Основы ГМУ Курсовая теория Экономические науки

Курсовая теория на тему Россия как федеративное государство

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты федерализма, его виды 5
1.1 Общая характеристика федеративной формы государственного устройства 5
1.2 Виды современных федераций 12
Глава 2 Форма государственного устройства современной России 19
2.1 Особенности федеративного устройства российского государства 19
2.2 Разделение полномочий между федерацией и её субъектами 23
2.3 Перспективы развития федерализма 27
Заключение 30
Список использованных источников 32

  

Введение:

 

Актуальность темы. Россия в 1918 году была провозглашена федерацией. На протяжении долгого времени федеративное устройство Российского государства не имело примеров практики государственного строительства иностранных государств, так как основывалось в основном на национальном принципе. Когда Россия в 1993 году приняла новую Конституцию, то федеративная система понесла значительные изменения; в Конституции были провозглашены принципы федеративного устройства, которые присущи большинству демократических федераций иностранных государств: территориальная целостность государства, равноправия субъектов РФ, разграничения полномочий и предметов ведения и др.
В 90-х годах российское общество не было готово к переменам. Это повлекло за собой желание ряда субъектов Федерации приобрести независимость от федерации, одностороннему присвоению властных полномочий региональными органами, попыткам выхода из состава государства (сецессии) и т.д. Необходимо было время, чтобы создать организационные механизмы и правовую базу для функционирования федеративной системы Российской Федерации.
Очень ценным оказался и опыт зарубежных государств в строительстве федераций. Сейчас в Российской Федерации сформирована нормативная база федеративных отношений, образовано множество институтов, созданы необходимые организационные механизмы. Несмотря на это, осталось много проблем, которые не решены до конца; недостаточно эффективное функционирование механизмов; важной остаётся проблема обеспечения государственной целостности России. Именно поэтому нужно продолжать изучение опыта других федеративных государств, а именно тех из них, которые эффективно и стабильно функционируют на протяжении длительного периода времени.
Целью работы является комплексный анализ современных федеративных образований, характеристики и особенностей федеративного государства на примере России.
Указанная цель определила необходимость сосредоточения внимания на выполнении следующих основных задач:
1) раскрыть общие характеристики федеративной формы государственного устройства;
2) исследовать современные виды федеративных государств;
3) охарактеризовать федеративное устройство Российской Федерации;
4) раскрыть разделение полномочий между федерацией и её субъектами;
5) определить перспективы российского федерализма.
Объектом исследования работы является федеративное устройство.
Предметом исследования выступает форма государственного устройства Российской Федерации.
Информационной базой послужила учебная литература, теоретические изыскания, монографии по теме исследования, а также статьи из периодической печати.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современные Федерации в мире значительно отличаются друг от друга по своему генезису, политико-правовому статусу, цивилизационной принадлежностью. Из-за особенностей построения и отображения этого факта в конституциях, существование переходных и других форм между унитаризмом и федерализмом, общепринятый перечень федераций отсутствует. Преимущественно выделяют от 20 до 26 федераций. «Чистыми» являются те федерации, в конституциях которых четко зафиксирован соответствующий статус, соответствующий механизмам их реального функционирования (США, ФРГ, Канада, Швейцария, Бразилия и др.). Существуют также фактические федерации, законодательство которых, по сути, устанавливает федеративное устройство, что в целом согласуется с реальной практикой их функционирования (ЮАР, Палау, Папуа-Новая Гвинея). Своеобразной разновидностью фактических федераций можно считать «регионалистские» государства (Испания, частично – Италия). Можно выделить также государства переходного типа, то есть те, у которых есть определенные элементы федерализма (Шри-Ланка, Ирак, Непал).
Первыми федерациями в мире были США и отдельные страны Латинской Америки, а в Европе – Швейцария. После Второй мировой войны федерации распространились в странах Азии и Африки. Отдельные федеративные государства имеют значительную специфику, в частности уникальный характер имеет Босния, состоящая из мусульмано-хорватской федерации и сербской республики, входящие в ее состав как фактической конфедерации, которая номинально считается одним государством.
Существуют различные классификации современных федераций, поскольку эти страны являются чрезвычайно разнообразными и отличаются друг от друга по многим показателям, при этом, отсутствует связь федерализма, как с территорией, так и численностью населения. Крупнейшая по площади федерация – Россия, наименьшая – Сент-Китс и Невис, самая густонаселённая федерация – Индия, наименьшая по населению – Палау.
Всем федеративным государствам присуща высокая степень децентрализации государственного управления, однако этот признак не является универсальным, поскольку, во-первых, существуют как достаточно централизованные федерации, так и децентрализованные унитарные государства (Великобритания, Нидерланды, Израиль и т.д.). Централизованными номинально, можно считать такие федеративные государства как квазифедерации (Австрия, Пакистан, Венесуэла). Россию, в силу ее исторических политико-правовых традиций и большой централизации управления, нередко оценивают как псевдофедерацию. Не прослеживается однозначной связи федеративного устройства с формой правления (хотя большинство федераций – республики), политическим режимом (относительное большинство из них – демократии) и показателями социально-экономического развития, в частности ВВП на душу населения. Среди федераций есть как достаточно богатые (США, Канада), так и очень бедные страны (Эфиопия, Коморы). Сам по себе федерализм не обеспечивает эффективности государственного управления, о чем свидетельствует существование состоявшихся и демократических унитарных государств, так и высокий уровень коррупции во многих федерациях стран «третьего мира».
Современное развитие России как федеративного государства предполагает опору на правовые ценности, положенные в основу норм Конституции РФ. Конституционно-правовые ценности довольно многоплановы. Закрепленные как основополагающие начала федеративного устройства государства, они, тем не менее, не сводятся только к установлению собственно принципов конституционного федерализма, но предопределяют состояние всех областей федеративных отношений. Не в последнюю очередь они формируют практический уровень решения вопросов федеративного устройства, определяют способы конструктивной региональной управляемости, предлагают рациональные пути непосредственного развития юридической практики в субъектах РФ.

 

Фрагмент текста работы:

 

Федерация (от лат. – союз, объединение) – сложное союзное государство, частями которого являются государственные образования, обладающие суверенными правами (Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, Россия, США, Германия, Швейцария и др.).
Основные признаки федерации [19, c. 9]:
1) политико-административно, территория не является единым целым, а состоит из территорий субъектов федерации, которые, в свою очередь, имеют собственное административно-территориальное деление;
2) кроме общей конституции федерации, у ее субъектов есть свои конституции, свидетельствующие о наделении их учредительной властью (исключением является Индия, Пакистан, Нигерия, где субъекты федерации не имеют собственных конституций);
3) существует федеральный двухпалатный парламент (бикамерализм), одна из палат которого является органом представительства субъектов федерации (Федеральное собрание в РФ, Сенат – в США, Совет кантонов – в Швейцарии, Союзный совет – в Австрии). Исключением являются Федеративная Республика Коморских островов, где функционирует однопалатный парламент.
4) присутствуют парламенты в субъектах федерации, которые издают законы в соответствии с федеральным законодательством, эти законы действуют в пределах их территорий;
5) при наличии федерального правительства, существуют самостоятельные органы управления в субъектах федерации. В некоторых странах, субъекты федерации имеют своих президентов (в РФ – президент Татарстана и др.). Компетенция между федерацией и ее субъектом разграничивается федеральной конституцией;
6) существует гражданство, как всей федерации, так и ее субъектов – не у всех, но во многих федерациях;
7) существует единое экономическое пространство – федеральная налоговая и финансово-денежная системы;
8) федерация (не субъекты федерации) имеет суверенитет и является субъектом международного права, но в договорных международных отношениях может выступать в целом, так и каждым из ее субъектов;
9) как правило, субъект федерации не имеет права сецессии – права выхода из состава федерации, в случае нарушения конституционной законности на территории субъекта федерации в чрезвычайных условиях (массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.), применяется так называемый институт федерального принуждения «федеральной интервенции» – вмешательство в дела субъекта федерации в соответствии с правилами, установленными конституцией или законом (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Мексика, Пакистан, США и др.).
В типичной федерации оборонная и внешняя политика принадлежит федеральному правительству, образование – регионам, а право налогообложения разделено между обоими.
По способу создания [16, c. 71]:
• договорные – возникают на основании соглашения, договора, учредительного пакта, т.е. создаются, как правило, «снизу» (Объединенные Арабские Эмираты, Танзания);
• конституционные – учреждаются путем и принятием конституции, то есть создаются главным образом «сверху» (Индия, Бельгия, Австрия);
• договорно-конституционные – сочетают договорные и конституционные основы возникновения (их большинство — США, Германия, Швейцария, РФ и др.).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы