Русская филология Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Роман Чернышевского «Что делать?» и Лескова «Некуда»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Романы о «новых людях» в истории русской литературы.. 5

1.1 Нигилизм
и его влияние на русскую литературу. 5

1.2 Оценка романов Н.Г.
Чернышевского «Что делать?» и Н.С. Лескова «Некуда» русской критикой. 8

Глава 2. Сопоставительный анализ
романов Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и Н.С. Лескова «Некуда». 14

2.1 Образ «новых людей» в романах. 14

2.2 Женские образы в романах. 16

2.3 Мотив ухода из дома в романах. 18

Заключение. 21

Список литературы.. 23

 

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность
исследования
состоит в том
воздействии, которое оказали романы
Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и Н.С. Лескова
«Некуда» на русскую литературу и все русское общество того времени. После
выхода оба романа вызвали полярные оценки, роль обоих романов в дальнейшем
неоднократно переоценивалась. При этом те, кому понравился роман Н.Г. Чернышевского
«Что делать?», резко негативно отнесись к произведению Н.С. Лескова. И
наоборот: те, кому понравился роман Н.С. Лескова «Некуда», не увидели
достоинств в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Актуально сопоставить эти
два произведения, для того, чтобы понять, в чем состоит их конфликт.

Н.С. Лесков и Н.Г. Чернышевский – два известных писателя, живших в
одно время. Н.Г. Чернышевский – это писатель и журналист, сотрудник журнала
«Современник». Его можно назвать идейным вождем демократического движения в
России. Его взгляды и произведения («Что делать?» и другие) заметно повлияли на
русское общество
XIX века. Роман «Что делать?» был высоко оценен демократической
общественностью того времени.

Н.С. Лесков по своим взглядам скорее консерватор, чем
демократ. Его произведения («Некуда» и другие) всегда отражали консервативные
взгляды писателя. Соответственно, демократические круги того времени резко
раскритиковали роман. При этом в настоящее время очевидно, что именно Н.С.
Лесков во многом правильно предсказал судьбу так называемых «новых людей», то
есть тех либералов, которые пытались изменить русское общество.

Цель исследования – рассмотреть романы Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и Н.С. Лескова
«Некуда» в сопоставительном аспекте.

Объект исследования – романы Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и Н.С. Лескова «Некуда».

Предмет работы – герои и мотивы романов Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и Н.С. Лескова
«Некуда».

Задачи:

1) Изучить явление
нигилизма и его влияние на русскую литературу;

2) проанализировать оценку романов Н.Г. Чернышевского
«Что делать?» и Н.С. Лескова «Некуда» русской критикой;

3) провести
сопоставительный анализ романов Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и Н.С. Лескова
«Некуда» в аспекте героев и мотивов.

Методология
исследования
: анализ источников и
литературы по теме исследования.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Русские
радикально-демократические концепции XIX века объединяет характерная черта. Это
отрицание русской действительности и желание перемен. Эти черты проявились в
такой концепции, как нигилизм. Нигилисты отрицали традиционные нормы и
ценности. Одни русские люди относились к нигилизму отрицательно (И.С. Тургенев,
Ф.М. Достоевский, Л.С. Лесков и др.). Но были и идейные лидеры нигилистов: Д.И.
Писарев,  Н.Г. Чернышевский и др.

Н.Г. Чернышевский придерживался
демократических взглядов на то, что люди в России должны иметь такие права, как
экономическая свобода, политическая свобода и право на общественное признание.
Он задумывался о вопросе того, какие люди должны населять Россию, чтобы в ней
оказалась возможна демократия. Таких «новых людей» он и описал в
романе «Что
делать?».
Довольно
быстро Н.Г. Чернышевский стал одним из идейных
вдохновителей русских революционеров. В результате он был выслан сначала в
Сибирь, и затем в Астрахань. Но его идеи заметно повлияли на общество.

Н.Г. Чернышевский является автором романа «Что делать?»,
написанным им в тюрьме
. Публикация в 1863 г. в журнале «Современник» романа «Что делать?»
стала знаковым событием. Большинство критиков не увидели в романе никаких
художественных достоинств. Многие консервативно настроенные критики и читатели
не увидели в нем вообще никаких достоинств. Поддержали роман только
единомышленники писателя, например, Д.И. Писарев. Но и р
оман Н.С. Лескова «Некуда» тоже вызвал полярные реакции.
Демократическая пресса (в лице
Д.И. Писарев, М.В.
Салтыкова-Щедрина и других) резко раскритиковала роман.

Основной причиной расхождений были образы нигилистов в
романах;
Н.Г. Чернышевский создал идеалистическое
описание высокообразованных и порядочных людей, популярных в народе.
Н.С. Лесков в романе «Некуда» нарисовал
прямо противоположный образ нигилистов: малообразованные, невоспитанные, дикие
и непорядочные люди, вызывающие у обычных людей отвращение.
 

Женские образы в ромах тоже были разными. Н.Г. Чернышевский
противопоставляет в романе идеальных и прогрессивных «новых женщин» (Вера
Павловна) и заурядных женщин традиционных взглядов. Н.С. Лесков
противопоставляет в романе революционерку Лизу и заурядную, но разумную и
добрую Евгению. Лиза явно вызывает у писателя симпатию (это видно по ее
описанию), однако он не верит, что такой тип женщины может быть успешен в
России.

В обоих романах прослеживается типичный в русской и мировой
литературе мотив ухода из дома. Герои Н.Г. Чернышевского все порвали со своими
семьями, и строят новую жизнь. Герои Н.С. Лескова тоже ушли из дома (в
частности, Лиза), но счастья в жизни им это не принесло. По мысли Н.С. Лескова,
в России «некуда» уйти из семьи.

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Романы о «новых людях» в истории русской литературы

1.1 Нигилизм и его влияние на русскую литературу

Все русские
радикально-демократические концепции XIX в. при всем их разнообразии объединяет
характерная черта. Это отрицание русской действительности. Ярче всего это
отрицание всего и вся проявилось в такой концепции, как нигилизм.

Прежде всего, вслед за
А.И. Новиковым, отметим, что психологическая основа нигилизма – общечеловеческое
свойство и потребность противодействия влиянию извне, отрицание внушения,
принудительного навязывания личности социальных ролей, традиционных норм и
ценностей, образцов поведения и общения; разочарование в них, разрыв с ними и
стремление изменить. Нигилизм как вид негативного умонастроения (наряду с
пессимизмом и скептицизмом) выражает полное отрицание всего общепризнанного,
исходит из уверенности в абсолютной ложности отрицаемого. Подобное
умонастроение объективируется в социально-негативное поведение, идущее вразрез
с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри данной
макроструктуры [16, с. 9].

В начале 1860-х гг. М.Н.
Катков, а затем и И.С. Тургенев, впервые применили слово «нигилизм» к
общественному умонастроению и некоторым сторонам идеологии и поведения
значительной части современной им русской молодежи. В их интерпретации, эта
идеология связана с разрушением ради самого разрушения, с отсутствием
положительных героев, то есть это исключительно негативная концепция, в которой
нет ничего привлекательного и полезного. Нигилизм – это вредная идеология, она
ведет человека, который ей увлечется, к гибели. Такие взгляды были типичны для
многих консервативно настроенных людей того времени, среди которых можно
назвать и писателя Ф.М. Достоевского.

Близок к консервативным
кругам был писатель и публицист того времени Н.С. Лесков. Он высказывался о
нигилистах осторожнее, но в целом разделял взгляд на нигилизм как
разрушительную концепцию.

Но, с другой стороны,
многие русские люди того времени нигилизм восприняли совершенно по-другому.
Критик Д.И. Писарев сформулировал боевую программу действий молодежи: «что
можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то годится, что
разлетится вдребезги, то хлам; во всяком случае, бей направо и налево, от этого
вреда не будет и не может быть» [17, с. 135].

Другим идейным лидером
нигилистов можно назвать писателя и журналиста Н.Г. Чернышевского.
Публицистическую деятельность Н.Г.
Чернышевского принято связывать с выходом журнала «Современник». В России именно
этот журнал на протяжении долгого времени считался проводником культуры и
передовой мысли в общественное сознание.

Этот
журнал впервые стал издавать А.С. Пушкин. Первый выпуск «Современника» вышел
под руководством А.С.Пушкина в 1836 году [10, с. 117]. Друзья и соратники поэта
продолжили выпускать журнал после смерти Пушкина. Он издавался до 1846
года, постепенно приходя в упадок. А в 1847-м его «подхватили» Николай Некрасов
и Иван Панаев.

Двадцать лет, с 1847 по 1866 г., стоял во
главе этого издания журналист и известный поэт Н.А. Некрасов
.
Но так как Н. Некрасов стремился к коллективности редакторской работы, то в
конце 50-х годов в журнале им была создана редакционная
коллегия в составе Н.А. Некрасова, И.П. Панаева, Н.Г. Чернышевского, Н.Н. Добролюбова.

Н.Г. Чернышевский не просто
редактировал «Современник», но и писал многочисленные статьи. В «Очерках гоголевского периода русской литературы» и
других своих статьях Н.Г. Чернышевский, не переставая,  критиковал идеологию крепостного права. Именно
этот вопрос был одним из основных в его программе социальных перемен в России.

Н.Г. Чернышевский
придерживался взглядов на то, что все люди в России должны быть полностью
свободны. Это экономическая свобода, политическая свобода и право человека на общественное
признание. Именно эти взгляды он и высказывал в своих статьях, что и привело к
его известности в России.

Довольно
быстро Н.Г. Чернышевский стал не просто известным
журналистом, но и вообще одним из идейных руководителей русского
демократического движения. Это было связано не только с темами его статей, но и
с его искренним убеждением в необходимости демократических свобод в России. Н.Г.
Чернышевского можно назвать одним из наиболее убежденных и искренних русских
демократов своего времени.

Можно отметить, что в
демократической критике того вре­мени не замалчивались и недостатки народа, его
необразованность. Но акцент делался не на них. А нигилисты вообще считали, что
они обязаны служить народу, несмотря на любые его недостатки.

Н.Г. Чернышевский также не идеализировал русский народ. Но даже тогда,
когда о недо­статках русского народа подробно говорилось (например, в статье Н.Г.
Чернышевского «Не начало ли перемены?»), автором особенно подчеркивалось, что
не народ виновен в них, а условия его жизни. Он считал, что народное само­сознание
начинает пробуждаться, что народ может скоро из­жить эти недостатки. Но для
этого ему необходимы некоторые права и свободы.

Специфической чертой
русского нигилизма, в отличие от западного идеалистического, является его
рационалистический характер, культ «знания». «По философским своим понятиям
нигилист был позитивист, атеист, эволюционист в духе Спенсера или материалист» [12,
с. 284]. Составляющими нигилистского «культа знания» стали отрицание всякой
«метафизики», преклонение перед естественными науками и их методами, вера в
историю и в прогресс.

«Реальное дело» мыслилось
нигилистами по-разному: как разрыв с традиционной системой ценностей,
образования, воспитания, их отрицание (Д.И. Писарев), как борьба за
индивидуальность (Н.К. Михайловский), как разнузданная стихия бунта, революции,
разрушение всех религиозных, государственных и культурных устоев (М.А.
Бакунин).

Внешние формы такого
разрушения привычного общества также были разнообразны. Одни нигилисты
ограничивались публикацией статей. Другие требовали общественных
преобразований. Часть перешла к революционным и террористическим методам
воздействия на общество.

Но все интерпретации
«дела» и «служения», сводились, в конечном счете, к обоснованию исключительной
роли интеллигентного меньшинства в преобразовании страны. Считалось, что только
они способны «повести народ» в будущее. Много внимания уделялось поискам
«вождя» народа [26, с. 80].  

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы