Зарубежное регионоведение Курсовая теория Экономические науки

Курсовая теория на тему Российско-иракские отношения в период с 2000-2021 гг

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Политика Российской Федерации в регионе Персидского залива 8

1.1. Основы внешней политики РФ на Ближнем Востоке 8

1.2. Геополитические интересы России в регионе Персидского залива 12

Глава 2. Российско-иракское сотрудничество до 2003 г. 16

2.1. Российско-иракские торгово-экономические связи . 16

2.2. Двусторонние отншения в военно-политической сфере 18

Глава 3. Российско-иракские отношения после свержения режима С.Хусейна 23

3.1. Факторы российско-иракскского взаимодействия 23

3.2. Российско-иракские отношения в условиях смены власти и трансформации политической системы в Ираке 27

Заключение 30

Список источников и литературы 32

  

Введение:

 

Актуальность исследования заключается в том, что советско-иракские, а затем и российско-иракские отношения были неотъемлемой частью отношений Москвы со странами арабского мира.

Отношения с Ираком традиционно занимают важное место в ближневосточной политике Москвы еще с советских времен. Даже в трудные 1990-е годы Россия стремилась сохранить свои позиции в Ираке, оказывая ему разностороннюю поддержку. Однако военное вторжение в Ирак в марте 2003 года и оккупация страны оказали негативное влияние на двусторонние российско-иракские отношения.

Уровень российско-иракских отношений определяется не только накопленным опытом сотрудничества, но и позицией руководства двух стран, обусловленной складывающимися политическими реалиями в мире и на Ближнем Востоке.

Для дальнейшего укрепления двусторонних отношений России необходимо более активно участвовать в решении задач по восстановлению мира, безопасности и нормальной жизни в этой стране, стабилизации политического процесса в Ираке, что напрямую связано с поддержанием региональной безопасности в стратегически важной зоне Персидского залива.

Россия и Ирак готовы разработать «дорожную карту» двустороннего сотрудничества во всех областях, от энергетики до гуманитарной сферы, Ирак был одним из главных торгово-экономических партнеров России на Ближнем Востоке. Ситуация радикально изменилась после прихода в регион США и их союзников по НАТО.

Объектом исследования является внешняя политика Российской Федерации на Арабском Востоке.

Предметом исследования являются российско-иракские двусторонние отношения в различных сферах в период с 2000 по 2021 г.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 2000–2021 гг, т.е. с приходом В.В. Путина на пост президента Российской Федерации, и до настоящего времени.

Цель исследования – выявить особенности и основные направления российско-иракских отношений в рассматриваемый период.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи исследования:

— Проанализировать основы внешней политики РФ на Ближнем Востоке

— Рассмотреть геополитические интересы России в регионе Персидского залива.

— Изучить факторы российско-иракского сотрудничества.

— Выявить основные направления российско-иракского сотрудничества.

— Проанализировать двусторонние торгово-экономические связи.

— Дать оценку российско-иракским отношениям в военно-политической сфере.

Степень изученности темы. Военно-политический кризис в Ираке, разразившийся в 2003 году и оказавший значительное влияние на развитие региональных (на Ближнем Востоке) и международных отношений, привлек большое внимание исследователей, в том числе специалистов в области внешней политики, международной экономики, политологии, военных специалистов и так далее. В то же время можно констатировать, что российская политика, направленная на разрешение иракского кризиса, остается достаточно малоизученной. Отдельные аспекты политики России в отношении Ирака и урегулирования иракского кризиса рассматривались специалистами Института изучения Израиля и Ближнего Востока РАН, Института стратегических оценок и анализа и других российских исследовательских центров. Кроме того, изучением иракского направления российской внешней политики занимались специалисты зарубежных исследовательских центров, работы которых также были использованы при написании данного исследования.

К таким центрам относятся Центр исследований безопасности (CSS), Цюрих, Швейцария, Институт исследований безопасности Европейского Союза (EUISS), Вашингтонский институт ближневосточной политики. Материалы экспертов указанных исследовательских центров опубликованы в ряде известных российских и зарубежных изданий: «Мировая экономика и международные отношения», «США-Канада: Экономика. Политика. Культура», «Эхо планеты», «Современная политика» (Великобритания), «Le point» (Франция), «The Financial Times» (США), «The Foreign Affairs» (США). Одним из самых авторитетных российских экспертов по Ближнему Востоку в целом и по Ираку в частности является известный ученый, академик и политик Е.М. Примаков.

В своих работах «Минное поле политики», «Мир после 11 сентября» и ряде других Е.М. Примаков анализирует политическую составляющую конфликта в Ираке, развитие российско-иракских отношений (включая анализ собственной роли в развитии российско-иракских контактов), дает собственное видение влияния иракского кризиса на международные отношения, рассматривает возможные перспективы его разрешения.

Источниковая база исследования включает широкий круг оригинальных документов международных организаций, институтов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации и зарубежных стран.

Первая группа источников — законодательные документы, к ним можно отнести Конституцию Ирака , Концепцию внешней политики Российской Федерации 2016 г. , международные документы, связанные с «иракским кризисом», в том числе резолюции Совета Безопасности ООН, а также договоры и соглашения, заключенные Москвой и Багдадом в различных сферах сотрудничества. . Изучение документов ООН имеет большое значение для анализа ситуации в зоне иракского конфликта, так как отражает основные этапы и ключевые события указанного конфликта, позицию основных участников международного сообщества в процессе иракского урегулирования.

Вторая группа источников — делопроизводственные источники , в эту группу также можно отнести аналитические справки, касающиеся российско-иракских отношений, размещенные на сайте МИД Российской Федерации.

Следующая группа – публицистические источники — официальные выступления, речи, интервью, заявления глав правительств и внешнеполитических ведомств, в которых раскрываются различные аспекты заявленной темы .

Методологией исследования является системный подход, поскольку российско-иракские отношения рассматриваются как система, где отдельными элементами являются различные направления российской политики (политическое взаимодействие с иракским руководством, участие в урегулировании иракского кризиса, торгово-экономическое сотрудничество и т.д.), тесно взаимосвязанные друг с другом. Каждый из элементов рассматривается не сам по себе, а во взаимодействии с другими элементами.

Среди общенаучных методов необходимо выделить методы анализа и синтеза, индукции и дедукции.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Российско-иракские отношения в целом были неотъемлемой частью отношений со странами третьего мира и их национально-освободительными движениями, особенно с арабским национализмом, который по историческим и геостратегическим причинам был особенно важен для Москвы. Однако в то же время, особенно в период с 1958 по 1990 годы, советско-иракские отношения отличались некоторыми особенностями, которые ставили их в контраст с советскими связями с другими афро-азиатскими странами и даже некоторыми государствами арабского Ближнего Востока.

Прежде всего, Ирак был ближайшим из всех арабских стран к советским границам, и из-за этой близости угроза советской экспансии могла восприниматься его лидерами как гораздо более реальная, чем лидерами других арабских государств.

В отличие от других арабских государств Машрика, в Ираке с самого начала его существования в 1920-х годах проживало очень значительное (около 25%) этническое неарабское курдское меньшинство с особыми конституционными правами, которые были предоставлены в 1925 году в качестве условия для включения в его границы региона Мосул, населенного преимущественно курдами. Курдский народ, другие группы которого проживают в Турции, Иране и России, никогда полностью не смирялся со своим разделением и отсутствием национального самоопределения, а в Ираке с 1961 года постоянно требовал территориальной автономии. Их стремления, к которым Советский Союз не мог оставаться равнодушным, ставили его, однако, в неловкое положение, вынуждая делать выбор между их признанием и общей поддержкой арабского национализма и дружественного иракского правительства.

Иракская коммунистическая партия, которая была официально основана в 1934 году, была одной из самых эффективных и социально влиятельных марксистских организаций в регионе. Хотя она никогда не была достаточно сильна, чтобы самостоятельно прийти к власти, тем не менее, она представляла собой отнюдь не незначительную политическую силу в стране, являясь для Москвы после 1958 года одновременно и ценным активом, и неудобством в ее сделках с «прогрессивным», но все еще часто злобно антикоммунистическим иракским правительством.

Наконец, экономический потенциал и относительное богатство Ирака, особенно после Октябрьской войны 1973 года и последующего роста цен на нефть, сделали эту страну финансово привлекательным партнером и клиентом для Москвы. Эти экономические аспекты, которые в прошлом никогда не отсутствовали, приобрели дополнительное значение после распада СССР и становления России как самостоятельного и прокапиталистического государства.

Постсоветская Россия, отвергая марксистскую идеологию и идеологическую поддержку коммунистических партий и национально-освободительных движений народов третьего мира, тем не менее, по-прежнему заинтересована в сотрудничестве с Ираком, а с 1994 года оказывает Багдаду политическую поддержку против введенных Соединенными Штатами карательных санкций.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Политика Российской Федерации в регионе Персидского залива

1.1. Основы внешней политики РФ на Ближнем Востоке

Российская внешняя политика демонстрирует преемственность и перемены. Российская Федерация действовала по нескольким сценариям, а с 2000 года, с приходом Владимира Путина, ее главной целью стало укрепление статуса Российской Федерации как великой державы. Максимизация власти и стремление к внутренней безопасности имеют огромное значение, поскольку международная система находится в состоянии перманентной анархии. Третий срок Путина ознаменовался кризисом в Украине и аннексией Крыма, что способствовало историческому перелому в российской внешней политике .

Традиционно теплые отношения между нашими странами будут способствовать дальнейшей дружбе, сказал Дмитрий Медведев, обращаясь к премьер-министру Ирака: «Я рад нашей новой встрече. Россияне ценят нашу историческую дружбу с иракским народом, несмотря на драматические события последних лет. Мы продолжаем контакты на высшем уровне, и это, несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между Россией и Ираком». Нынешний визит является неотъемлемой частью этой повестки дня». В свою очередь, Нури аль-Малики подчеркнул готовность Москвы и Багдада развивать и укреплять двустороннее сотрудничество: «Российско-иракские отношения были очень тесными и прочными в прошлом, и я убежден, что они останутся такими же и в будущем. Сегодня Ирак проводит активную политику по укреплению отношений с дружественными странами». Иракская делегация состоит из представителей Министерства иностранных дел, Министерства обороны, Министерств торговли, нефти и энергетики. Все это — потенциальные сферы для сотрудничества с Россией». Если говорить о фактах, то российская компания «Лукойл» выиграла контракт на разработку нефтяного месторождения Западная Курна-2.

Контракт предусматривает достижение добычи 95 млн. тонн нефти в год. Промышленная добыча должна начаться в 2014 году. Международный консорциум с участием российской «Газпром нефти» будет осуществлять разведку и добычу нефти в других регионах Ирака. Кроме того, стороны договорились о ряде перспективных проектов в области электроэнергетики. Что касается партнерства в области оборонных технологий, то в этом году «РосОборонЭкспорт» подписал с Ираком контракты на сумму более $4 млрд. Россия также готова развивать проекты по поставке коммерческих самолетов в Ирак и обучению иракского персонала.

Еще до визита Нури аль-Малики источники в Багдаде отмечали, что переговоры свидетельствуют о намерении иракских властей диверсифицировать свои экономические и политические отношения и отказаться от контроля США над их деятельностью.

Роль лидеров всегда была основополагающей в процессе формулирования и принятия решений по внешней политике в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР), а также в постсоветской России, благодаря силе централизма и характерным авторитарным чертам советской системы. Несмотря на создание нового государства, централизация политической власти, которая в постсоветской России подчеркнула сильную персонализацию власти, продолжала жить.

Михаил Горбачев является центральной фигурой в преобразовании СССР после разочарования в правлении Леонида Брежнева и недолгого руководства Юрия Андропова и Константина Черненко (1982–1985). Внутри страны он сделал ставку на реформаторский курс, а внешне продемонстрировал готовность приблизиться к Западу и демократически открыться Востоку .

В переходный период внешняя политика России отражала те ограничения, с которыми она сталкивалась внутри страны. Всеобщее недовольство переходным процессом, начатым тогда Горбачевым, способствовало победе Бориса Ельцина на президентских выборах 1991 года. Первый президент России Ельцин попытался полностью интегрировать страну и создав прямой союз с США. Но быстро политика внешней открытости и модернизации породила централизаторские и контролирующие тенденции. В отличие от Горбачева и Козырева, Владимир Путин видел Россию великой державой и добивался признания Запада, демонстрируя свое стремление к внутреннему самоутверждению и выделению в глобальных делах. После объявленного ухода Ельцина 2000 год стал поворотным моментом и ознаменовал собой Владимира Путина .

К 2008 году Путин сумел привнести большую последовательность во внешнюю политику. Путин определил свою внешнюю политику, приняв новые документы, в которых говорилось об изменениях, например, в Концепциях внешней политики Российской Федерации. Лидеры, а также тип лидерства определяли способ формулирования внешней политики и поведение государств в рамках международного политического сценария.

25 декабря 1991 года СССР был официально прекратил свое существование. Начавшийся переходный процесс предполагал новое историческое выравнивание и изменения во внешней политике РФ в связи с окончанием холодной войны и новой социально-экономической политикой.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы