Курсовая теория Гуманитарные науки История России

Курсовая теория на тему Россия в первой четверти XVIII в.: преобразования Петра I, оценка их вроссийской историографии, внешняя политика.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I РЕФОРМЫ ПЕТРА I 5

1.1Военные реформы 5

1.2Политические реформы 7

1.3Экономические реформы 9

1.4Культурные реформы 10

ГЛАВА II ОЦЕНКИ РЕФОРМ В ИСТОРИОГРАФИИ 14

2.1Дореволюционная 14

2.2Советская 15

2.3Постсоветская 16

ГЛАВА III ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 18

3.1Западное направление 18

3.2Восточное направление 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

  

Введение:

 

Актуальность работы заключается в том, что Петр Алексеевич до сих пор является спорной фигурой отечественной истории. За 300 лет исторических исследований так и не было представлено единой точки зрения на него и на его реформы. Так что, во многом, его фигура до сих пор дискуссионная и привлекает внимание исследователей.

Разработанность темы в исторической науке. Тематика исследований по Петру и его реформам началась еще в 18 столетии. Первыми были Голиков и Татищев. Они с одобрением относились к императору и его реформам. В 19 столетии вводятся в оборот архивные источники, труды становятся более объективными, появляются лекции, например, курс лекций Соловьева. В начале двадцатого столетия вопросом занимался Милюков, который был против реформ Петра. Отсюда начинается двойственность взглядов, которая будет на всех этапах историографии.

Советская историография сохранила двойственный подход к личности императора и его реформам. Сторонниками реформ Петра были такие ученые, как Павленко, Каменский, Покровский. В советской историографии не формировалось единого взгляда на петровские преобразования. Чаще распространено было мнение, что на ход преобразований повлияла война со Швецией. Но в этом периоде учёные пришли к одному выводу, что реформы Петра I принесли больше пользы нашей стране, и, в основном, они придерживаются западнической точки зрения.

Постсоветская историческая наука также представлена разными теориями. Можно упомянуть Анисимова, который выступал резко против преобразований императора и Авреха, который относился положительно к данному вопросу.

Цель работы – изучить реформы Петра, внешнюю политику, историографические оценки его реформ.

Задачи, которые надо решить для достижения поставленной цели:

1)Изучить военные реформы.

2)Рассмотреть политические реформы.

3)Дать оценку налоговым реформам.

4)Охарактеризовать культурные преобразования.

5)Рассмотреть оценки Петра и его реформ в рамках дореволюционной историографии.

6)Рассмотреть оценки Петра и его реформ в рамках советской историографии

7)Рассмотреть оценки Петра и его реформ в рамках постсоветской историографии.

8)Изучить западное направление внешней политики Петра Алексеевича.

9)Рассмотреть восточное направление внешней политики Петра Алексеевича.

Хронологические рамки исследования – 1699 – 1725 год.

Географические рамки исследования – Европа.

Обзор и характеристика источниковой базы исследования. Список источников и литературы, которые применялись при написании данного исследования, можно поделить на несколько категорий.

Первая категория – работы, посвященные непосредственно Петру Алексеевичу. Это работы таких авторов, как: Анисимов, Евгений Викторович, Буганов В. И, Мережковский Д.С., Каменский А.Б, Павленко Н. И, Платонов, С.Ф, А.Н. Сахаров, Эйдельман Н.Я, Соловьёв С.М.

Вторая категория – сборники документов той эпохи. Это сборник: «Россия в период реформ Петра Первого»

Третья категория – историографические обзоры данного вопроса. Это Историография отечественной истории. С древнейших времен до середины XX столетия. Н.Г. Георгиевой.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, были рассмотрены различные сферы, в которых проводились многочисленные реформы Петра I. Безусловно они все имели революционный характер. Но не все так вдохновенно принимали новые реформы.

Преобразования вызвали острую реакцию среди современников. Политика пользовалась популярностью в кругах дворянства, но среди феодалов было не мало недовольных. Аристократия теряла свою роль в государственных делах, многие теряли свои должности. А духовенство попадало под большую зависимость от власти.

По этой причине духовенство и боярство активно боролись за сохранение старых порядков. Проводились заговоры и даже строились планы по убийству царя, но заговор был раскрыт, а заговорщики понесли наказание.

Военные реформы были направлены на повышение численности армии, рост ее боеспособности, а также появилась система подготовки профессиональных кадров офицеров для разных родов войск.

Однако, комплектование армии основывалось на рекрутной системе, что негативно сказывалось на сельском хозяйстве, поскольку в армию призывали по этой системе только крестьян, при этом на всю жизнь.

Административные реформы были нацелены на то, чтобы упорядочить власть в государстве, выстроить вертикаль власти, сосредоточив всю власть в руках царя.

Экономические реформы преследовали две цели.

Первая цель – увеличить сбор налогов, поскольку требовались огромные суммы на армию и флот, а также на обеспечение остальных реформ.

Вторая цель экономических реформ – создание своей отечественной промышленности, в первую очередь, для достижения самообеспечения войск.

Петровские культурные реформы способствовали переменам в психологии общества. Общество стало более светским, происходит отход от церковной культуры в пользу культуры светской, начинаются заимствования из Европы, сначала при помощи европейских мастеров, а позднее и при помощи своих кадров, которые обучались в Европе за казенный счет.

Как мы видим, касательно реформ Петра всегда было два лагеря историков – те кто относился к нему положительно и те, кто относился к нему отрицательно.

Наиболее ярко это проявлялось в дореволюционной историографии вследствие движения славянофилов и западников. Однако, в более поздние периоды, как противники, так и сторонники преобразований, начинают смотреть на это более взвешенно и объективно.

Таким образом, на северном направлении внешняя политика Петра была направлена на то, чтобы вывести Россию из торговой изоляции и получить возможность торговать без посредников с европейскими странами.

Этому препятствовала Швеция, с которой пришлось воевать. Однако, по итогам Северной войны Россия получила выход к Балтике и возможность напрямую торговать с Европой.

На восточном направлении политика шла с переменным успехом. В частности, не удалось удержать ряд захваченных территорий.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I РЕФОРМЫ ПЕТРА I

1.1Военные реформы

До взятия Азова петровские нововведения в армии не были общими, они не касались всей армии в целом. Только в 1698-1699 годах непосредственно началась полномасштабная военная реформа.

Первоначально для создания регулярных полков использовались два способа: прием всех желающих («волонтеров») в «вольницу», кроме крестьян, плативших государственные налоги; набор» данников», т. е. крестьян, оставленных помещиком в соответствии с установленными пропорциями.

В 1699-1700 годах Петр I проводил централизованный набор в пехоту. Новая система оснащения армии стала законным результатом развития национальных особенностей русского военного искусства.

В 1705 г. правительство Петра I сделало следующий шаг: прием в «вольницу» был отменен, а набор в так называемых «новобранцев объявлен непосредственно из крестьянского населения.

Наборы для набора проводились по мере необходимости, что было объявлено специальными указами. Количество набранных новобранцев каждый раз переопределялось.

С 1705 года до 1713 года (пик Северной войны на суше) было проведено 10 наборов для вербовки, которые дали армии 337 196 человек, что полностью удовлетворило потребности армии в вербовке.

До 1709 года наборы для вербовки проводились ежегодно-происходила изнурительная Северная война. Распространение призыва на самый многочисленный слой населения-крестьянство-необычно расширило базу военной техники. В то же время рекрутчина становится пожизненной и постоянной.Система оснащения дала российской армии большое преимущество перед западноевропейскими армиями, основанными на системе набора. Это позволило создать армию с однородным национальным составом.

Наборы для вербовки брали лучшие кадры из народной экономики, так как были набраны только здоровые мужчины в возрасте от 15 до 32 лет, которые не были оклеветаны какими-либо преступлениями. Для руководства государства и армии система вербовки была более подходящей, чем вербовка. Однако наборы для набора безвозвратно забирали до 40 000 трудоспособных молодых людей каждый год.

Помимо перепроектирования устройств армии, Петр I также уделил внимание техническому перевооружению, так что в армии появились новые артиллерийские орудия, кремневые ударные орудия, боеприпасы и штыки, а во флоте появились новые типы кораблей. Петр Великий придавал особое значение образованию и воспитанию Офицерского корпуса. Все молодые дворяне, начиная с 15 лет должны были пройти службу в Преображенском и Семеновском Гвардейском полках сроком на 10 лет. Как только дворянские дети получили свое первое офицерское звание, их направили в воинские части на пожизненную службу.

Такая система не смогла удовлетворить потребность в новых кадрах, поэтому Петр I основал несколько новые специализированные военные училища: артиллерийское училище на 300 человек и школа математических и навигационных наук в Москве, два инженерных училища, еще одно артиллерийское училище и военно-морская академия в Санкт-Петербурге. Петр I запретил выдавать офицерские звания тем, кто не прошел надлежащую подготовку в военном училище, часто сам допрашивал детей дворян, а тех, кто не сдал экзамен, отправляли на флот в качестве каперов без права на действия офицеры. Такая система обучения и подготовки войск, основанная на опыте Северной войны, помогла создать различные инструкции, такие как: уставы.

Выдающихся солдат Петр I награждал медалями, повышениями и деньгами, офицеров-только медалями и повышениями в званиях, а генералов-специально учрежденным орденом Святого Андрея Первозванного.

Однако в армии была введена строгая дисциплина с телесными наказаниями, а смертная казнь основывалась на серьезных военных преступлениях.

Таким образом, военные реформы были направлены на повышение численности армии, рост ее боеспособности, а также появилась система подготовки профессиональных кадров офицеров для разных родов войск. Однако, комплектование армии основывалось на рекрутной системе, что негативно сказывалось на сельском хозяйстве, поскольку в армию призывали по этой системе только крестьян, при этом на всю жизнь.

1.2Политические реформы

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы