Курсовая теория на тему Роль взрослого в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
I. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
II. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПСИХИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
III. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ
Введение:
Актуальность темы курсовой работы.
Мир детства – особый мир, со своей логикой и своим обаянием. Ребенок часто
видит то, что не видит взрослый. От родителей зависит, каким будет мир детства
детей: радостным, справедливым, чистым и добрым или печальным, несправедливым и
злым.
Фактору взаимодействия детей с родителями традиционно
отводится важная роль в развитии личности детей, их личностной и эмоциональной
и сферы. Родители, постоянно контактируя с ребенком, помогают ему упорядочивать
и регулировать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать
различные психотехнические приемы организации его поведения.
Семья, как малая группа, благодаря своим особенностям
создает для своих членов условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения
эмоциональных потребностей, позволяющие человеку чувствовать собственную
принадлежность к социуму, усиливающие чувство его безопасности и покоя,
вызывающие желание помочь и поддержать других людей. Общение ребенка с близкими
взрослыми – это главное и решающее условие формирования всех его психических
способностей и качеств: речи, мышления, эмоциональной сферы, самооценки,
воображения и пр.
Семья – это скрытое от
внешнего наблюдения пространство сложных взаимоотношений. Супружеские и
родительско-детские отношения в каждой отдельной семье индивидуальные и
неповторимые. Под стилем семейного общения понимается совокупность родительских
чувств, ожиданий, установок, оценок, шаблонов поведения по отношению к ребенку.
Психологическая культура личности является для науки
достаточно новым понятием (впервые упоминается в работах А.А. Бодалева и
Н.И. Обозова в 80-е годы прошлого века), чем и обусловлена актуальность
данного исследования.
Исследованием темы
влияния стиля семейного общения на развитие личности ребенка занимались ученые
Е. Арутюнянц, А. Болдуин, Д. Боумрид, В. Гарбузов,
А. Дмитриева, Е. Эйдемиллер, А. Захаров, А. Личко,
А. Спиваковская и многие другие.
Объектом
исследования являются детско-родительские отношения
Предмет работы
– процесс влияния взаимоотношений в семье на развитие личности детей
Противоречие: с
одной стороны существует довольно много работ по проблеме данной курсовой
работы, с другой стороны существует потребность в обобщении существующих
теоретических положений.
Проблема
исследования: необходимо выявить какова взаимосвязь
между взаимоотношениями в семье и развитием личности ребенка.
Целью
курсовой работы состоит в рассмотрении роли взрослого в
психическом развитии ребенка.
Краткий обзор литературы.
Заключение:
В результате
теоретического анализа литературных источников, посвященных теме нашей работы
мы пришли к выводу, что вазвитие личности – процесс приобретения личностью
качественных и количественных изменений в собственной структуре. В контексте
личностных изменений развитие индивида не является тождественным понятием
становления и формирования.
Признаками развития
личности следует считать: 1) отсутствие жесткого отношения к какому-то заранее
определенному масштабу, критерию, образцу, эталону; 2) преемственность, то есть
обусловленность предыдущими стадиями развития; 3) целостность, когда система
развивается в целом, и это опережает развитие отдельных частей;
4) универсальность развития человеческих потенций, которое является
самоцелью.
Анализ работ психологов дал
нам возможность определить, что педагогическая концепция целостного развития
личности ребенка базируется на теории социокультурного восприятия целостного и
деятельно-личностного подхода, реализуемого воспитателем, у которого
сформированы профессионально значимые качества личности. Таким образом, вместе
они образуют педагогическую концепцию целостного развития и воспитания ребенка
как субъекта детской деятельности.
Воспитатель играет
ключевую роль в целостном развитии ребенка, поскольку является для него
примером поведения, воспитателем и учителем.
Семья, обладая особыми возможностями в формировании
эмоционального, чувственного развития ребенка, создает предпосылки для развития
индивидуальности и психологического здоровья ребенка, поскольку ничто так не выражает
ее субъективный мир, как чувства.
Перспективами
дальнейшего исследования считаем выявление влияния стиля педагогического
общения и стиля общения в семье на психическое развитие старших дошкольников.
Фрагмент текста работы:
Дошкольный возраст – этап
психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его
рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет;
средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст – от 5
до 7 лет.
В дошкольном возрасте
продолжается развитие личности ребенка. Формируется потребность в признании,
чувство собственного достоинства, осознание себя во времени (в прошлом,
настоящем и будущем), осознание собственной половой принадлежности, осознание
себя в социальном пространстве (осознание своих желаний и обязанностей).
Положительным результатом
развития ребенка в этом возрасте является переживание им чувства привязанности,
нежности и любви на аналогичные чувства взрослых (прежде родителей); реализация
собственной потребности в авторитете и уважении, понимание со стороны близких и
значимых для него лиц; появление устойчивого чувства «Я», уверенность,
инициативность и активность, адекватная самооценка; способность к сочувствию;
наличие чувства доброжелательности к людям при излишней выраженности ревности и
зависти; контактность и коммуникабельность, стремление взаимодействовать со
сверстниками на равных[1].
Дошкольный возраст – это
период, в течение которого происходит огромное обогащение и упорядочение
чувственного опыта ребенка, овладение специфически человеческими формами
восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование произвольного
внимания и смысловой памяти.
Все эти достижения
личности является результатом разумного обучения, воспитания и любви к детям.
Важную роль в
формировании названных выше новообразований личности играет позиция, отношение
педагога к детям, его стиль управления обучением: авторитарный, демократический
или либеральный.
Действенным и, главное,
положительным для дальнейшего развития будет спокойствие, сострадание,
доверительный контакт, разъяснения. Тем самым ощущение «Я» ребенка будет
укрепляться и развиваться[2].
В дошкольном возрасте
происходит усвоение половой принадлежности. Ребенок четко знает, кто он:
мальчик или девочка.
Дети в раннем возрасте, с
одной стороны, совершают поступки по непосредственному указанию взрослых, а с
другой, делают то, что им хочется, что им приятное и не требует особых усилий.
В дошкольном возрасте поведение в большей степени определяют ситуативные
желания, связанные с легкодостижимой целью[3].
В обучении и воспитании
следует широко использовать игру в процессе обучения. Если ребенок не научился
играть, если его не привлекают игрушки, если он не может создать
сюжетно-ролевую игру, заинтересовать в ней своих друзей, то у такого малыша не
будет успехов и в серьезной деятельности. Игра – это особая, необходимая для
нормального развития ребенка школа, в которой дети многому учатся. Психологи
называют игру ведущей деятельностью этого возраста, отмечая при этом, что
именно в игре ребенок осваивает умение обобщать и анализировать. В игре
развивается фантазия, способность концентрировать внимание, умение
взаимодействовать. Хотя взрослым может показаться, что в игре ребенку
предоставляется полная свобода, именно играя малыш приобретает способность
сдерживать непосредственные желания, контролировать свои действия, подчиняться
правилам, к целенаправленному, целесообразному поведению[4].
[1] Бахвалова Е.С. Физические и
психические особенности детей дошкольного возраста в перспективе обучения //
Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 436-438.
[2] Бахвалова Е.С. Физические и
психические особенности детей дошкольного возраста в перспективе обучения //
Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 436-438.
[3] Ткачук Е. А. Некоторые показатели
интеллектуального развития и тревожности детей дошкольного возраста в условиях
информатизации // Фундаментальные исследования. – 2013. – №9-5. – С. 925-929.
[4] Эльконин Д.Б. Психология игры /
Д.Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.