Курсовая теория на тему Роль законодательной власти в системе «сдержек и противовесов»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Место законодательной власти среди других ветвей власти 5
1.1. Разделение властей и система сдержек и противовесов 5
1.2. Природа и функции законодательной власти. Парламентаризм 9
1.3. Соотношение законодательной власти с другими ветвями власти 13
2. Органы законодательной власти 16
2.1. Федеральное собрание РФ – Парламент Российской Федерации 16
2.2. Органы законодательной власти субъектов РФ 19
Заключение 24
Список использованных источников 27
Введение:
Актуальность темы: Роль государственной власти представляет собой ее значение в рамках управления обществом. Общеизвестно, что для любого общества необходимо руководство, ибо оно нуждается во власти, это делает возможным функционирование многих институтов общества, осуществляющих регуляцию жизни людей, общественных отношений, поведения и взаимодействия людей. Люди не могут существовать без власти, так как им требуется объединение в целях эффективного экономического и общественного развития.
Государство способно подчинять людей, их поведение и деятельность воли всего общества, отдельного класса или группы лиц. При этом власть является социальным явлением. Она возникла с того момента, с какого появилось человеческое общество. Именно за счет власти возникло разделение труда, появилась частная собственность, выделились различные социальные группы.
Власть упорядочила отношения между людьми на ранней стадии их развития, привела в исполнении различные функции, имеющие значение для общества, играла важную роль в распределении пищи и регулировании брачных отношений, а также вопросов разделения труда.
Власть играет важную роль на стадиях развития общества. Власть предполагает существование структуры, через которую она может успешно реализовываться.
Таким образом, создается система государственных органов, через которые осуществляется управление обществом, общественными отношениями. В рамках данной контрольной работы особый интерес представляет Парламент Российской Федерации.
Объект исследования – система отношений связанных с осуществлением государственной власти.
Предметом исследования являются особенности законодательной власти и правового статуса Федерального Собрания РФ.
Целью работы является анализ роли законодательной власти в системе сдержек и противовесов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) изучить принцип разделения властей и систему сдержек и противовесов;
2) рассмотреть понятие и природу законодательной власти;
3) определить место законодательной власти в системе государственной власти;
4) раскрыть особенности правового статуса Федерального Собрания;
5) изучить особенности правового статуса законодательных органов субъектов Российской Федерации.
Степень разработанности проблемы: особенности законодательной власти РФ рассмотрены такими учеными-правоведами как: Алексеева Е.М., Анашкина Ю.Н., Бобоева Н.И., Вильданов Р.Р., Файзуллина И.И., Гончаров В.В., Еременко Е.В., Жилин С.М., Костина М.В., Никифоров А.А., Романцова О.В., Тимошенко Е.А., Венгеров А. Б., Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А., Яценко К.Г. и другими.
Методология исследования: Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.
Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
Законодательная власть занимает ведущее место в системе разделения властей. Она оказывает косвенное воздействие на деятельность органов исполнительной и судебной властей в силу того, что законами конкретизируются особенности организации и функционирования исполнительной и судебной власти. Она осуществляет не только законодательное регулирование, но и контрольно-регулирующие функции, способствующие укреплению конституционной законности и формированию качественного правопорядка в России.
В качестве основного критерия определения места законодательной власти в механизме разделения властей выступают ее отношения с исполнительной властью. Федеральное Собрание РФ, являющееся представительным органом и олицетворяющее законодательную ветвь власти, не имеет статуса высшего органа власти, а потому призвано сосуществовать и конструктивно взаимодействовать с иными властными органами в пределах своей строгоопределенной компетенции и функционального предназначения в общем механизме разделения властей
Законодательной власти не свойственна иерархичность, в отличие от органов исполнительной власти, составляющих исполнительную вертикаль, которая предполагает подчинение нижестоящих органов вышестоящим. Законодательные органы руководствуются Конституцией РФ, положениями законодательства и подчинены закону.
Системой сдержек и противовесов обуславливается подлинное разделение властей в правовом государстве, взаимодействие трех ветвей государственной власти, ограничивается власть каждого органа, обеспечивается нормальное функционирование органов государственной власти, не допускается сосредоточение власти в руках одной ветви.
В заключение хотелось бы отметить, что принцип разделения властей, провозглашенный российской Конституцией, в основу которого положено государственное управление в нашей стране, не может эффективно осуществляться без активного и постоянного взаимодействия всех ветвей власти, в том числе законодательной.
Понятие «Федеральное Собрание» в первый раз присвоили парламенту России Конституцией РФ 1993 г., ст. 94 в которой сообщает: «Федеральное Собрание парламент РФ значится авторитетным и законотворческим органом Российской Федерации».
Федеральное Собрание всеми чертами соответствует классическому парламенту.
Федеральное собрание Российской Федерации — двухпалатный парламент России, высший орган законодательной власти в РФ.
Федеральное собрание состоит из Государственной думы и Совета Федерации. Именно они принимают все федеральные законы, которые затем отправляются на подпись к президенту.
Федеральное собрание — постоянно действующий представительный орган. Его статус определен в главе 5 Конституции РФ.
Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами. Нижняя палата — Государственная дума. Верхняя палата — Совет Федерации.
Парламент Российской Федерации обладает основными чертами:
• является представительным органом (должен выражать интересы и волю народа в целом, а не только граждан, которые принимают участие в выборе депутатов). Парламент представляет собой срез общества, поскольку население осуществляет выбор тех, кому оказывает доверие в представлении своих интересы;
• является законодательным органом (принятие законов и бюджета представлено основной задачей);
• представляет собой постоянно работающий орган, в котором депутаты осуществляют работу на профессиональной основе (для депутатов предусмотрены длительные летние каникулы и короткие зимние, то есть участие в работе парламента — это их основная работа);
• может состоять из 2 палат, включающих Совет Федерации и Государственную Думу (первый осуществляет утверждение или отклонение законов, которые принимает вторая, поэтому часто его могут называть верхней палатой). Конституция РФ не разграничивает, тем не менее, палаты на верхнюю и нижнюю;
• заседание раздельно с Госдумой (вместе заседают с целью заслушивания президентских посланий, посланий Конституционного Суда и выступлений руководства зарубежных государств).
Среди основных направлений взаимодействия органов законодательной власти с другими органами государственной власти и правоохранительными органами (органами правопорядка) можно выделить следующие:
— принятие законов и контроль за исполнением законодательства в сфере обеспечения правопорядка;
— обращение палат парламента в КС РФ с запросами о толковании Конституции РФ, касающимися обеспечения конституционного правопорядка;
— утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения, а также решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории;
— направление в соответствующие конституционные (уставные) суды депутатских и парламентских запросов о соответствии правовых актов Конституции РФ и/или конституции (уставу) субъекта Российской Федерации;
— рассмотрение обращений и прием граждан депутатами по вопросам обеспечения правопорядка и конституционных прав граждан;
— реагирование на поступившие обращения граждан в сфере обеспечения правопорядка путем направления парламентских и депутатских запросов в компетентные органы власти, обращений в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов граждан;
— заслушивание отчетов руководителей федеральных, региональных исполнительных и правоохранительных органов о состоянии законности и правопорядка в соответствующих публичных территориальных образованиях;
— рассмотрение, назначение (согласование) кандидатур соответствующих руководителей исполнительных и правоохранительных органов, функционирующих на федеральном и региональном уровнях.
Фрагмент текста работы:
1. Место законодательной власти среди других ветвей власти
1.1. Разделение властей и система сдержек и противовесов
В качестве одного из главных принципов конституционализма и демократической структуры государственной власти выступает принцип разделения властей, иными словами, дифференциации властной компетенции между всеми ветвями власти для того, чтобы предотвратить концентрацию ее в руках одного направления и создать структуру сдержек и противовесов от злоупотребления властной компетенцией.
Формирование современной теории разделения властей обусловлено многовековым опытом человечества.
Должно было пройти много столетий для того, чтобы одни из самых просвещенных правителей поняли всю разрушительность того, что власть концентрируется у одного человека и пагубные последствия тирании одного правителя. Но, стоит отметить, что такие режимы есть и сегодня в некоторых странах.
Дж. Локк и Ш. Монтескье – классики теории разделения властей. Д. Дидро, Г. Гельвеций, а также некоторые другие западноевропейские и североамериканские мыслители развивали их идеи.
В современных демократических государствах разделение власти осуществляется следующим образом:
— правительственная ветвь — представляет парламент, который избирается посредством тайного голосования с учетом реализации одинаково доступного для всех избирательного права;
— исполнительная ветвь действующей власти – подчиняется президенту или премьер-министру, которые руководят сразу несколькими правовыми органами: министерствами, администрациями и различными ведомствами;
— судебная власть — обеспечивает легальность деятельности первых указанных ветвей путем создания Верховного суда или подобной инстанции, которые осуществляют тщательный надзор за соблюдением установленной конституции и соответствием ей основных распоряжений государственных органов [20, с. 130].
Итак, очевидно, что когда в стране происходит распределение властей на три ветви, то все соответствующие институты, являясь абсолютно независимыми, будут контролировать друг друга, препятствуя своими действиям попыткам злоупотреблять положением.
Государственная власть — это концепция универсальных гражданских отношений и деятельность правительственных структур, которая осуществляется путем установленных в стране законодательных форм и способов, направленных на создание демократического режима в социуме, защиту свобод и прав любого гражданина, а также обеспечение объективного государственного контроля.
Демократизм и эффективность правовой деятельности возможно достигнуть с помощью разделения государственной власти на три ранее рассмотренные ветви, которые выполняют строго предписанные им функции, следовательно, отсутствие одной из них повлечет за собой грубое нарушение принципов демократии. Однако значимая роль в современном мире отводится именно исполнительной власти.
Принцип распределения властей считается одним из центральных конституционных методов, для которого характерны такие общие признаки:
— грамотное распределение власти между действующими законодательными органами;
— рассредоточение основных функций государственной деятельности по различным госслужащим;
— комплексное обеспечение взаимного равновесия всех органов власти;
— установленное законодательством равенства правовых структур;
— независимость органов исполнительной, законодательной и судебной власти в проведении специальных государственных мероприятий и определенной компетенции демократических стран [17, с. 1028].
Классически гипотеза разделения властей подразумевает обязательное создание самостоятельных государственных систем, осуществляющих качественную власть в целях выполнения функций и задач государства, стабильного обеспечения демократического развития общественных традиций, соблюдения свобод и прав граждан. При этом, абсолютно все ветви власти уравновешивают и взаимно дополняют друг друга.
В качестве одного их самых ярких преимуществ теории разделения государственной власти выступает то, что ее реализация дает возможность предупредить излишнюю концентрацию власти в руках одного человека, органа или направления власти, прекратить злоупотребление властью и ее узурпацию, сформировать ряд препятствий на пути антидемократических тенденций тоталитаризма и авторитаризма.
На основании общего правила, которое вытекает из разделения властей, для исполнительной и законодательной власти недопустимо подменять друг друга и вмешиваться в реализацию функций, которые зарезервированы за каждой из них.
Данная теория допускает единство государственной власти и то, что ее различные ветви взаимосвязаны. Для государственной власти свойственно оставаться единой в своей природе, источнике и предназначении, потому что она идет от народа в общем, от неделимой цели выражать интересы всего народа – общности граждан определенного государства. Данное единство также можно увидеть в том, что работа всех трех ее направлений происходит не особняком, а в тесном взаимодействии [13, с. 46].
Чтобы исключить возможный деспотизм, необходимо строгое и тщательное распределение действующей власти.
В каждом разумно функционирующем государстве в обязательном порядке должны взаимодействовать три ветви власти: законодательная, которая издает важные законы; исполнительная, осуществляющая комплексное управление на базе изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законопроектов и осуществляющая справедливое правосудие.