Курсовая теория на тему Роман Е.Д. Айпина «ханты, или звезда утренней зари» в ракурсе геопоэтики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
1. Творчество Е.Д. Айпина в изучении
отечественного литературоведения. 5
2. Место романа «Ханты, или Звезда утренней зари»
в творческой системе Е.Д. Айпина. 8
2.1. Творческая история романа. 8
2.2. Образный строй и проблематика романа. 11
2.3. Отношение Е.Д. Айпина к роману «Ханты, или
Звезда утренней зари». 14
Выводы ко второму параграфу. 17
3. Художественный образ Югры в романе. 18
3.1. Природный ландшафт. 18
3.2. Домашнее пространство. 20
3.3. Атрибуты цивилизации. 22
Выводы к третьему параграфу. 24
4. Проблема взаимоотношений человека и мира как
смысловая доминанта романа 25
Заключение. 27
Список использованной литературы.. 29
Введение:
Актуальность исследования. Работы Еремея Даниловича
Айпина — это феномен в хантской литературе наших дней. Этот выдающийся художник
слов в ряде своих повестей ("В ожидании первого снега", "Я
слушаю Землю", "В тени старого кедра", "У умирающего
очага") и романов ("Ханты, или Звезда утренней зари" и
"Божья матерь в кровавых снегах ") обозревает проблемы, беспокоящие
его народ. Широко освещая прошлое и настоящее его этнической группы, он
предпринял попытку заглянуть в ее обозримое будущее.
Научная новизна работы. Тем не менее, эволюция
творчества писателя еще не получила фундаментального освещения. Естественное
прибытие Е. Айпина к созданию его эпохального романа о хантах еще не было
показано. Не было предпринято никаких попыток пересмотреть роман "Ханты"
в широком литературном контексте и в аспекте геопоэтики. Поэзия этого
произведения, его фольклорная основа не получили многосторонней характеристики.
Таким образом, установление генезиса этой работы, раскрытие ее образной
структуры и поэтики, а, следовательно, и ее контекстуального анализа, как
представляется, являются релевантными.
Объектом исследования является роман Еремея Айпина
«Ханты, или Звезда Утренней Зари».
Предмет исследования — уникальность содержания и
формы романа «Ханты», история его создания, образный строй и геопоэтика.
Цель исследования — теоретическое обоснование и
практическое осмысление художественного своеобразия романа Еремея Айпина
«Ханты, или Звезда Утренней Зари» в контексте геопоэтики. Достижение этой цели
предполагает решение ряда задач:
1. Рассмотреть творчество Е.Д. Айпина в изучении
отечественного литературоведения;
2. Выделить место романа «Ханты, или Звезда
утренней зари» в творческой системе Е.Д. Айпина;
3. Исследовать художественный образ Югры в романе;
4. Проанализировать проблему взаимоотношений
человека и мира как смысловую доминанту романа.
Методы исследования: теоретический (анализ трудов
по философии, культурологии, литературоведению, социологии, эстетике,
этнографии); историко-типологический метод (установление схождений и близости
явлений, рождённых одинаковыми условиями, но не связанных генетически);
сравнительно-исторический метод; историко-генетический метод;
этнофилологический метод исследования творческой индивидуальности
автора-прозаика.
Методологическую базу исследования составляют
труды С. С. Аверинцева, Л. Н. Арутюновой, В. М. Акимова, М. М. Бахтина, А. И.
Белецкого.
Источником исследования является роман Е.Д. Айпина
Ханты, или Звезда Утренней Зари».
Практическая направленность работы определяется
потребностью североведения вообще и истории хантыйского этноса в частности в
изучении национальной культуры, одним из выдающихся деятелей которой стал
Еремей Айпин. Материалы исследования могут быть использованы для чтения лекций
по хантыйской литературе, для чтения вузовского курса «Литература народов
Севера» на филологических факультетах университетов и институтов.
Структурно данная работа состоит из введения,
четырёх параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Давайте подведем итоги нашего исследования романа
Е. Д. Айпина "Ханты, или Звезда утренней зари".
Исследования, посвящённые работе художника слова,
убеждают нас в том, что проанализированный роман является феноменом творчества
как в работе Е. Айпина, так и в хантской литературе наших дней. Она была
создана на стыке традиционных и современных форм художественного развития
реальности. Эта работа уже нашла иную, хотя и противоречивую, оценку в критике,
однако эволюция работы автора еще не получила фундаментального освещения, естественное
прибытие Е. Айпина к созданию его эпохи в романе о народе хантов еще не было
показано. Таким образом, установление генезиса этого произведения,
характеристики его образной структуры, его контекста в геопоэтики
представляется релевантным. Роман вносит значительный вклад в укрепление дружбы
народов многонациональной России, и поэтому его исследования также актуальны.
В результате наших исследований мы можем сделать
определенные выводы. Творческая история романа "Ханты, или Звезда утренней
зари" была длинной и сложной и требовала более десяти лет упорной работы
от автора. Относительно небольшая история превратилась в объемный и
многогранный роман. Однако прохождение книги через издательства и различные
журналы стало для писателя настоящим "болезненным путешествием".
Система образов романа, построенная вокруг
центрального персонажа и включающая различных персонажей с их собственной
уникальной судьбой, отличается большой оригинальностью. Герой работы
идентифицирует себя не только с близкими людьми и дальними родственниками, но и
с соседними кланами, этносами в целом и природы. Это определяет этническую
принадлежность героя и, в то же время, могущественный пафос работы Айпина.
Поставив в своем романе целый комплекс важных
проблем и нарисовав интересную фигуру путешествующего охотника, понимающего
окружающую реальность, Айпин должен был найти соответствующую, адекватную форму
для этого содержания. Она нашла свое выражение в геопоэтике произведения и,
прежде всего, в его составе.
Содержание
романа занимает значительное место в описаниях, относящихся к ландшафту,
объектам, природе, людям и животным. Описания выражаются в пейзажах, портретах,
анималистических набросках.
Мы убеждены, что глубокое понимание романа
"Ханты, или Звезда утренней зари" предполагает его рассмотрение в
широком литературном контексте. Конкретные связи вышеупомянутого эпоса с
другими художественными явлениями наиболее четко проявились в работе самого
автора. С одной стороны, в предыдущих художественных и публицистических работах
Айпина раскрывались такие темы и мотивы, которые были разработаны и фигурально
воплощены в проанализированном романе. С другой стороны, многие темы и
творческие решения книги о народе хантов нашли продолжение и обогащение в
работе писателя в последующие годы.
Фрагмент текста работы:
1. Творчество Е.Д. Айпина в изучении отечественного
литературоведения
Естественно, что творчество Е. Д. Айпина привлекает
внимание ученых. Отечественные и иностранные литературные критики и критики
рассматривали различные аспекты творчества хантского писателя, как в целом, так
и на примере отдельных произведений. Отдельно следует отметить монографию Е. С.
Роговера и С. Н. Нестеровой "Творчество Еремея Айпина",
опубликованную в 2007 году [13]. Авторы попытались раскрыть эволюцию прозаика,
используя культурно-исторические, сравнительные и типологические методы анализа
литературных текстов. Взяв за основу книгу избранных произведений писателя
"Клятвопреступник", они проанализировали каждую работу и в заключение
монографии определили основные темы и мотивы, подчеркнув идеологическую и
художественную оригинальность малой прозы Е. Д. Айпина.
О. К. Лагунова, доктор филологии, внесла большой
вклад в изучение работ Е. Д. Айпина. Вершиной объединения произведений О. К.
Лагуновой была монография "Явление творчества русскоговорящих ненцев и
хантов в последней трети ХХ века (Е. Айпин, Ю. Вэлла, А. Неркаги)",
изданная в 2008 году [8]. О. К. Лагунова обрисовала основные направления
развития хантской прозы. Исследователь изучает хантыйскую и самодийскую
литературу, применяя в то же время историко-культурную,
компаративно-сравнительную методику и этнофилологический подход к анализу
текстов прозаика с акцентом на аксиологию творчества, константы, интуицию и
онтологическую природу повествования.
Доктор филологии Е. В. Косинцева также ссылается в
своих исследованиях на работу Е. Д. Айпина. В 2010 году была опубликована
монография Е. В. Косинцевой, Н. В. Куренковой "Все в этом мире от
Бога…": по роману Е. Д. Айпина "Божья матерь в кровавых
снегах" [5]. В 2013 году Е. В. Косинцева защитила диссертацию "Хантыйская
литература от рождения до настоящего: темы, образы, традиции". В этой
работе автор раскрывает традиции национальной художественной литературы хантов,
уделяя большое внимание Е. Д. Айпину.