировых цивилизаций;
2. Анализ особенностей положения России в системе мировых цивилизаций.
Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература.
Для формирования нормативной и теоретической базы послужили работы таких ученых как: Агафонов И.С., Анохин В.С., Баттахов П.П., Владимирова М.О., Гришина М.В., Письменный С.И. и др.
Методологическую основу написания исследования составляют сравнительно — сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Объем и структура данного исследования определены логикой системного исследования и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из введения, основной части и заключения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основе исследования проблемы по данной теме, можно сделать следующие выводы.
Для понимания цивилизационного выбора человека важное значение имеют такие признаки цивилизации, как сакральная вертикаль (идея Мирового града), ядро («основное человечество»), «основная земля» или «ойкуме на» (автономный ареал со своими предпочтениями и особым культурным стилем) и «периферия» (народы, попавшие под идейное и культурное влияние цивилизации).
Эти признаки встречаются практически у всех современных цивилизаций, переживших имперский путь развития, – западной или североатлантической, исламской, индийской, китайской, японской и российской. Наряду с ними существуют цивилизационно расколотые общества (конфликт между «основными» группами), лимесы (народы, принадлежащие к ядру цивилизации, но дистанцированные от него территориально) и межцивилизационные народы, где разные группы представляют различные цивилизационные типы, которые мирно сосуществуют друг с другом.
Исходя из вышеуказанных черт или признаков нормативного представительства, представляется возможным рекомендовать, в плане совершенствования действующего российского законодательства, следующее определение нормативного представителя: «Нормативным представителем является лицо, которое в силу полномочий совершает за вознаграждение юридические действия в интересах предпринимателя в сфере и процессе его предпринимательской деятельности».
Такое определение охватывает оба вида нормативных представителей – как, собственно, нормативных представителей действующих в форме прямого представительства, так и являющимися косвенными представителями предпринимателя.
Правовая система – это основанная на государственной воле господствующего класса или всего общества связь права, правосознания и юридической практики. Выделяют следующие правовые системы:
• англосаксонская правовая система;
• романо-германская правовая система;
• система мусульманского права;
• традиционная правовая система;
• социалистическая правовая система.
Таким образом, мы можем прийти к выводу, что самостоятельные источники права в свою очередь состоят из основных и дополнительных, или субсидиарных, источников. Латвия так же, как и другие государства правовой семьи континентальной Европы, или романо-германской правовой семьи, принадлежит к так называемым землям записанных прав, поэтому здесь самостоятельными основными правовыми источниками признают только нормативные правовые акты.

   

Фрагмент текста работы:

 

Основные типы цивилизаций

Человек выбирает предпочтительную для себя модель цивилизационного развития, продолжая жить в лоне реального цивилизационного сообщества и отстаивая своё право на свой модус бытия. Для меня его участие в «историческом творчестве народов» весьма проблематично, а вот сосуществование с носителями иных типов цивилизационных идентичностей вполне допустимо. Понятие «цивилизация» соотносится с культурно историческим типом Н.Я. Данилевского, который наделяется им рядом признаков (наличие жизненного цикла – от рождения до старости и смерти, языковое родство, политическая независимость народа, федеративное устройство государства и пр.). По сути дела, эти типы соответствуют основным цивилизациям современности. Как известно, он подразделял народы на три группы: народы, способные создать и поддерживать свой культурно исторический тип; народы, не способные это делать и представляющие собой этнографический материал истории; народы, выступающие в роли «отрицательных деятелей» (например, агрессивные кочевники).
На собственный путь цивилизационного развития претендуют немногие индивиды и народы и, прежде всего, те, кого принято считать носителями особого культурно исторического типа. Любопытно и то, что эти субъекты истории, как было сказано выше, пережили или переживают форму имперского существования. Большинство же народов представляют межцивилизационные образования. Очевидно, что к бытию чело века в рамках цивилизации подобная схема не имеет прямого отношения. Он всегда или почти всегда выбирает свой культурно исторический тип, выражая цивилизационные предпочтения в виде автономного проекта. Поэтому цивилизацию я буду рассматривать исключительно с антропологической точки зрения, т.е. как историческую среду существования человека, которая определяет предельную культурную рамку его взаимодействия с миром и другими людьми. Это – высший уровень культурного единства людей (всеединство), в основе которого лежат конвенционально принятые способы смыслополагания и жизнеустроения, а также объединяющие их фундаментальные ценности.
Данную идентичность человека характеризуют обычно как его принадлежность к той или иной цивилизации. Она выражает также его отнесенность к определенному культурно историческому типу сообществ, объединенных общим трансцендентным назначением. Вместе с тем такая идентичность относится, на мой взгляд, к метакультурной идентичности человека наряду с планетарной идентичностью. Ей соответствуют определенные формы социальной организации – сообщества, общества и коалиции обществ, имеющих общую культурную идентичность и обеспечивающих коллективную безопасность, в т.ч. империя (как форма политической консолидации обществ). Каждая локальная цивилизация формирует свой тип субъектности [10].
История человечества – это сложный и многоступенчатый процесс. Для того чтобы получить системное представление об этом процессе используются различные критерии и подходы. Одним из наиболее распространенных в современной науке подходов является цивилизационный.
Цивилизация понимается как определенная ступень развития человечества, а развитие цивилизаций, их последовательность и сменяемость отражает ход и содержание истории[9]. Под цивилизацией понимают человеческое общество, имеющее собственную социальную организацию, определенную политическую структуру и систему власти, характеризующееся совокупностью религиозных верований, духовных и культурных ценностей, способом ведения хозяйства, часто языковой общностью и определенным географическим пространством. По мнению А. Тойнби, цивилизации «представляют собой … общества с более широкой протяженностью, как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города-государства или любые другие политические союзы»[12]. Первые локальные человеческие образования возникли на разных континентах и первоначально практически не были связаны друг с другом. В Азии это был Китай, в Африке – Египет, в Европе – христианская, на Ближнем Востоке – мусульманская цивилизации. Анализируя историю, А. Тойнби выделяет 21 цивилизацию, когда-либо существовавшие на Земле. Сегодня мы можем говорить о пяти действующих цивилизационных образованиях: западная христианская, православная христианская, исламская, дальневосточная и индуистская цивилизации[11].
Цивилизационный подход в современных условиях определяет две проблемы, две тенденции, развитие которых мы сегодня наблюдаем. С одной стороны, это набирающий силу процесс глобализации, конечной целью которого можно понимать стремление к образованию единого сообщества, т.е. земной цивилизации в целом, а с другой стороны, растущее стремление отдельных цивилизационных образований к сохранению традиционной системы ценностей и самоидентичности.
Индуистская цивилизации является одной из древнейших. Это цивилизация, где множество религиозных, социальных, этнических, культурных традиций соединяются в одно целое. Политическая история Индии – это во многом история внешних вторжений и захватов: персидских, греческих, тюркских. Но если индийские государства подчинялись завоевателям, то индийская цивилизация одерживала над ними победу, т.к. чужие цивилизации либо без следа растворялись в индуистской, либо становились ее частью. В основе жизнеспособности индуистской цивилизации (даже в современном техногенном обществе) традиционный образ жизни: сельская община, кастовая система и тысячелетние религиозные верования.
Культурные преимущества Дальневосточной (Китайская и Японская) цивилизации нашли выражение в иероглифической письменности, в сложном религиозно-философском восприятии мира и человека, в особом отношении к знаниям и образованности, в материальных достижениях (искусство изготовления бумаги, изобретение шёлка, пороха, компаса, создание первых звёздных каталогов, обсерваторий, лунно-солнечного календаря, медицинские и фармакологические открытия и т.д.). В китайском традиционном представлении весь остальной мир, включая европейский Запад, воспринимался как варварский. Система общественных связей и отношений в рамках этой цивилизации отлична от западных образцов: военной силе противопоставляется искусство дипломатии, военной службе – гражданская на благо сохранения общественного порядка и спокойствия. И в основе всего – следования древнейшим порядкам и традициям.
Появление европейской цивилизации связывают с эпохой Средневековья. Именно в это время формируется европейский мир в современных его пределах и этнических границах. Можно говорить о единой христианской цивилизации, т.к. основой этого явления стало именно христианство. Принимая во внимание последствия «великого церковного раскола», различают цивилизации «западного» (католического) и «православного» типа.
Долгие столетия эти цивилизационные ветви противостояли друг другу, хотя между ними, безусловно, существуют родственные отношения. Своим происхождением они обязаны эллинской цивилизации и единому духовному, мировоззренческому основанию – христианской религии[8]. Ход всемирной истории и начало эпохи научно-технического прогресса на рубеже XIX – XX вв. определили лидирующее положение западной ветви христианской цивилизации. Это связано с тем, что наука, которая сегодня является необходимым условием социального развития, была определяющим компонентом цивилизации именно этого типа. Состояние современной истории позволяет предполагать возможные изменения, связанные с активизацией социально-политических процессов в странах, представляющих исламскую цивилизацию.
В VI-VП вв. на фоне разложения родоплеменных отношений, социального расслоения общества, постоянных междуплеменных войн и многочисленных внешних вторжений, начинаются формирование арабского этноса и глубокие изменения духовного мира аравийских племен: движение от политеистических к монотеистическим религиозным воззрениям, которое завершится формированием одной из современных мировых религий – ислама. Специфика мировых религий, прежде всего, связана с отсутствием ограничений по национальной принадлежности. Проповедовать и разделять эти религиозные взгляды могут люди, принадлежащие к самым разным национальным сообществам и государственным образованиям. В этом выражается интегративная функция мировых религий, способных объединять множество людей, различных по социальным, расовым, национальным признакам, в единое целое. Ислам, как и другие религиозные системы, представляет модель идеального государства, в основе которого социальное равенство и принципы справедливости, совершенный образ жизни и нормы морали, на которые он опирается.
До конца XVIII в. исламская цивилизация, даже распавшись на независимые государственные образования, стремилась расширить своё жизненное пространство, соперничая, в том числе, и с Европой. Но, как было сказано выше, промышленная революция и последовавшее за ней развитие науки и научно-технического прогресса в XVIII-XIX вв. выдвинули на первый план мировой истории западный мир, в то время как страны Азии, Африки и др. стали объектом колониальной политики европейских стран.
Несмотря на такое положение, традиции как конкретно религиозные, так и общекультурные оказались настолько значимыми в истории этих народов, что ислам не ассимилировал с европейской ценностной системой, а не только сохранил свою значимость, но и усилил свои позиции, став идейной основой широких религиозно-национальных освободительных движений Восточного мира[12].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы