Курсовая теория на тему Российские и зарубежные научные школы региональной экономики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития
региональной экономики. 5
1.1. Становление теории и практики региональной
экономики. 5
1.2. Понятие и сущность региона и региональной
экономики. 9
Глава 2. Особенности российских и зарубежных
научных школ региональной экономики. 14
2.1. Роль и необходимость исследования российских
и зарубежных научных школ региональной экономики. 14
2.2. Анализ российских и зарубежных научных школ
региональной экономики 18
Заключение. 23
Список использованной литературы.. 25
Введение:
Современное состояние и
уровень развития регионов России во многом определяются историей развития
страны, существующими тенденциями, формирующимися внутри страны и вне ее
пределов, и факторами развития национальной экономики. В условиях глобализации
национальные экономики должны активно действовать по поддержанию своей
конкурентоспособности, поскольку они становятся открытыми и имеют ограниченные
возможности по противостоянию вызовам. Угрозы развития могут формироваться как
внутри страны, так и приходить извне. Данное обстоятельство выдвигает на первое
по значимости место проблему поиска новой стратегии экономического развития, а
также анализ различных школ региональной экономики.
Несмотря на то, что в
современной России второе десятилетие происходит формирование системы
стратегического планирования, реальная практика принятия стратегических решений
по управлению развитием региона еще далека от совершенства: отсутствует методологическая
база соответствующая современному этапу развития страны и сложности решаемых
задач; применяется устаревший инструментарий, разработанный на методической
основе предыдущего (планово-административного) этапа развития страны, для
которого характерны были другие уровни проблем и решаемых задач.
Объектом
исследования курсовой работы являются общественные и экономические отношения,
возникающие при развитии российских и зарубежных научных школ региональной
экономики.
Предметом
исследования курсовой работы являются механизмы развития российских и
зарубежных научных школ региональной экономики.
Целью
курсовой работы является комплексный анализ российских и зарубежных научных
школ региональной экономики.
Заключение:
Подводя итог,
можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
1. Региональная экономика становится
важным разделом экономической науки. Задача студентов и преподавателей, ученых
и практиков уделять больше внимания к ее осмыслению.
Основными стратегическими
тенденциями развития экономики региона являются:
1. Цифровизация экономических
отношений всех хозяйствующих субъектов.
2. Новая индустриализация
на основе информационных технологий.
3. Импортозамещение в
условиях усиливающей мировой конкуренции.
4. Развитие
межрегиональных экономических связей.
5. Совместные усилия регионов
по продвижению национального экономического продукта на мировом рынке.
2. Вследствие разнообразия подходов к
определению понятия «регион» в его исследовании правомерно применение
контекстно-ориентированного взгляда, что с одной стороны, определяет
многоаспектность предмета исследования — региона, а, с другой, мешает адекватному
использованию основной категории региональной экономики — «регион», поскольку в
каждом конкретном случае ее содержание необходимо уточнять и указывать, какой
именно аспект имеется в виду. Разнообразие содержательного наполнения понятия
«регион» для конкретного случая его использования требует или уточнения
содержания с помощью контекста, или прямого уточнения, в конкретном случае.
Региональная экономика —
это изучение экономических проблем, имеющих пространственное измерение. Область
исследований дает знания о том, как пространство влияет на экономическое
поведение предприятий, потребителей и правительства, и как это поведение, в
свою очередь, влияет на экономическое развитие пространства. Например, наличие
так называемых агломерационных преимуществ — преимуществ для предприятий и
частных лиц, поскольку они расположены в непосредственной близости друг от
друга, — то есть в городских районах люди готовы платить больше за жилье и
офисные помещения, чем в сельских.
3. Использование
комплексного подхода в исследовании развития регионов, учёт конкретных
социокультурных, демографических, экологических особенностей будут
содействовать повышению эффективности управленческих решений, преодолению
многочисленных социально-экономических проблем, характерных для периферии.
4. В парадигме
региональной экономики сливаются две самые древние и самые мистические
категории — категория пространства и категория времени. Пространство и время, с
одной стороны, бесконечны, а с другой — конечны. Региональная экономика как раз
исследует экономическую деятельность в пространстве — времени на конечных
ступеньках, отрезках их модификации. Региональную экономику можно рассматривать
в качестве ветви экономической науки, находящейся в динамическом состоянии с
присущими ей свойствами, качественными признаками и специфическими чертами, со
своей внутренней и внешней средой.
В заключении следует
отметить, что на современном этапе в региональной экономике сохраняется немало
проблем, которые подлежат более детальному исследованию в перспективе, что
предполагает обращение к устоявшимся теориям регионального роста, а также поиск
новых теоретико-методологических подходов к проблематике регионального
развития. Наиболее актуальными для исследований являются вопросы становления
регионов в системе единого экономического пространства, взаимодействия регионов
с центром в рамках федеративного устройства, аспекты межрегионального
взаимодействия, поиск новых эффективных форм территориальной организации
хозяйства и сбалансированного социально-экономического развития.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы развития региональной экономики
1.1. Становление теории
и практики региональной экономики Теория регионального
экономического развития в условиях рынка в Российской Федерации прошла уже
довольно значительный путь. Становление теории шло в условиях практического
поиска перехода от государственно-плановой к рыночной экономике. В мировой
науке было накоплено много теоретических изысканий в области смены рыночного
капитализма на социалистическую систему организации хозяйственной жизни
общества.
Начиная от социалистов-утопистов
и кончая марксизмом-ленинизмом. Однако, практически мало было научных идей по
поводу обратного движения – от социализма к рынку. Эта проблема слабо была
подвергнута научному анализу.
Наша огромная страна за
70 лет (жизнь одного поколения) совершила трудный путь смены
социально-экономических формаций. Дискуссии о путях и методах этих процессов
очевидно еще длительное время будут будоражить и теоретиков и все общество.
В 90-е годы прошлого века
российской элите приходилось искать варианты экономических преобразований прями
«с колес». В итоге был найден путь разгосударствления собственности через
приватизацию в виде акционирования.
Переход к рынку был
осуществлен. Основными показателями формационных изменений и складывания
рыночных условий хозяйствования можно рассматривать:
1. Сформировался слой
новых собственников-предпринимателей.
2. Предпринимательский
слой стал играть основную роль в производстве ВНП.
3. Удалось в начале
нашего века обуздать гиперинфляцию, снизив ее уровень до приемлемого уровня.