Мировой энергетический рынок и международное экономическое сотрудничество Курсовая теория Экономические науки

Курсовая теория на тему Россия и энергетическая безопасность ЕС

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Цели политики энергетической безопасности. 5

1.1
Теоретическая составляющая энергетической безопасности. 5

1.2
Ключевые положения энергетической политики безопасности ЕС.. 9

Глава
2. Проблемы и перспективы отношений ЕС и России в энергетической сфере  18

2.1
Ретроспектива отношений России и ЕС в сфере энергетики. 18

2.2
Политика ЕС в сфере энергетики и интересы России. 22

2.3
Анализ перспектив реализации «Северного потока – 2». 26

Заключение. 34

Список
источников и литературы.. 36

  

Введение:

 

Актуальность работы обусловлена тем, что в современном глобализированном
мире, все большее значение приобретают мероприятия, связанные с энергетической
сферой, которые в XXI в. являются не только возможностью реализации
экономических интересов государств и интеграционных образований, но и их
политических целей в системе международных отношений. Нынешний мировой
энергетический рынок, как и аспекты его безопасности в значительной степени
является политизированным.

Особое значение здесь приобретает энергетическая безопасность, которая,
во-первых, обеспечивает национальные интересы государства через использование
широкого спектра классических и специфических внешнеполитических действий,
определяющих перспективы и статус государства на международной арене, во-вторых,
создает дополнительные средства противодействия глобальным вызовам
современности, связанным с энергетической сферой.

К главным энергетическим проблемам современности, решение которых требует
консолидированных усилий мировых акторов, принадлежат безопасность поставок и
ценовая доступность энергоресурсов, надлежащее управление и устойчивое развитие
и тому подобное. Так вызовы, спровоцированные энергетическими проблемами, имеют
международные последствия, то для национальных субъектов энергетическая дипломатия
является современным эффективным механизмом их предотвращения и преодоления.
Все выше сказанное, актуализирует тему работы в контексте того, что энергия
является ключевым ресурсом многих производственных процессов в мире.

Целью работы является выявление аспектов развития политики
энергетического диалога и энергетической безопасности между Россией и ЕС.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

· Раскрыть теоретическую составляющую
энергетической безопасности;

· Выявить и описать ключевые положения
энергетической политики безопасности ЕС;

· Раскрыть ретроспективу отношений России и ЕС в
сфере энергетики;

· Определить проводимую политика ЕС в сфере
энергетики и выявит интересы России;

· Проанализировать текущее состояние и перспективу
реализации «Северного потока – 2».

Объектом работы является энергетическая безопасность в контексте
взаимоотношений ЕС и России.

Предметом работы являются основное целеполагание энергетической
безопасности, а также критические моменты перспектив и проблем отношений ЕС и
России в сфере энергетики.

Методы работы составляет совокупность общенаучных и специальных методов и
приемов научного познания. Анализ энергетического права ЕС и России базируется
на системном подходе. Исторический подход позволил показать развитие взаимоотношений
России и ЕС в пространственных и временных координатах. Институциональный и
структурно-функциональный методы были применены при анализе институциональных
основ энергетической безопасности. Определение содержательных составляющих
понятий энергетической безопасности потребовало использования широкого спектра
общенаучных методов: синтеза, дедукции, индукции, абстрагирования и т.п.

Информационной и нормативной основой работы являются акты российского,
международного права, права ЕС в энергетической сфере, законодательство по
вопросам энергетического сотрудничества с ЕС.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итоги, резюмируем следующее:

1. Уровень энергетической безопасности для определенной страны, региона
или мира в целом, определяется на основе анализа различных показателей
(индикаторов), характеризующих состояние и влияние внутренних и внешних
факторов на нее. Пороговые значения индикаторов энергетической безопасности
определяют границу перехода энергетики от нормального до кризисного состояния.
На основе этих исследований, осуществляемых методом экспертных оценок
отраслевых специалистов, ученых, можно разработать комплекс общих рекомендаций
и конкретных мер для нивелирования дестабилизирующей действия негативных
факторов и достижения энергетической безопасности.

2. Ключевой структурой современной энергетической политики ЕС является
конструкция из трех измерений, которые охватывают внешние отношения
(безопасность поставок), внутренний рынок (конкуренцию в энергетической сфере)
и экологию (устойчивость к климатическим изменениям). Такая структура
энергетической безопасности сформировалась как ответ на новые проблемы и угрозы
в энергетической сфере, четко определившись после 2000 г. и стали результатом
широкого обсуждения этой проблематики как внутри самого ЕС, так и между ЕС и
государствами-членами.

Безопасность потребления выполняет в этой системе главную функцию –
обеспечение безопасного и доступного энергоснабжения потребителей, а
безопасность снабжения – вспомогательную, создавая благоприятные условия для
защиты безопасности потребления, в частности из-за уменьшения энергетических
потребностей и диверсификацию источников.

3. Анализ выступлений европейских высших должностных лиц позволил сделать
вывод, что именно газовый вопрос играет ключевую роль в отношениях между
Россией и ЕС, поскольку в Евразии главные энергетические вопросы, связанны с
этим видом топлива. К тому же газ играет центральную роль в экономике ЕС и
будет иметь решающее значение для трансформации европейских энергетических
систем. Замена угля и нефти газом в краткосрочной и долгосрочной перспективе
может помочь в уменьшении вредных выбросов до 2030 г.

4. Россия, крупнейший в мире экспортер газа и второй по величине
экспортер нефти, может столкнуться с трудностями при адаптации к новой
ситуации, поскольку мир становится все более зависимым от возобновляемых
источников энергии. Экономика России является более крупной и диверсифицированной,
чем любой ближневосточный производитель нефти, в то время как нефтегазовая
рента является важной частью государственного бюджета, на которую приходится
около 40% доходов бюджета.

5. «Северный поток – 2», несмотря на жёсткое противодействие Вашингтона,
будет достроен, это технический вопрос. Как до, так и после президентских
выборов в США в ноябре 2020 г., а также технического запуска «Северного потока
– 2» Вашингтон продолжит оказывать санкционное давление на участников проекта.
Основная причина – необходимость обеспечения конкурентных преимуществ на
европейских рынках американским компаниям, добывающим сланцевый газ. Сложно
прогнозировать, какого рода санкции и против кого будет вводить Вашингтон, и
какие последствия этого будет иметь для коммерческой деятельности дочки
«Газпрома» консорциума «Nord stream AG» и его партнёров.

В этих условиях «Газпром» и его отечественные конкуренты, в первую
очередь, «Новатек», будут расширять поставки сжиженного природного газа на
европейский рынок. Это тот сегмент, где российские компании смогут успешно
конкурировать с более дорогим американским сланцевым газом.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Цели политики энергетической безопасности 1.1 Теоретическая
составляющая энергетической безопасности Промышленно развитые страны начали серьезно задумываться об
энергетической безопасности в 1973-1974 гг., из-за событий на Ближнем Востоке и
с появлением и деятельностью организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), члены
которой поняли свое влияние на мировую экономику и влияние на цены на топливно-энергетические
ресурсы (ТЭР) в политических целях. В противоположность им, тогда же, западными
странами было создано Международное энергетическое агентство (МЭА), с целью
координации действий стран мира (членов организации) для обеспечения
энергетической безопасности.

На сегодня энергетическая безопасность является компонентом экономической
и национальной безопасности страны. Экономическая безопасность любой страны –
это общенациональный комплекс мероприятий, направленный на устойчивое развитие
и совершенствование ее экономики, который обязательно включает механизм
противодействия внешним и внутренним угрозам или рискам, часто сопутствующим
деятельности государства как субъекта эконмических отношений[1].

Существует ряд определений понятия энергетической безопасности:

1. Энергетическую безопасность можно трактовать как свойство технической
безопасности систем энергетики. В то же время энергетическая безопасность (по
ее определению) конечной целью ставит гарантированную защиту личности,
общества, государства от дефицита топливно-энергетических ресурсов, то есть
имеет более широкий смысл, чем понятие надежности, и выступает как
экономическая, политическая и философская категория[2].

2. Энергетическая безопасность – это система сочетание потенциалов –
экономического, политического, технико-технологического, ресурсного и,
собственно, энергетического, а также факторов научного, географического,
организационного, управленческого и т.п., без учета которых анализ любой
безопасности невозможен[3].

3. Энергетическая безопасность как одна из составляющих национальной
безопасности проявляется, во-первых, как состояние обеспечения государства
энергоресурсами для реализации воспроизводственных процессов в национальной
экономике, гарантирующих ее полноценную жизнедеятельность и, во-вторых, как
состояние безопасности энергетического комплекса страны.

4. Энергетическая безопасность – составная экономической безопасности,
целенаправленное воздействие субъекта управления на угрозы и опасности,
создание государственными и негосударственными учреждениями необходимых и
достаточных условий для предотвращения дефицита в обеспечении потребителей
экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества
в нормальных и чрезвычайных условиях, последовательное и активное проведения
политики энергосбережения и диверсификации источников энергоснабжения,
обеспечение эффективного функционирования подсистемы энергетической
безопасности[4].

5. Энергетическая безопасность – это такое состояние экономики, который
обеспечивает защищенность национальных интересов в энергетической сфере от
существующих и потенциальных угроз внутреннего и внешнего характера, позволяет
удовлетворять реальные потребности в топливно-энергетических ресурсах для
обеспечения жизнедеятельности населения и надежного функционирования
национальной экономики в режимах обычного, чрезвычайного и военного положения[5]. [1]
Гафуров А.Р. Сущность категории «энергетическая безопасность» и ее место в
общей структуре

безопасности
// Вестник МГТУ. 2010. №1 (13). – С.178. [2] Денчев
К. Мировая энергетическая безопасность: история и перспективы // Новая и новейшая
история. 2010. №2. – С.39. [3] Gregory T. Papanikos. Energy Security, the
European Energy Union and the Mediterranean Countries. URL:
http://www.atiner.gr/gtp/Papanikos%20(2015)-Energy%20Security.pdf [4] Kamila Proninska.
Energy and security: regional and global dimensions. URL:
http://www.sipri.org/yearbook/2007/files/SIPRIYB0706.pdf [5] The New Energy
Security Paradigm. URL: http://www.weforum.org/pdf/Energy.pdf

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы