Курсовая теория на тему Роль внеурочной деятельности младших школьников в процессе изучения математике
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 5
1.1.Общая
характеристика внеурочной деятельности. 5
1.2.Внеурочная
деятельность младших школьников при организации ФГОС.. 8
2.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 13
2.1.
Методические основы организации внеурочной деятельности обучающихся в системе
современного образования. 13
2.2.Разработка
программы внеурочной деятельности по математике для младших школьников. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
Список
литературы.. 26
Приложение. 28
Введение:
Актуальность
темы исследования. Проблема
использования свободного времени подрастающего поколения в целях обучения и
всестороннего развития всегда была актуальной для общества. Воспитание детей
происходит в каждый момент их деятельности. Однако это обучение более
эффективно в свободное время, чем тренировки. Таким образом, внешкольная
деятельность юных школьников должна быть ориентирована на культурно-творческую
деятельность и духовно-нравственные силы, высокий уровень самосознания,
дисциплину и умение делать правильный нравственный выбор.
Даже у
удачного урока есть один недостаток: он сжат во времени и не позволяет
отвлекаться, даже когда группа слишком сосредоточена на проблеме. Другое дело —
внеклассные занятия, при которых учитель не связан со временем и строгими
критериями планирования. В обязанности учителя технологии могут входить:
руководство техническими творческими клубами, кружками по интересам,
факультативными и т. д. Это занятие является продолжением целенаправленной
работы над уроками и умениями ученика, формированием его личности.
Тема нашей
курсовой работы — «Роль внеурочной деятельности младших школьников в процессе
изучения математике».
Напротив, связь академической работы с
органической внеурочной деятельностью строится на добровольной основе, и ее
создание должно отвечать личным интересам младших школьников.
Такой подход
позволяет учитывать свои индивидуальные
потребности и предпочтения, а также дифференцировать темы уроков. При этом
следует учитывать, что хотя инициативность и активность младших школьников во внеклассных занятиях
больше, чем на уроках, но не могут основываться исключительно на их желаниях.
Учитель должен играть руководящую роль, потому
что он или она лучше знает, что нужно детям в независимой жизни.
В процессе
внеурочной деятельности педагог вместе с детьми размышляет о проблемах, с
которыми сталкиваются дети, ищет их решения, обеспечивает развитие
морально-этического мышления учащихся и всестороннюю ориентацию окружающего
мира.
Организация внеурочной деятельности — сложный
и динамичный процесс, требующий приобретения навыков организации взаимодействия
с младшими школьниками применительно к конкретным условиям и особенностям
школьников. Опираясь на доброту и искренность учителя, дети постепенно
восстанавливают свои отношения с помощью различных занятий.
Объектом
исследования является внеурочная деятельность учащихся в современной школе.
Предмет
исследования – внеурочная деятельность младших школьников по математике.
Цель
исследования — систематизировать теоретический опыт внеурочной деятельности
школьников и представить собственные методические разработки и рекомендации в
данной области.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть
задачи школы по организации внеурочной деятельности детей.
3. Раскрыть
содержание внеурочной деятельности младших школьников.
Структура
курсовой работы состоит из введения , двух разделов, заключения и списка
использованной литературы.
Заключение:
Мы пришли к
выводу, что внеурочная деятельность с учащимися заключается в целенаправленном
взаимодействии педагога с каждым учащимся, детским коллективом в целом,
направленное на решение поставленных задач, сочетающее цели, задачи,
содержание, методы, средства и приемы.
В процессе
данной деятельности создаются новые воспитательные ситуации, воздействующие на
личность учащегося.
Данная
внеурочная деятельность может быть организована в словесной (диспут, встреча,
КВН, конференция, диспут), практической (походы, экскурсии, спартакиады,
трудовые дела) и наглядной формах (школьный музей, тематические стенды,
выставки и др.).
В организации
внеурочной деятельности ведущая роль принадлежит педагогу, которому необходимо
создать атмосферу взаимопонимания, искренности, доброжелательности; обеспечить
возможности самовыражения личности; стимулировать творческие формы общения
детей.
При
организации воспитательного мероприятия педагог учитывает комплекс стержневых
операций, которые позволяют сочетать постоянные и переменные компоненты в
воспитательном процессе и открывают простор для творчества педагога. В
структуре организации мероприятий каждое действие содержит определенные
воспитательные возможности.
Под внеурочной
деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми,
направленное на достижение определенных воспитательных целей.
В процессе
организации внеурочной деятельности у учащихся формируются предусмотренные
новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе их
коллективного планирования, подготовки и проведения, создается обстановка
сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания
и переживания.
Это
способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных
отношений.
Результаты
анкетирования учителей показали, что учителя начальных классов практически не
проводят внеклассных занятий по математике, не уделяют им должного внимания.
Проводя устные беседы, мы выяснили, что причина тому ¾ недостаток времени. Программы насыщенные,
предметов становится все больше, а число учебных часов не увеличивается. Многие
учителя не видят возможности проводить внеклассные занятия из-за высокой
загруженности учеников и их повышенной утомляемости к концу учебного дня. Эти
причины объективны, проблема перезагруженности учеников действительно
существует в современной начальной школе, но и проблема развития математических
способностей не исчезает.
Большинство
детей любят математику, им нравится заниматься ею, в этом они находят
удовольствие. Так же большинство вовсе не считают этот предмет трудным, а,
напротив, относят его к числу наиболее легко дающихся. Это все говорит о том,
что интерес к математике у детей в этом возрасте достаточно высок, и учителю
важно, чтобы ребенок не утратил его в процессе школьного обучения, а
преувеличил, чтобы интерес перерос в страстную увлеченность, в потребность
заниматься математикой. А для плодотворных занятий должна быть создана
плодотворная почва, то есть ребенок должен обладать определенным набором
знаний, умений и навыков, а для этого и необходимо развивать его математические
способности.
В ходе работы
нами предложена разработка программы как
одной из формы организации внеурочной деятельности. Программа разработана для
обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших
школьников, развитию логического мышления, подготовки их к участию в
интеллектуальных играх.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Общая характеристика внеурочной деятельности Внеурочная  деятельность означает активное сотрудничество учителя с детьми, направленное на достижение конкретных целей обучения.
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях обучения и всестороннего развития всегда была актуальной для общества. Воспитание детей происходит в каждый момент их деятельности. Однако это обучение более эффективно в свободное время, чем тренировки. 
Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть ориентирована на культурную и творческую деятельность, духовно-нравственную силу, высокий уровень самосознания, дисциплину и умение делать правильный нравственный выбор[1].
 В ходе научно-педагогических исследований прошлых лет было выявлено несколько направлений, которые органично соответствуют традиционным разделам школьного образования и находят отражение во внеурочной деятельности (нравственная, эстетическая, гражданская, интеллектуальная, трудовая, экологическая, оздоровительная, военно-патриотическая).
 Формы внеурочной деятельности можно разделить на следующие группы: устные формы (лекции, встречи и др.); практические формы (прогулки, экскурсии, спортивные дни, соревнования, клубы и т. д.); визуальные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и др.)
Эти классификации условны и не отражают богатство всех форм организации учебного процесса. В последнее время появилось много новых форм организации.
 Например, организация познавательной деятельности и развития младших школьников наиболее соответствует следующим формам:
 -  викторина, аукцион знаний, «Что? Где? Где? »
-заседание клуба любопытства, конкурс проектов, научный конкурс, интеллектуальный конкурс, деловые игры, обзор знаний, студенческие научные конференции,
-конкурс изобретателей и мечтаний, конкурсы спикеров, различные формы работы с книгой (читательские конференции и др.),
-устный журнал, практические занятия  «Учись учить» и так далее.
 Практика показывает, что мероприятия, связанные с профориентацией учащихся, больше соответствуют следующим формам: встречи с представителями разных профессий, «В мире профессий», «Как выбрать профессию?», Экскурсии на производство, игры-соревнования «Чья профессия? это лучше? » и так далее [3]
Внеклассная деятельность организована в атмосфере непосредственного сотрудничества учителя с детьми. Это требует от учителя постоянно управлять своим психическим состоянием и творческим благополучием. Поэтому важно создать необходимые творческие условия. Педагог должен не только научиться решать теоретические педагогические задачи, но и отражать это решение в общении с детьми.
 Ученые отмечают, что человеческая деятельность всегда осуществляется прямо или косвенно через другие виды деятельности, выделяются следующие виды посредничества[6]: 
а) во взаимосвязи с другой (коллективной);
 б) за другое (услугу); 
в) с иной помощью (контролем); 
г) против другого (игра, конфликт). 
Интересно, что практически все эти формы взаимодействия находят отражение в педагогическом творчестве учителей и детей.
 Например, создание педагогического сотрудничества  выступает как форма коллективного творческого сотрудничества учителей и детей.
 Сотрудничество - это не только открытость и отношение педагога к детям, но и умение организовать совместное творчество через определенную систему принципов и мер.
   К ним относятся интерес детей к ясным, интересным занятиям и задачам вместе; определить отдельные направления творческого развития коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности; общие подходы к будущей деятельности; поиск оптимальных решений и др.
 Творческая коллективная деятельность, конечно же, предполагает взаимодействие учителя и учеников, а также учеников друг с другом. Но это не происходит само по себе. Когда учитель размышляет над процессом внеклассной деятельности с детьми, сомневается, радуется найденному перед ним ответу, предлагает новую версию, советует подумать самостоятельно, оценить такие особенности, как «хорошо сделано», «оригинально» »И так далее - произойдет настоящее взаимодействие …
 Логика педагогического воздействия на младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности, а значит, и в разработке проблемы и процессе ее решения; выявить систему методов педагогического воздействия, выбранных для решения проблем; выбор системы коммуникативных задач, решение которых необходимо для реализации метода воздействия на детей; достижение педагогического воздействия.
 Но недостаточно просто привлечь детей к определенным дополнительным занятиям. Эта деятельность должна быть организована таким образом, чтобы поощрять творческие формы общения детей.
Чтобы у детей были максимальные возможности для общения, важно, чтобы они как можно больше взаимодействовали не только друг с другом, но и со взрослыми в самых разных вопросах и ситуациях.
 Необязательно вмешиваться в их работу, но нужно умело направлять их педагогически и психологически. Детям этого возраста очень нужна помощь взрослых, хотя они сами могут этого не осознавать, более того, не пытаются и не хотят такой помощи.
Дети часто не находят правильных ответов на волнующие их вопросы и активно обсуждаются между собой.
 Таким образом, можно сделать вывод, что изучение опыта учителей математики показывает, что учебные пособия также выходят на новый уровень. Компьютерная интерактивность позволяет существенно управлять учебным процессом, особенно внеучебной деятельностью, при активном участии всех студентов [5].
 Для организации внеклассных занятий (для обоих типов) необходимо современное оборудование: класс математики, оборудованный персональным компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской [8] и другими современными учебными пособиями.