Курсовая теория Юриспруденция Конституционное право

Курсовая теория на тему Российская Федерация — правовое государство.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 6
1.1. Понятие и признаки правового государства 6
1.2 Принципы правового государства 11
1.3.Социальное государство 15
ГЛАВА 2.СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ 20
2.1. Формирование правового государства в России 20
2.2. Проблемы формирования правового государства в России 24
2.3 Перспективы формирования правового государства в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Теория государства и права является важной дисциплиной в юриспруденции. Она является основой для подготовки будущих юристов, а на 1 курсе становится главным предметом. Знания, которые будут получены в процессе изучения ТГП, формируют у студентов большую теоритическую базу, способствуют повышению правовой культуры, а так же проявлению уважения к действующему законодательству Российской Федерации.
Я считаю, что тема моей курсовой “Формирование правового государства в России: теория, практика, перспективы” актуальна и обусловлено это тем, что 26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР. После всех событий, связанных с распадом Советского Союза, нашей стране необходимо было начать строительство правового государства. Это “строительство” не прекращается и по сегодняшний день.
Конфуций писал: “Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести”. Поэтому интерес в этой работе связан с тем, что повсеместно нарушаются основные принципы правового государства. По моему мнению, это связано, во-первых, с незаинтересованностью граждан страны в защите своих прав и свобод, а это, в свою очередь, выливается в правовую “неграмотность” населения, а, во-вторых, с отрицанием права в роли социального института, который мог бы успешно регулировать как правила поведения, так и взаимоотношения между людьми.
Главной целью исследования является изучение понятия правового государства, а так же условия его формирования и дальнейшие перспективы в России.
Для успешного выполнения цели исследования работы (проекта) необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить понятия правового государства и социального государства
2. Определить принципы правового государства.
3. Проанализировать особенности формирования правового государства в России.
4. Выявить проблемы формирования правового государства в России.
5. Рассмотреть перспективы правового государства в России.
В исследовании будут использованы такие общенаучные методы, как анализ (разбор, рассмотрение), синтез (объединение в единое целое данных, которые были получены посредством анализа), индукция (логический вывод от частного понятия к общему) и дедукция (логический вывод от общих понятий к частным).
Основными методами в моем исследовании будут исторический (основан на изучении возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности), сравнительно-правовой (сопоставление юридических понятий) и логический (изучение сущности и содержания объектов). Все это поможет мне полностью исследовать тему моей работы, грамотно изложить теоритическую часть, глубоко осветить тему в тесной взаимосвязи с практической частью, показать умение работать с нормативно-правовой базой, библиографией и внести предложения, которые имеют четкое обоснование.
Объектом исследования работы (проекта) выступает правовое государство в России.
Предметом исследования работы (проекта) являются процессы, протекающие в государстве и праве.
Для написания данной курсовой будут использованы нормативно-правовая база, научные статьи ученых и исследователей в области теории государства и права, истории отечественного государства и права и учебная литература.
В первой главе моей работы (проекта) я беру за основу теоритическую часть. В любой курсовой она необходима, так как необходимо подкрепить проблему состояния исследования теорией. Во второй главе я считаю, что необходимо осветить состояние проблемы на сегодняшний день, а так же выдвинуть основные предложения и рекомендации. В заключение своей работы я сделаю вывод по всей исследовательской деятельности и выявлю дальнейшие перспективы.
Право и государство являются не только важными частями общества, но и в то же время самыми сложными общественными явлениями. Римский юрист Павел писал: “Право употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», — таково естественное право. В другом смысле право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право”. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории. Если государство издает нормативно-правовые акты, обеспечивает их соблюдение и, если их не соблюдают, применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подведя итог, проведенному анализу правового государства в России, можно сформулировать следующие выводы. Главной основой правового государства является принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая ветвь власти строго осуществляет только свои четко определенные функции. Вместе они представляют целостную систему власти и уравновешивают друг друга для того, чтобы противостоять нарушениям демократических норм и злоупотребления властью. Так же главным является, что сами граждане нашей страны через всеобщую избирательную систему могут контролировать органы государственной власти и, если это потребуется, контролировать их действия
Если рассматривать условия формирования правового государства, можно утверждать, что назначение и главный критерий эффективности применения права – это реализация права (свободы) личности в конкретной жизненной ситуации. Ведущая цель применения права – претворение в жизнь правоприменительного акта и достижение лицом положительного результата в определенной форме. К подобному выводу можно прийти, рассмотрев с положения Конституции Российской Федерации.
Можно внести следующие конструктивные предложения по формированию и развитию гражданского общества в Российской Федерации:
1.Основы гражданского общества должны быть закреплены в Федеральном законе «О гражданском обществе Российской Федерации». В данном законопроекте следует зафиксировать механизм влияния гражданского общества на государственные органы власти.
2.Внесение изменений во вторую главу Конституции РФ, дополнив статью 32 пунктами 6 и 7, изложив их в следующей редакции:
Пункт 6. Граждане России имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения. Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранным во все выборные государственные органы. Кроме того, у граждан РФ есть возможность принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в работе государственных органов и общественных организаций.
Пункт 7. Граждане России имеют право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в деятельности государственных органов и общественных организаций, направлять в палаты ходатайства с требованием законодательных мероприятий или с изложением общественных нужд. Государственные служащие обязаны в установленные законом сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры .
Совместно с указанными в Конституции правами и свободами желательно дополнить право гражданина РФ на осуществление контроля за деятельностью органов государственной власти. Это будет способствовать эффективному развитию и укреплению гражданского общества в России.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

1.1. Понятие и признаки правового государства

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, которое должно служить интересам и потребностям людей, а так же правам и свободам населения. Это государство, основывается на праве и ограничивается им же в своих действиях, важной частью является то, что оно подчиняется народу. Теория правового государства берет свои начала еще в античности. Её основными источниками являются такие деятели как Сократ, Аристотель, Цицерон, Сократ и т.д. Если обратиться к мыслям Аристотеля(384-322гг.), то он писал: “Там, где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя ”.
Следующим этапом теории является период становления раннего буржуазного общества. Его источниками являются Н. Макиавелли и Ж. Боден, который считал, что “наиболее правильное государство – это такое государство, которое осуществляет правовое управление, обеспечивает права и свободы человека”. Тогда теория правового государства получила огромное развитие.
Далее следует этап политико-правовой мысли Западной Европы, осуществленная в лице Р. Иеринга, Ж. Руссо, Г. Спенсера и многих других. “Правовая государственность имеет место лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, приобретая окончательную правовую прочность”, — писал Р. Иеринг.
А в начале XIX века теория правового государства дошла и до России. Идеи взаимосвязи государства и права были выражены в работах В.М.Гесен, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева и многих других. Владимир Матвеевич писал: Государство связано правом, “стоит под правом, а не над ним ”. Для большевиков идеи правового государства не были привлекательными. В доказательство этого можно привести книгу В.И. Ленина “Пролетарская революция и ренегат Каутский” и высказывание Л. Кагановича: “…марксист не может быть сторонником правового государства”. На современном этапе теория правового государства в Российской Федерации разрабатывается такими учеными М.И. Матузов, В.С. Нерсесянц, В.А. Четвернин. По содержанию их работ можно сделать несколько выводов: теория государства и права имеет тенденцию развития, признаки правового государства все больше увеличиваются. Для возникновения и дальнейшего развития правового государства необходимы ряд определенных условий. А так же можно сказать, что теория и практика формирования правового государства в России имеет ряд серьезных проблем.
В Конституции Российской Федерации в статье 1(пункт 1) закреплено то, что Россия является правовым государством: “Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления ”. Термин “правовое государство” в 1813 году впервые применил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1832 г. также немецкий ученый Роберт фон Моль. Что же такое правовое государство? Это форма организации политической власти в стране, которая основана на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.
Правовое государство имеет ряд основ, на котором оно базируется. Первой является экономическая. Она заключается в том, что собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ. Индивидуальный производитель выступает в роли собственника продукта своего труда. Правовое начало государства реализуются при наличии свободы собственности и самостоятельности, что экономически обеспечивает свободу права. Социальную основу представляет гражданское общество, где в центре внимания стоит, прежде всего, человек и его интересы. Ведь правовое государство – это социальное государство. Нравственную основу правового государства создают принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Эти принципы утверждают неприкосновенность личности, а так же исключает произвол и насилие над ней. “Государство ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других”. Политической же основой является суверенитет. В Конституции РФ статье 3(пункт 1) написано, что “1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ .” В суверенитете сосредоточены все потребности и интересы частей политической системы общества. Теперь можно рассмотреть основные признаки правового государства.
Первый признак заключается в верховенстве права во всех сферах общественной жизни. Этот признак закреплен в Конституции РФ статье 4(пункт 2): “2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации .” В своих законах государство устанавливает общие правила поведения для всех. Все остальные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции РФ и ни в коем случае не должны противоречить ей. В свою очередь закон не дает вседозволенности законодателю. Правовое государство — это конституционное государство. Верховенство закона по Конституции РФ создает стабильность правового порядка в обществе.
Второй признак гласит о взаимной ответственности государства и личности. Взаимоотношения между государством и гражданином должны строиться на равенстве и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает и себя. Правовой характер взаимоответственности государства и права — важная составляющая права, а не волеизъявление государства.
Третьим признаком является связь личности и государства правом. На данный момент идет процесс его укрепления в сложной системе государства.
Четвертый признак связан с предыдущим и гласит об уровне обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Следует считать, что обеспечение прав и свобод — это конечная цель государства.
Пятый признак – это взаимная ответственность государства и личности. Его можно отнести к способам обеспечения прав и свобод человека и можно считать веткой признака взаимной ответственности государства и личности.
Шестой признак выдвинут практикой строительства в Российской Федерации демократического государства и сориентирован на правовое будущее. Звучит он как “Плюрализм политических взглядов и многопартийность”. Но недопустимо оценивать многопартийность количественными показателями. Когда в стране существует более 200 партий, это свидетельствует не о плюрализме, а о господстве противоречивых версий людей.
Седьмой признак – это гармоничный социальный мир. Значит он то, что столкновение интересов, мнение или отдельный людей, или даже групп и наций не могут выйти за правовый запреты государства.
Восьмой признак содержит поддержку гармонии видов собственности (таких как государственная, коллективная, фермерская, личная). Только на основе отношений, которые возникли в результате появления многоукладного хозяйства, способного защитить права и свободы человека.
Девятый признак – это наличие высокоорганизованного гражданского общества. Это можно расшифровать как высокий уровень правового сознания и правовой культуры населения. Этот признак может быть вполне отнесен к условиям создания правового государства.
Десятый признак характеризует государство, которое тотально вмешивается в экономические отношения (рыночной экономики). Приватизации и национализация являются важными инструментами для осуществления миссии государства в гражданском обществе. Этот признак звучит как “контрольно-регулирующая роль государства в экономике”.
Господство правового закона — одиннадцатый признак правового государства. Он утверждает взгляд на право, как на нормативно закрепленную справедливость. Ведь правовое государство — это, прежде всего гарантия обеспечения свободы, прав человека на основе справедливости.
Основа народной государственной власти — это всеобщее избирательное право, двенадцатый по счету признак. Развитая система избирательного права — это гарантия реализации этого права каждым гражданином, обладающим избирательным правом.
Самый важный признак – это тринадцатый и он гласит о разделении ветвей власти. Современная теория разделения властей берет начало в трудах Д. Локка и Ш. Монтескье . Разделение властей — сложная, многогранная и далеко не однозначно толкуемая доктрина. На всем протяжении ее развития не было единого подхода и к практике ее применения. В разные периоды истории в разных странах можно выявить различное соотношение функций и прерогатив трех ветвей власти, обнаружить перераспределение, делегирование их полномочий друг другу. Власть осуществляется тремя ветвями власти. Первая ветвь – законодательная власть. Она обладает верховенством, поскольку определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной власти (в Российской Федерации законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная Дума и Совет Федерации). Вторая ветвь – исполнительная власть, которая в лице своих органов занимается реализацией правовых норм, принятых законодателем (в Российской Федерации исполнительная власть представлена Правительством РФ, которое в свою очередь состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей и федеральных министров). Третья ветвь – судебная власть, который призвана охранять правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал (по Конституции РФ судебная власть осуществляется федеральными судами и судами субъектов РФ).
С учетом всего перечисленного, можно вывести новое понятие правового государства. В учебнике Р.Х. Макуева написано, что “в понятие этого государства могло быть сказано, что для правового государства характерны кроме традиционных признаков государства собственные признаки, отличающие его от демократического государства особенностью его назначения, степенью направленности его функций на обеспечение прав и свобод конкретного человека и гражданина исключительно на основе права, сущность которого понимается как нормати

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы