Курсовая теория Гуманитарные науки Мировая политика

Курсовая теория на тему Россия и международные споры об Арктике

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Рост международного интереса к Арктике 6

Глава 2. Спор между Норвегией и Россией, касающийся толкования и применения Договора о Шпицбергене 1920 г. 9

Глава 3. Арктический вектор политики России 15

3.1 Национальные интересы и контуры российской стратегии в Арктике 15

3.2 Проблемы международно-правового статуса российских владений в Арктике 22

3.3.Северный морской путь как национальная транспортная артерия 24

Заключение 31

Список использованной литературы 33


  

Введение:

 

Одним из важнейших с геостратегической точки зрения мировых регионов является Арктика, освоение которой в последние годы приобретает крайне высокое значение. Особое внимание к региону обусловлено его огромным ресурсным потенциалом и, в первую очередь, следует отметить значительные запасы природных энергоносителей. Кроме того, природа Арктики богата и другими полезными ископаемыми: сурьмой, платиной, никелем, медью, алмазами, бокситами и т.д. Немаловажное значение имеют рыбные и другие морские биологические ресурсы.

Следует также отметить, что Арктика играет важную роль и в глобальных экологических вопросах. Арктический регион часто называют «ключевым районом», в части глобального влияния на планетарный климат, геофизические и биологические процессы на Земле. При этом особенности окружающей среды Арктики выступают в роли своего рода индикаторов глобальных экологических воздействий, таких, как например, повышение температуры на планете.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в связи с растущей политической и экономической напряженностью в мире, становятся все более актуальными вопросы эффективной политики государств в борьбе за регионы, в которых сосредоточены колоссальные запасы природных ресурсов и которые имеют огромное стратегическое значение. Таким регионом как раз и является Арктика. С каждым годом геополитическое, геоэкономическое и транспортно-логистическое значение арктического региона возрастает все больше и больше. Для России Арктика возвращается из забвения первых постсоветских лет.

Запустение 90-х годов сменяется строительством арктических баз, которые призваны обеспечивать защиту интересов России в регионе. Это, например, база «Арктический Трилистник», строительство которой ведется с 2007 года, все необходимые материалы и оборудование завозятся через Северный морской путь, который вновь начинает играть роль транспортно-логистической артерии.

Арктика является важнейшей, стратегической ресурсной базой для России, с развитием региона связан ряд важнейших национальных интересов государства, заявил журналистам секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.

Из периферии мировой политики в XXI веке Арктика становится одним из центров, где соперничают ряд крупных держав, и России, чтобы остаться ведущей державой в будущем, жизненно необходимо отстаивать свои национальные интересы в Арктическом регионе.

Таким образом, проблемная ситуация состоит в противоречии между необходимым уровнем эффективности всей системы обеспечения защиты национальных интересов России в Арктике в целях безопасного и стабильного социально-экономического развития региона и нынешним состоянием данной системы.

Объект исследования: арктическое трансграничное пространство и политика России в отношении данного региона.

Предмет исследования: Россия и международные споры об Арктике

Цель темы исследования: изучить международные споры арктических государств и рассмотреть позицию Российской Федерации в ней.

Основные задачи:

-выявить рост международного интереса к Арктике

-изучить спор между Норвегией и Россией, касающийся толкования и применения Договора о Шпицбергене 1920 г.

— определить проблемы международно-правового статуса российских владений в Арктике

— изучить национальные интересы и контуры российской стратегии в Арктике

-рассмотреть Северный морской путь как национальную транспортную артерию.

Что касается научной разработанности темы, то в последнее время вопрос обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктическом регионе исследуется достаточно активно. Необходимо отметить работы таких авторов, как А.Баранник, И.Вознюк («Арктика как важный геостратегический регион столкновения национальных интересов ведущих зарубежных стран»), О.В. Белый («Северный морской путь: проблемы и перспективы»), С.Ковалев («Освоение Арктики – экономический и геополитический аспекты»), Г.Б. Рыжов («Определение опасностей и угроз национальной безопасности Российской Федерации в Арктическом регионе») и др. При этом авторы основное внимание уделяют анализу значимости региона для Российской Федерации, определению угроз национальной безопасности страны и определению путей борьбы с ними.

Для обоснования научных результатов использованы индуктивный и дедуктивный методы, метод анализа (в частности, политический и ситуационный анализ, методы анализа документов) и синтеза, метод систематизации, сравнительный и институциональный методы, а также системный подход, прогнозирование и моделирование.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Арктический регион играет важную роль в мировой политике, экономике, экологии и других сферах. Но для России Арктика имеет особое значение. В первую очередь следует отметить, что очевидным основанием присутствия Российской Федерации в Арктической зоне является её географическое месторасположение. Арктическая зона Российской Федерации охватывает территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, а также земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительную экономическую зону и континентальный шельф РФ. Государственная граница России на протяжении более чем 20 тысяч километров проходит по акватории северных морей. Таким образом, очевидно, что Арктическая зона Российской Федерации – это огромная часть территории нашей страны, и присутствие России в данном регионе мира является абсолютно органичным.

При этом следует отметить, что в данном, крайне важном для России регионе наша страна сталкивается с весьма многочисленными, многогранными и серьёзными угрозами, причём они присутствуют в каждой сфере деятельности: политической, экономической, социальной, военной, экологической и т.д. Некоторые угрозы представляют непосредственную угрозу жизни проживающих в Российской Арктике людей, некоторые – не столь очевидны, однако в долгосрочной перспективе не менее опасны. Следует отметить, что многие из этих угроз существуют уже многие годы, некоторые появились недавно, но год от года становятся всё серьёзней. Учитывая разнообразие, многоаспектность и серьёзность имеющихся угроз, национальные интересы России в Арктическом регионе защищены не в полной мере, и, следовательно, в процесс обеспечения их защиты необходимо вносить изменения.

К защите национальных интересов России в Арктике необходимо подходить системно, то есть процесс обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктическом регионе осуществляется в рамках системы, состоящей из множества взаимосвязанных друг другом элементов. Хотя система обеспечения защиты национальных интересов России в Арктике не институционализирована, она, тем не менее, функционирует. Однако, как видно из наличия и характера угроз, эта система недостаточно эффективна.

Проведённый анализ системы обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике показывает, что неполная эффективность функционирования данной системы объясняется, в том числе, следующими причинами: в экономической сфере – недостаточным развитием внутренней инфраструктуры (транспортной, энергетической и социальной); в политической сфере  недостаточной проработанностью нормативно-правовой базы (как на международной, так и на национальном уровне); и в военной сфере  недостаточным потенциалом военного контингента Вооружённых сил Российской Федерации в регионе (в том числе недостаточной обеспеченностью арктической группировки необходимым вооружением и техникой).

Учитывая указанные причины, в качестве путей совершенствования системы обеспечения защиты национальных интересов России в Арктике можно предложить, во-первых, модернизацию и развитие всех видов инфраструктуры в Арктическом регионе, во-вторых, совершенствование правового механизма защиты интересов нашей страны в данном регионе, и в-третьих, повышение возможностей военного контингента Вооружённых сил Российской Федерации в Арктическом регионе.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Рост международного интереса к Арктике

В последнее время наблюдаются кардинальные изменения мировой политической, экономической и военной обстановки, причиной чему является усиление борьбы государств за энергетические, биологические и другие ресурсы. В этом контексте одним из важнейших как с экономической, так и с геостратегической точки зрения мировых регионов является Арктика — полярная область, включающая окраины материков Евразии, Северной Америки (за исключением южной части Гренландии, полуострова Лабрадор) и почти весь Северный Ледовитый океан (кроме южной и восточной частей Норвежского моря), все находящиеся в нем острова (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие северные части Атлантического и Тихого океанов, ограниченная с Юга Северным полярным кругом . В последние годы целый ряд государств заметно активизировал усилия по наращиванию своего экономического, политического и военного присутствия в Арктическом регионе. Причем речь идёт далеко не только о приарктических странах. Подобную активность можно объяснить тем, что присутствие в Арктике воспринимается как непременное условие обеспечения глобальных стратегических интересов. В Арктике сталкиваются интересы пяти приарктических государств — Российской Федерации, США, Канады, Дании и Норвегии, — которые имеют исключительную экономическую зону и континентальный шельф в Северном Ледовитом океане. На сегодняшний день вопрос о разграничении арктических территорий далек от окончательного урегулирования. Его важность обуславливается тем, что, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, «прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых».

20 декабря 2001 года Россия подала в Комиссию ООН по границам континентального шельфа заявку на расширение своего Арктического шел

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы