Стратегия инновационного развития Курсовая теория Экономические науки

Курсовая теория на тему Российский опыт формирования и реализации инновационной политики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы реализации инновационной политики 6

1.1 Инновационная деятельность: основные понятия, сущность, значение 6

1.2 Механизмы и инструменты реализации инновационной политики 12

Глава 2. Анализ и оценка эффективности реализации инновационной политики 20

2.1. Анализ показателей развития 20

2.2. Оценка эффективности в сфере инновационной политики 24

2.4.Предлагаемые механизмы реализации инновационной политики в экономике России 32

Заключение 37

Список использованной литературы 40

ПРИЛОЖЕНИЯ 43

  

Введение:

 

В настоящее время для России является актуальным вопрос перевода экономики страны на инновационный путь развития. Для осуществления поставленной задачи необходима разработка механизма, позволяющего перестроить все сферы общественных отношений в целях содействия развитию инновационной экономики. Переход к экономике знаний требует формирования в стране и, соответственно, в регионах целостной системы, эффективно преобразующей новые знания в новые технологии, продукты и услуги, которые находят своих реальных потребителей на национальных или глобальных рынках. Дать импульс инновационному развитию экономики страны должны регионы. Во всем мире именно регионы рассматриваются как двигатель инновационной деятельности и развития всей страны.

Содействия органов власти по стимулированию и мотивации к инновационной деятельности во взаимодействии с предпринимательством и институтами гражданского общества являются основой повышения инновационного потенциала субъектов Российской Федерации.

В настоящее время инновационная политика является одним из важнейших компонентов экономического развития всей страны и ее крупнейших регионов. Кроме того, стимулирование инновационной деятельности — это важнейшая задача для всех уровней власти, ключевое развитие социальной сферы, повышение качества жизни людей.

Перечисленные обстоятельства послужили основанием в выборе темы выпускной квалификационной работы и её исследования.

Целью работы является выявление факторов инновационного развития экономики России на примере промышленности.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:

— изучить теоретические основы инноваций;

— определить факторы, воздействующие на инновационное развитие;

— охарактеризовать сущность, цели и инструменты инновационной политики государства;

— проанализировать уровень инновационного развития экономики России;

— проанализировать инновационное развитие отраслей промышленности России;

— выявить проблемы инновационного развития российской промышленности;

— охарактеризовать стратегию инновационного развития промышленности России;

— сформулировать направления совершенствования механизмов управления инновационным развитием;

— определить экономическую эффективность применения предложенных направлений совершенствования инновационного развития РФ.

Объектом исследования выступает инновационное развитие экономики России в современных условиях. Предметом – совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе инновационного развития экономики и модернизации российской промышленности на современном этапе развития.

Методологической основой работы является системный подход к изучению особенностей системы государственного управления инновационным развитием экономики. В работе использовался широкий инструментарий общих методов научного исследования (наблюдение, сравнение анализ и синтез) и специальных методов (структурный и статистический анализ, методы количественного и качественного сравнения).

Теоретическая база исследования состоит из трудов отечественных и зарубежных авторов, занимающихся изучением организации и развития инновационной деятельности. Среди зарубежных авторов, заложивших теоретические основы инноваций и функционирования инновационной сферы следует выделить работы: М. Вебера, Я. ван Дейна, П. Друкера, В. Зомбарта, Дж. Кларка, А. Кляйкнехта, Н.Д. Кондратьева, Ф. Кумбса, Б. Лундвалла, Л. Соете, Я. Тинбергена, Й. Шумпетера.

Многие теоретические и методологические вопросы экономической эффективности инновационной деятельности получили развитие в работах отечественных исследователей О.Н. Антипиной, А.В. Бузгалина, С.Д. Валентея, В.А. Васина, С.Ю. Глазьева, В.П. Горегляда, Э.П. Дунаева, П.Н. Завлина, В.Г. Медынского, Л.Э. Миндели, В.М. Полтеровича, А.А. Пороховского, Н.Л. Фроловой, В.Н. Черковца, Ю.В. Яковца.

Вопросам системы государственного стимулирования инноваций, выбору наиболее эффективных инструментов и механизмов государственной поддержки инновационного развития посвящены работы Д. Ван Ринена, Й. Варды, С.В. Кадомцевой, И.В. Караваевой, М. Кинга, Л.Н. Лыковой, В.Г. Панскова, В.А.Рубе, Д. Фуллертона, Б. Холла и других.

Информационной базой исследования выступают законодательно-правовые акты РФ в сфере инновационного развития, данные Минэкономразвития России, статистическая информация Росстата, аналитические данные РОСНАНО, АО «Российская венчурная компания» (АО «РВК») и материалы сети Интернет.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Переход экономики России на шестой технологический уклад невозможен без инновационного развития экономики в целом и отраслей промышленности в частности. Инновация – результат исследовательского, технологического, финансового и предпринимательского взаимодействия при внедрении на рынок нового продукта, стимулирующего экономический рост общества, на основе оптимального использования естественных ресурсов и обеспечивающего эффективное функционирование рыночных институтов.

Инновации в силу своего многообразия и функциональности оказывают существенное влияние на экономическое развития страны, ее конкурентоспособность на мировом рынке, а также способствуют повышению уровня и качества жизни населения. Государственная инновационная политика направлена на создание благоприятных условий для осуществления инновационных процессов путем всемерного стимулирования инновационной активности хозяйственных субъектов, государственной поддержки инновационного бизнеса и выступает основой для формирования системы государственного управления инновационными проектами. По уровню инновационного развития Россия серьезно отстает от развитых индустриальных стран. Негативный эффект на инновационное развитие страны оказывают недостаточно разработанное законодательство о научных исследованиях и защите прав на интеллектуальную собственность, низкий уровень финансирования ИT-отрасли (в том числе венчурным капиталом) и высокие инвестиционные риски, а также в «отношении к глобализации» и способности бизнеса адаптироваться к изменениям.

Критически низкой остается инновационная активность организаций и результативность инноваций, обусловленная нехваткой финансовых ресурсов и низким спросом на инновации в экономике страны. При этом инновационная активность организаций промышленного производства традиционно превышает соответствующие показатели других отраслей и среднероссийское значение данного показателя (10,6 и 8,5% соответственно). Наивысший уровень инновационной активности отличает высокотехнологичные сектора (31,8%): производство компьютеров, электронных и оптических изделий (31,9%), лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (31,6%), а также табачное производство (47,1%).

Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации за 2012-2019 гг. увеличилась с 9,3 до 9,7% от общего числа организаций (2321 организация), в тоже время динамика изменения доли предприятий, осуществляющих маркетинговые и организационные инновации была отрицательной (уменьшилась с 2,5 до 1,8% и с 3,4 до 2,8% соответственно), что в целом свидетельствует о низком инновационном потенциале экономики и недостаточных темпах его развития.

В 2012-2019 гг. наблюдаются противоречивые тенденции развития технологических инноваций в промышленности: затраты на них возросли в 2,4 раза, а их удельный вес в общем объеме отгруженной продукции — сократился с 3,1 до 1,7%. При этом основным источником финансирования технологических инноваций остаются собственные средства организаций, которые составляют более 68% всех затрат на инновации. Основными видами инновационных расходов в промышленном производстве остаются расходы на приобретение машин и оборудование (50%) и на проведение исследований и разработок (21,5%). Недооценка роли человеческого капитала в инновационном развитии промышленности обусловливает критически низкие расходы на обучение и подготовку персонала – лишь 0,2% затрат на технологические инновации.

За 2012-2019 гг. фактический объем промышленной инновационной продукции увеличился в 2,9 раз, при этом более 83% данной продукции производится в обрабатывающих производствах (среднетехнологичные отрасли высокого и низкого уровней производят 72%). В структуре промышленной инновационной продукции преобладают товары низкого уровня новизны: новые для организации, но уже известные на рынке (65%) и усовершенствованные (22,3%).

В ходе анализа выявлено, что к основным проблемам развития промышленности РФ относятся: технологическая и организационная отсталость отраслей промышленности и низкая производительность труда; потеря значительной части внутреннего рынка сбыта при неясных перспективах на внешних рынках; высокая степень зависимости от импорта технологий; низкий уровень менеджмента и существенный дефицит высококвалифицированных кадров; низкий спрос на инновации; отсутствие действенной инновационной инфраструктуры. Стратегическими направлениями инновационного развития промышленности является развитие ИКТ, рационального природопользования, систем машин и технологий нового поколения, транспортных и космических систем, энергоэффективности и энергосбережения.

Для совершенствования механизмов управления инновационным развитием в работе предлагаются следующие мероприятия: содействие патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов; создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов; упрощения административных процедур при реализации инновационных проектов; освобождения прибыли, направляемой на внедрение новых технологий, финансирование исследований и разработок от налогообложения; применения методов ускоренной амортизации материальных и нематериальных активов; снижение процентных ставок для стимулирования венчурного финансирования; создание системы государственного и частного страхования инвестиций в сфере инновационной деятельности.

Внедрение предложенных мероприятий в 2020-2021 гг. будет способствовать росту объемов производства промышленной инновационной продукции на 8,2%, созданию дополнительных высокотехнологичных рабочих мест на 10,6%, увеличению налоговых поступлений — на 32,5 млрд. руб., росту в 1,45 раза экспорта инновационной продукции пилотных отраслей, а также росту спроса на инновации и развитию инновационной культуры в обществе


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы реализации инновационной политики

1.1 Инновационная деятельность: основные понятия, сущность, значение

В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации, и при потреблении. С их помощью постоянно увеличиваются объемы производства продукции, работ, услуг и их разнообразие. При этом используется огромное количество первичных ресурсов и энергии, растет отрицательное воздействие современного производства и потребления на окружающую среду, увеличиваются затраты на утилизацию завершивших свой жизненный цикл производств. Технологии новых поколений ориентированы на наращивание их прогрессивных преимуществ и удержание в заданных границах влияния отрицательных факторов социально-экономического развития.

В формировании инновационных контуров национальной экономики ключевая роль принадлежит субъектам РФ и их инновационному потенциалу, призванному мобилизовать имеющиеся ресурсы инновационной среды и организовать эффективное взаимодействие региональных органов государственной власти с субъектами реального сектора экономики.

С целью выявления сущности понятия «инновации», «инновационная деятельность», формирующих инновационный потенциал региона, по нашему мнению, следует обратиться к научным источникам.

С переходом экономических систем к постиндустриальному формату рыночной формы хозяйствования классики рыночной теории и конкуренции в своих научных работах акцентировали особое внимание на необходимость внедрения новаторских идей, как формы повышения конкурентной борьбы за рынки сбыта, что привело к появлению понятия «инновации». По мнению российских учёных Д.В. Ерохина, Е.А. Ларичевой, Ю.А. Карповой и др. термин произошёл от латинского слова «innivous» («in» – в «novus» — новый) и согласуется понятиями, используемыми в русском языке «новинка» обновление», «изменение» . Между тем, более расширенная смысловая сущность термина отражена в научных трудах П.Ф. Друкера, в которых автор определял понятие «инновация», как создание и практическое воплощение абсолютно новых качеств к уже существующим элементам, способствующим приданию новых отличительных особенностей той или иной отрасли экономики .

Дальнейшее закрепление термина в научной среде поучило в трудах основоположника инноватики и функциональной теории конкуренции Й.А. Шумпетера, который отвёл инновациям особое место в альтернативном способе удовлетворения сферы потребления, как «…борьбы нового со старым» . Учёный определял понятие «инновация» (англ. «innovation» — изменение, нововведение) применительно к производимому предприятием нового товара (услуги) или использование методов или средств, которые являются для него новыми идеями и производят технические перемены в производственной среде. То есть любая инновация, рассматривается автором, как принципиально новое решение или новая идея в области технологий, а также внедрения техники управления и организации труда, основанных на использовании передового опыта и достижениях науки с целью получения желаемых результатов – повышения качества продукции (товаров, работ, услуг) и максимально эффективного производственно-технологического процесса. Однако, как отмечают учёные, новые идеи, как атрибуты рыночной экономики и факторы государственно-общественных интересов, находят воплощение лишь в том случае, если приобретают вещественную форму инноваций в процессе реализации и освоения некоторого законченного принципиально нового решения или усовершенствованного продукта, его выгодного практического применения в конкретных сферах общественного воспроизводства. Более того, как подчёркивал Ф. Янсен, инновация – это «…абсолютно новый (улучшенный) продукт или услуга, производство (освоение), а также их реализация, которая способна принести прибыль или другие способы выгоды с целью достижения конкурентоспособности на рынке» . То есть, по мнению автора, инновации создаются в сфере воспроизводства и сопряжены с конкуренцией и рыночной конъектурой. Несомненно, рыночная экономика помимо качественных совершенствований инновационного продукта предъявляет высокие требования к его конкурентоспособности на рынке. Поэтому продолжая развитие функциональной теории конкуренции, М.Э. Портер отвёл ведущее место не только структуре рынка и уровню развития конкурентных отношений, но и степени адаптации к технологическим изменениям, как угрозы вхождения на рынок новых участников и появления товаров-аналогов, определяющей роли власти покупателей и поставщиков, формирующих характер соперничества между конкурентами .

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Это вызвано тем, что в рыночной экономике инновации представляют собой оружие конкуренции, так как инновация ведет к снижению себестоимости, к снижению цен, к росту прибыли, к созданию новых потребностей, к притоку денег, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе внешних.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы